Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Штраф за неведение воинского учёта

29.11.21127

Все организации, независимо от формы собственности, обязаны осуществлять воинский учёт работников, если в них трудится хотя бы один призывник или военнообязанный. В случае неведения возможна административная ответственность в виде штрафа

Опыт полного юридического сопровождения организации, ведение судебных дел, участие в проверках ГИТ, Прокуратуры

  • 167.8K просмотра
  • 7 подписчиков
  • 108 материалов

Консультация эксперта

Все организации, независимо от формы собственности, обязаны осуществлять воинский учёт работников, если в них трудится хотя бы один призывник или военнообязанный. В случае неведения возможна административная ответственность в виде штрафа. О том, как вести воинский учёт и какая ответственность предусмотрена, если он не ведётся, рассказала наш эксперт Анастасия Чекмарева.

***

Обязанность работодателя вести воинский учёт в организации закреплена в законе. Это следует из:

пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»

Если правила ведения воинского учёта в организации нарушены, то есть риск привлечения к административной ответственности по ст. 21.1, 21.2, 21.3, 21.4 КоАП РФ.

Рассмотрим подробнее обязанности работодателя, последствия их несоблюдения и размеры штрафов за нарушения.

Состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту

Организации обязаны вести воинский учёт, если в них трудятся следующие категории граждан:

  • призывники — мужчины от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе;
  • военнообязанные — граждане, пребывающие в запасе, относящиеся к категориям, указанным в п. 1 ст. 52 Закона 53-ФЗ.

Закон выделяет категории граждан, которые не подлежат воинскому учёту. К ним относятся:

  • освобождённые от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона 53-ФЗ;
  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женщины, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки РФ и федеральной службы безопасности РФ.

Соответственно, если, например, в организации трудятся исключительно женщины, не имеющие военной специальности, то учет вести не нужно.

Обратите внимание, в законе не указано, что такой учёт ведётся исключительно по основному месту работы. Если в организации по основному месту работы трудятся граждане, не подлежащие воинскому учёту, а среди совместителей есть призывники или военнообязанные, то обязанность ведения воинского учёта не пропадает.

Назначение ответственного за ведение воинского учёта

За состояние воинского учёта отвечают руководители организаций. Это следует из п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Руководитель организации издаёт приказ и назначает ответственных. Рекомендованную форму приказа можно найти в Приложении 4 к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Количество работников, которые ведут учёт, зависит от численности организации (п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Если в организации менее 500 граждан на воинском учёте, то его ведёт один сотрудник по совместительству. Чаще всего в таких организациях данную обязанность поручают работнику отдела кадров. Обратите внимание, поручение дополнительной работы возможно только с согласия работника (ст. 60 ТК РФ). За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Её размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Если в организации более 500 граждан на воинском учёте, то вести его по совместительству не получится. Для данной функции привлекаются работники на полную занятость:

  • от 500 до 2 000 – 1 работник;
  • от 2 000 до 4 000 – 2 работника;
  • на каждые последующие полные 3 000 – по одному работнику.

Документы, необходимые для ведения воинского учёта

Согласно закону документами, на основании которых ведётся воинский учёт в организации, являются (п. 28 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, п. 25 рекомендаций утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнообязанных запаса — военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Такие документы запрашиваются у сотрудников, подлежащих воинскому учёту, и на их основании заполняются учётные документы.

Обратите внимание, если при приёме на работу таких категорий граждан в документах обнаружены неточности, неоговорённые исправления, подделки, неполное количество листов, то их владельца необходимо направить в военный комиссариат для уточнения документов (подп. «а» п. 27 рекомендаций, утверждённых Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Ранее мы рассказывали о требованиях, предъявляемых к защите персональных данных.

Порядок ведения воинского учёта в организациях

Воинский учёт должен вестись по документам, установленным Минобороны России. Это следует из п. 27 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, но на настоящий момент такого перечня нет. На практике используются документы, предусмотренные для данных целей рекомендациями, утверждёнными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Порядок ведения учёта в организации заключается в следующем:

  1. При приёме на работу необходимо проверить отметку в паспорте об отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность необходимых документов, а также внести данные в карточку Т-2 в соответствующий раздел.
  2. В период работы необходимо не реже одного раза в год сверять сведения, указанные в документах, и в случае необходимости их актуализировать. Обратите внимание, сверка происходит не только с той информацией, которая указана в документе гражданина, но и с данными военного комиссариата.
  3. Оповещать работников о повестках военных комиссариатов и обеспечить их своевременную явку.
  4. Информировать работников об обязанности постановки на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания.

Отчётность по воинскому учёту

Помимо указанных выше обязанностей работодатели обязаны предоставлять в военные комиссариаты следующие сведения:

  1. Сведения о приёме на работу (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету – в течение двух недель с даты приёма на работу и увольнения с работы.
  2. Сведения о гражданах, состоящих на воинском учёте, а также о не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте – в течение двух недель с даты получения запроса из соответствующего военного комиссариата муниципального образования и (или) органа местного самоуправления.
  3. Список граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста – ежегодно, до 15 сентября.
  4. Список мужчин, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году – ежегодно, до 1 ноября.
  5. Сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учёте – в течение двух недель с момента изменения.

Формы документов приведены в приложениях к методическим рекомендациям, утверждённым Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Ответственность

Ведение воинского учёта — это обязанность работодателя, соответственно, за нарушение возможно привлечение к административной ответственности (гл. 21 КоАП). Штрафы за нарушения зависят от его типа.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 21.4 КоАП в виде штрафа от 1 000 до 5 000 рублей наступает в следующих случаях:

  • если при приёме или увольнении призывника или военнообязанного не оповестить военный комиссариат;
  • если не направить по запросу военкомата и органов местного самоуправления в установленный срок необходимых сведений о гражданах, обязанных состоять на воинском учёте.

По ст. 21.1 КоАП штраф составляет от 1 000 до 3 000 рублей. Организацию привлекут к ответственности, если до 1 ноября текущего года в военкоматы не будут предоставлены сведения о мужчинах, которым в следующем году исполняется 17 лет.

Согласно ст. 21.2 КоАП, если не оповестить сотрудника о вызове (повестке) военкомата и не обеспечить ему возможности своевременной явки в место, указанное военкоматом, штраф составит от 1 000 до 3 000 рублей.

Оштрафовать за неисполнение обязанностей по воинскому учёту могут военные комиссары (ст. 23.11 КоАП).

Срок давности по привлечению к ответственности за данные нарушения — 3 года.

Ещё одно основание для привлечения к административной ответственности — ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Размер штрафа для должностных лиц от 300 до 500 рублей, для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей. Ответственность возникает в случае, если организация не предоставила или несвоевременно предоставила сведения по запросу военного комиссариата.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Является ли положение о воинском учёте обязательным локально-нормативным актом?

Ответ

Положение о воинском учёте не относится к обязательным локально-нормативным актам. Достаточно издать приказ и назначить ответственного.

Работодатель может издать такое положение по собственному желанию. Типовой формы нет. Документ разрабатывается в свободной форме. При составлении положения необходимо учесть методические рекомендации, утверждённые Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Анастасия Чекмарева, преподаватель-юрист ООО «Что делать Консалт»

Приглашаем на онлайн-курс повышения квалификации «Ежегодное повышение квалификации кадровых работников. Тонкости документирования».

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить