Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции (ГИТ)

15.12.21104

В нашей стране государственный контроль за соблюдением со стороны работодателей трудового законодательства ведётся через проверки. Надзорная деятельность строго регламентирована федеральными законами и подзаконными актами

Консультация эксперта

В нашей стране государственный контроль за соблюдением со стороны работодателей трудового законодательства ведётся через проверки. Надзорная деятельность строго регламентирована федеральными законами и подзаконными актами. И функции инспекций труда – не исключение.

Какие органы следят за соблюдением трудового законодательства?

Подготовиться к проверке можно, если известны причины её проведения. Важно, чтобы работодатель знал свои права и обязанности, а также то, на что имеют право инспекторы и что именно входит в их обязанности. Если руководство организации или предприятия знает обо всех актуальных изменениях трудового законодательства, то оно фактически всегда готово к любой проверке.

За соблюдением трудового законодательства в России следит Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы (государственные инспекции труда — ГИТ).

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере трудового надзора:

- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Виды трудового надзора

Трудовой надзор, как и любой другой, может быть как плановым, так и внеплановым. Для плановой трудовой и внеплановой проверки должно быть законное основание.

Основание для плановой трудовой проверки — включение работодателя в план на наступающий год.

Регулярность проверок зависит от категории риска

Частота проводимых плановых проверок зависит от того, к какой категории риска относится конкретное предприятие.

Законодательство выделяет пять категорий риска, и каждой из них соответствует конкретная периодичность проведения плановой трудовой проверки.

  1. Один раз в два года проверят организации и предприятия, относящиеся к высокой группе риска.
  2. Один раз в три года проверка проводится в отношении работодателей из категории значительного риска.
  3. Один раз в пять лет проверяют работодателей из категории среднего риска.
  4. Один раз в шесть лет проверяют предприятия и организации из категории умеренного риска.

В отношении работодателей, которых отнесли к низкой категории риска, плановые проверки не проводятся.

И если руководство предприятия знает, к какой категории риска их отнесли, то к плановой проверке можно подготовиться.

Критерии для определения категории риска

Также понятны и критерии, согласно которым организации присваивается та или иная категория риска. Этот расчёт делается по специальным формулам. В зависимости от итогового значения определяется категория риска. Законодательство определило пять индивидуальных факторов, которые влияют на расчёт:

  1. Среднесписочная численность работников, занятых у работодателя, — от двухсот человек и меньше. Чем больше сотрудников на предприятии, тем выше риск того, что будет присвоена высокая категория.
  2. Вид экономической деятельности, в котором занят работодатель. Среди критериев перечислено десять видов деятельности, и напротив каждого указан соответствующий коэффициент.
  3. Факты задолженности по заработной плате перед работниками за предшествующий год.
  4. Случаи привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства за три предшествующих года. Основные составы административных правонарушений закреплены статьями 5.27 и 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях.
  5. Уровень травматизма: происходили ли несчастные случаи в организации в предшествующие три календарных года. Также учитывается и степень их тяжести.

Есть ряд обстоятельств, которые могут снизить категорию риска. Например, если в предыдущие три года на предприятии не зафиксировано травм с летальным исходом или за последний год никто из сотрудников не получил тяжёлых повреждений и если в течение года не было выявлено фактов задержки заработной платы.

Учитывая эти факторы, изначально присвоенная категория риска может быть снижена. Решение об этом принимается не чаще раза в год.

Присвоение предприятию или организации категории риска проводится каждый год до 1 июля года текущего, и эта норма начнёт действовать с 1 января. Сведения о работодателях с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и сайтах её территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска). Если же работодатель не отнесён ни к одной из определённых на сайтах категорий риска, то считается, что это предприятие с низкой степенью риска.

Избежать ошибок в кадровых перестановках, а также в приёме и увольнении сотрудников поможет СПС КонсультантПлюс.

Основания для внеплановых проверок

Государственные инспекции труда проводят плановые проверки только выездного формата. При этом план надзорных мероприятий согласовывается с органами прокуратуры и размещается на официальном сайте Роструда. Такой документ на 2022 год размещается на сайте Роструда уже в декабре 2021 года.

Намного сложнее работодателю прогнозировать внеплановый контроль. И для того чтобы на предприятие пришли представители Государственной инспекции труда, должны быть конкретные основания. К ним относятся:

  1. Сведения о нарушении трудового законодательства или угрозы его нарушить. Информация об этом может поступать от сотрудников компании, юридических лиц, предпринимателей, представителей органов власти, средств массовой информации. Нередко налоговые органы или фонды (ПФР или ФСС) сообщают в Государственную инспекцию труда (ГИТ) о наличии у них информации о признаках совершённого работодателем административного правонарушения (выводы делают из анализа отчётности по налогам и взносам).
  2. Требование прокурора о проведении внепланового контроля в отношении работодателя по поступившему в органы прокуратуры обращению. Далеко не всегда ГИТ принимает решение провести внеплановую проверку в отношении работодателя по заявлению или сообщению каждого гражданина. Человек вправе обратиться в органы прокуратуры, и тогда основанием для внеплановой проверки может послужить требование прокурора.
  3. Истечение срока исполнения предписания Роструда об устранении нарушения. Нередко сотрудники Государственной инспекции труда вручают работодателям предписания об устранении выявленных нарушений. В этом документе всегда указывается конкретный срок. Поэтому инспекторы вправе проверить, исполнено ли законное требование.
  4. Внеплановая проверка ГИТ может быть инициирована по поручению президента Российской Федерации, а также поручению Правительства Российской Федерации.

Важно отметить, что плановый контроль проводится только в виде выездной проверки. А вот внеплановый может быть и выездным, и документарным. Также специалисты ГИТ имеют право проводить инспекционные визиты или рейдовые осмотры.

Визит с инспекцией

Особенности инспекционного визита и рейдового осмотра заключаются в следующем.

Во-первых, их продолжительность в отношении одного работодателя не может превышать одного рабочего дня. Для сравнения, продолжительность выездной трудовой плановой или внеплановой проверки может составить до 10 рабочих дней. Исключение: выездная проверка в отношении субъектов малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого бизнеса и 15 часов для микропредприятий.

Во-вторых, действия специалистов при инспекционном визите и рейдовом осмотре ограничены конкретным перечнем. В рамках инспекционного визита ГИТ имеет право проводить осмотр и опрос сотрудников, получать письменные объяснения, требовать документы. В рамках рейдового осмотра ГИТ имеет право на эти же действия, а также на проведение экспертизы. При документарной проверке действия ГИТ ограничены получением письменных объяснений, требованием документов и экспертизой. Срок документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Перед выездной проверкой ГИТ должен уведомить работодателя: ему будет направлена копия решения о проведении мероприятия не позже, чем за 24 часа до её начала. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления работодателя.

Предмет надзора ГИТ – соблюдение требований трудового законодательства. При этом ограничены сроки контрольного мероприятия в зависимости от его вида. Например, в рамках инспекционного визита или рейдового осмотра проверки, вероятно, множество требований выдвинуто не будет именно из-за того, что визит сотрудников ГИТ ограничен одним днём. А вот во время выездной плановой или внеплановой проверки специалисты государственной трудовой инспекции могут провести тщательное обследование, поскольку у них для этого будет 10 дней.

Понять, что именно будут обследовать сотрудники ГИТ и какие требования могут выдвинуть, помогут проверочные листы ГИТ. Они утверждаются Рострудом. Эти документы включают в себя требования по конкретной тематике трудового законодательства и кадрового учёта. Например, проверочный лист по оформлению приёма на работу либо по проверке содержания трудовых договоров и так далее. Они помогают нам не просто подготовиться к потенциальной проверке, но и самостоятельно выявить недочёты и устранить их.

Когда в ходе проверки были нарушения

Если проверочные мероприятия проводились с грубыми нарушениями, то надзорный орган может самостоятельно отменить итоги такой ревизии. Также их результаты можно обжаловать в вышестоящем надзорном органе или суде, в том числе по представлению прокурора.

Перечень грубых нарушений

  1. Отсутствие основания для проведения контрольного мероприятия и согласования с прокуратурой в случае, если оно является обязательным.
  2. Нарушение требования об уведомлении о проведении проверки, когда это является обязательным.
  3. Нарушение периодичности проведения плановой проверки в соответствии с присвоенной работодателю категории риска.
  4. Проведение плановой проверки в отношении работодателя, не включённого в план.
  5. Принятие решения по результатам проверки на основании соблюдения требований нормативных актов, не являющихся обязательными, а также привлечение к проведению проверки лиц, участие которых не предусмотрено Законом № 248-ФЗ.
  6. Нарушение сроков проведения проверки и совершение в ходе неё действий, не предусмотренных для соответствующего контрольного мероприятия.
  7. Непредоставление работодателю для ознакомления документа с результатами проверки. Закрытый перечень грубых нарушений закреплён ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ.

Путеводитель по кадровым вопросам в СПС КонсультантПлюс – информационный банк с практическими решениями любого вопроса кадрового делопроизводства.

Сроки давности

Важно знать, что трудовой проверкой ГИТ может быть охвачен весь период деятельности работодателя. Такие мероприятия не ограничены каким-либо сроком, разве что сроками хранения документов и существования компании. Однако законодательством установлен срок давности привлечения работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Он составляет один год и исчисляется со дня совершения правонарушения. Если нарушение является длящимся, срок давности исчисляется со дня обнаружения его надзорным органом. Но это спорная ситуация. Суды не раз приходили к выводу, что нарушения требований трудового законодательства в большинстве случаев не носят длящийся характер. Поэтому срок давности привлечения работодателя к ответственности исчисляется со дня совершения им правонарушения (Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 3-АД18-7, Постановление Верховного Суда РФ от 01.03.2017 № 84-АД17-1, Решение Московского городского суда от 24.05.2018 по делу № 7-6942/2018).

Ещё один спорный момент связан с количеством нарушений. Суды приходили к выводу, что штрафовать должны однократно за всех работников, а не по отдельности за каждого, если одинаковое нарушение допущено в отношении нескольких работников (Постановление Верховного Суда РФ от 07.03.2018 № 20-АД18-3, Постановление Верховного Суда РФ от 09.08.2016 № 29-АД16-9, Решение Московского городского суда от 24.01.2018 по делу № 7-0329/2018).

Напоминаю, такие уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс, как готовые решения и путеводитель по кадровым вопросам, окажут вам серьёзную поддержку при решении нестандартных сложных спорных ситуаций. Выводы готовых решений и путеводителя по кадровым вопросам учитывают нормы действующего законодательства, актуальную сложившуюся судебную практику и официальные разъяснения органов власти.

Путеводитель по кадровым вопросам. Проверка деятельности организации. Обязательные документы {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Как проводятся плановые проверки организаций (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Готовое решение: Как проводятся внеплановые проверки организации (контрольные (надзорные) мероприятия) (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить

Эксперт по трудовому законодательству, более 7 лет опыта ведения семинаров по привлечению иностранцев и совместительству

  • 42.9K просмотров
  • 5 подписчиков
  • 42 материала