Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Очередные изменения в порядке проведения камеральных проверок

10.10.1838

2018 год богат на изменения в сфере налогового законодательства. Большая часть изменений в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 302-ФЗ). В нашей статье мы поговорим об изменениях в НК РФ в части проведения камеральных проверок, а также прокомментируем Письмо ФНС России № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 «О профилактике нарушений налогового законодательства».

2018 год богат на изменения в сфере налогового законодательства. Большая часть изменений в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 302-ФЗ). В нашей статье мы поговорим об изменениях в НК РФ в части проведения камеральных проверок, а также прокомментируем Письмо ФНС России № ЕД-4-15/13247 от 10.07.2018 «О профилактике нарушений налогового законодательства».

Срок проведения камеральной проверки для декларации по НДС уменьшен

С 3 сентября 2018 года с трёх до двух месяцев сокращён срок камеральной проверки. Однако это касается только деклараций по НДС, в отношении других деклараций, например декларации по налогу на прибыль, срок на проведение камеральной проверки остался прежнем — 3 месяца. (п. 3 ст. 88 НК РФ в редакции Закона № 302-ФЗ от 03.08.2018) Правда, в случае обнаружения нарушений срок камеральной проверки по НДС может быть продлён налоговиками до трёх месяцев. Такие изменения будут применяться в отношении камеральных проверок деклараций по НДС, представленных после 03.09.2018, то есть начиная с третьего квартала 2018 года.

Изменён регламент предоставления документов по требованию ФНС

В силу пункта 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Законом № 302-ФЗ внесены поправки пункт 5 статьи 93 НК РФ.

Теперь документы (информацию), которые налогоплательщик уже представлял в инспекцию, повторно подавать не нужно. При этом есть исключения, при которых всё же необходимо будет представить документы повторно:

  • если ранее налогоплательщик представлял подлинники документов и инспекция вернула их;
  • если налоговики утратили документы вследствие обстоятельств непреодолимой силы (например, пожара или наводнения).

В иных случаях подавать документы не нужно. Вместо этого в ответ на требование инспекции налогоплательщику необходимо направить уведомление (п. 5 ст. 93 НК РФ в редакции Закона № 302-ФЗ от 03.08.2018). Сделать это необходимо в течение срока, отведённого на исполнение требования представить уведомление.

Форма этого уведомления и формат представления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2017 № ММВ-7-2/34@.

В уведомлении нужно указать:

  • какие из истребованных документов (информации) ранее были представлены, при этом необходимо указать реквизиты документов;
  • наименование налогового органа, в который были поданы эти документы (информация).

Уведомление можно подать одним из следующих способов (п. 3 ст. 93 НК РФ):

  • передать в установленном формате по телекоммуникационным каналам связи;
  • подать лично или через представителя;
  • разместить в личном кабинете налогоплательщика;
  • направить по почте заказным письмом. Этот способ можно выбрать, только если вы не обязаны подавать налоговые декларации в электронной форме.

Причём эти правила действуют не только в рамках налоговых проверок, но и в рамках встречных проверок.

Отчётность по НДС и налогу на прибыль, подписанная неуполномоченными или неустановленными лицами, будет аннулирована

Федеральная налоговая служба в рамках реализации мероприятий приоритетной программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» и Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований в целях профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, связанных с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, при этом формально соответствующих требованиям статьи 80 НК РФ, поручила нижестоящим инспекциям организовать проведение мероприятий налогового контроля, направленных на превентивное исключение таких фактов в отношении налогоплательщиков.

Теперь если налоговики при проверке налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль выявят, что отчётность подписана неуполномоченными или неустановленными лицами, то такая отчётность будет аннулирована.

Перечень оснований для аннулирования закрытый, если:

  • руководитель не имеет отношения к деятельности организации;
  • он дисквалифицирован, недееспособен, умер или признан безвестно отсутствующим;
  • декларацию подписал человек, находящийся в местах лишения свободы;
  • декларацию подаёт ликвидированное юридическое лицо или ИП, исключённый из ЕГРИП.

Под пристальный контроль ФНС попадут компании с несколькими признаками фиктивности, в числе которых:

  • нулевая отчётность в нескольких налоговых периодах;
  • транзитное движение денежных средств по расчётным счетам;
  • отсутствие выплат руководителям.

При выявлении таких компаний налоговым органам рекомендовано осуществлять мероприятия налогового контроля, направленные на сбор необходимых доказательств. Рассмотрим подробнее, какие мероприятия налогового контроля налоговики могут проводить.

1. Важными мероприятиями налогового контроля станут допрос руководителей и осмотр помещений

Допрос

- Руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В ходе допроса необходимо осуществить проверку полномочий лиц (в том числе выдавших доверенности) и установить причастность (непричастность) лиц к ведению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подписанию налоговых деклараций, выдаче соответствующих доверенностей, получению сертификатов ключей электронных подписей.

При этом в ходе допроса необходимо установить указанные выше обстоятельства в отношении всех организаций, в которых лицо является руководителем (учредителем).

- Лиц, являющихся учредителями юридического лица, иных лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, в том числе лиц, представивших и (или) подписавших документ по доверенности, представляющих интересы при регистрации налогоплательщика в налоговом органе, а также заявителей, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, или лиц, выступающих по доверенности от имени заявителей, в целях установления владельца (распорядителя) сертификата ключа проверки электронной подписи и квалифицированного сертификата и проверки их полномочий.

ФНС России рекомендовала налоговикам на местах в случае необходимости продолжить осуществление других мероприятий налогового контроля, в частности:

- провести осмотр помещений по адресу юридического лица в пределах места нахождения юридического лица в целях проверки достоверности сведений об адресе, внесённом в ЕГРЮЛ.

Результаты проведённых налоговым органом допросов лиц, а также результаты осмотров помещений должны быть зафиксированы в протоколах и в обязательном порядке подлежат отражению в информационном ресурсе «Допросы и осмотры».

2. Права ФНС при проведении мероприятий налогового контроля расширены

Теперь ФНС вправе истребовать у банков документы (информацию) в целях установления и проверки полномочий лиц, обратившихся для открытия счёта, а также проверки полномочий лиц, указанных в карточке, на распоряжение средствами, находящимися на счёте, при заключении договора банковского счёта.

А также запросить документы (информацию) у удостоверяющего центра с целью установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также получения информации о результатах проверки удостоверяющим центром исполнения лицом положений, установленных Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

ФНС вправе провести экспертизу документов, а также экспертизы информации на машинных носителях (почерковедческая, автороведческая, технико-криминалистическая) в соответствии с пунктом 1 статьи 95 НК РФ в целях исключения фактов представления фиктивных документов, проверки достоверности подписей лиц (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, иных лиц).

Если по результатам упомянутых мероприятий будут выявлены факты, свидетельствующие о нарушении положений пункта 5 статьи 80 НК РФ, то налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования представленных деклараций по НДС и налогу на прибыль. Перед тем как приступить к процедуре отзыва (аннулирования) налоговой декларации, местный налоговый орган должен получить от вышестоящего налогового органа официальное разрешение в виде докладной (служебной) записки.

Рекомендации не применяются в отношении деклараций, по которым срок камеральной проверки завершён (Письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247).

То есть отзыву (аннулированию) подлежат актуальные налоговые декларации, у которых отсутствует дата окончания камеральной налоговой проверки. При этом только налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, представленные за налоговый период — год, могут быть отозваны (аннулированы) (Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций (Приложение к Письму № ЕД-4-15/13247)).

Как видим, с одной стороны, налогоплательщики получили небольшие преференции, а с другой – усиление контроля со стороны налоговиков.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить