Консультация эксперта
Все организации, независимо от формы собственности, обязаны осуществлять воинский учёт работников, если в них трудится хотя бы один призывник или военнообязанный. В случае неведения возможна административная ответственность в виде штрафа. О том, как вести воинский учёт и какая ответственность предусмотрена, если он не ведётся, рассказала наш эксперт Анастасия Чекмарева.
***
Обязанность работодателя вести воинский учёт в организации закреплена в законе. Это следует из:
пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»
Если правила ведения воинского учёта в организации нарушены, то есть риск привлечения к административной ответственности по ст. 21.1, 21.2, 21.3, 21.4 КоАП РФ.
Рассмотрим подробнее обязанности работодателя, последствия их несоблюдения и размеры штрафов за нарушения.
Состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту
Организации обязаны вести воинский учёт, если в них трудятся следующие категории граждан:
- призывники — мужчины от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе;
- военнообязанные — граждане, пребывающие в запасе, относящиеся к категориям, указанным в п. 1 ст. 52 Закона 53-ФЗ.
Закон выделяет категории граждан, которые не подлежат воинскому учёту. К ним относятся:
- освобождённые от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона 53-ФЗ;
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женщины, не имеющие военной специальности;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки РФ и федеральной службы безопасности РФ.
Соответственно, если, например, в организации трудятся исключительно женщины, не имеющие военной специальности, то учет вести не нужно.
Обратите внимание, в законе не указано, что такой учёт ведётся исключительно по основному месту работы. Если в организации по основному месту работы трудятся граждане, не подлежащие воинскому учёту, а среди совместителей есть призывники или военнообязанные, то обязанность ведения воинского учёта не пропадает.
Назначение ответственного за ведение воинского учёта
За состояние воинского учёта отвечают руководители организаций. Это следует из п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Руководитель организации издаёт приказ и назначает ответственных. Рекомендованную форму приказа можно найти в Приложении 4 к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Количество работников, которые ведут учёт, зависит от численности организации (п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Если в организации менее 500 граждан на воинском учёте, то его ведёт один сотрудник по совместительству. Чаще всего в таких организациях данную обязанность поручают работнику отдела кадров. Обратите внимание, поручение дополнительной работы возможно только с согласия работника (ст. 60 ТК РФ). За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Её размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Если в организации более 500 граждан на воинском учёте, то вести его по совместительству не получится. Для данной функции привлекаются работники на полную занятость:
- от 500 до 2 000 – 1 работник;
- от 2 000 до 4 000 – 2 работника;
- на каждые последующие полные 3 000 – по одному работнику.
Документы, необходимые для ведения воинского учёта
Согласно закону документами, на основании которых ведётся воинский учёт в организации, являются (п. 28 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, п. 25 рекомендаций утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):
- для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
- для военнообязанных запаса — военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета).
Такие документы запрашиваются у сотрудников, подлежащих воинскому учёту, и на их основании заполняются учётные документы.
Обратите внимание, если при приёме на работу таких категорий граждан в документах обнаружены неточности, неоговорённые исправления, подделки, неполное количество листов, то их владельца необходимо направить в военный комиссариат для уточнения документов (подп. «а» п. 27 рекомендаций, утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Ранее мы рассказывали о требованиях, предъявляемых к защите персональных данных.
Порядок ведения воинского учёта в организациях
Воинский учёт должен вестись по документам, установленным Минобороны России. Это следует из п. 27 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, но на настоящий момент такого перечня нет. На практике используются документы, предусмотренные для данных целей рекомендациями, утверждёнными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Порядок ведения учёта в организации заключается в следующем:
- При приёме на работу необходимо проверить отметку в паспорте об отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность необходимых документов, а также внести данные в карточку Т-2 в соответствующий раздел.
- В период работы необходимо не реже одного раза в год сверять сведения, указанные в документах, и в случае необходимости их актуализировать. Обратите внимание, сверка происходит не только с той информацией, которая указана в документе гражданина, но и с данными военного комиссариата.
- Оповещать работников о повестках военных комиссариатов и обеспечить их своевременную явку.
- Информировать работников об обязанности постановки на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания.
Отчётность по воинскому учёту
Помимо указанных выше обязанностей работодатели обязаны предоставлять в военные комиссариаты следующие сведения:
- Сведения о приёме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету – в течение двух недель с даты приёма на работу и увольнения с работы.
- Сведения о гражданах, состоящих на воинском учёте, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте – в течение двух недель с даты получения запроса из соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления.
- Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста – ежегодно, до 15 сентября.
- Список мужчин, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году – ежегодно, до 1 ноября.
- Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учёте – в течение двух недель с момента изменения.
Формы документов приведены в приложениях к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Ответственность
Ведение воинского учёта — это обязанность работодателя, соответственно, за нарушение возможно привлечение к административной ответственности (гл. 21 КоАП). Штрафы за нарушения зависят от его типа.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП в виде штрафа от 1 000 до 5 000 рублей наступает в следующих случаях:
- если при приёме или увольнении призывника или военнообязанного не оповестить военный комиссариат;
- если не направить по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учёте.
По ст. 21.1 КоАП штраф составляет от 1 000 до 3 000 рублей. Организацию привлекут к ответственности, если до 1 ноября текущего года в военкоматы не будут предоставлены сведения о мужчинах, которым в следующем году исполняется 17 лет.
Согласно ст. 21.2 КоАП, если не оповестить сотрудника о вызове (повестке) военкомата и не обеспечить ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, штраф составит от 1 000 до 3 000 рублей.
Оштрафовать за неисполнение обязанностей по воинскому учёту могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП).
Срок давности по привлечению к ответственности за данные нарушения — 3 года.
Ещё одно основание для привлечения к административной ответственности — ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Размер штрафа для должностных лиц от 300 до 500 рублей, для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей. Ответственность возникает в случае, если организация не предоставила или несвоевременно предоставила сведения по запросу военного комиссариата.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Вопрос
Является ли положение о воинском учёте обязательным локально-нормативным актом?
Ответ
Положение о воинском учёте не относится к обязательным локально-нормативным актам. Достаточно издать приказ и назначить ответственного.
Работодатель может издать такое положение по собственному желанию. Типовой формы нет. Документ разрабатывается в свободной форме. При составлении положения необходимо учесть методические рекомендации, утверждённые Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.
Анастасия Чекмарева, преподаватель-юрист ООО «Что делать Консалт»
Приглашаем на онлайн-курс повышения квалификации «Ежегодное повышение квалификации кадровых работников. Тонкости документирования».