Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Банковская тайна: ФНС играет по новым правилам

12.07.2153

Наступление налоговой службы на банковскую тайну идёт с начала 2000-х годов. С 17 марта 2021 года ФНС России получила ещё более расширенный доступ к банковской тайне. Банки в течение трёх дней со дня получения запроса налоговиков обязаны выдавать имеющуюся у них в распоряжении информацию. Подробнее об этом – в статье эксперта Марины Каштановой.

Актуальная тема

Наступление налоговой службы на банковскую тайну идёт с начала 2000-х годов. С 17 марта 2021 года ФНС России получила ещё более расширенный доступ к банковской тайне. Банки в течение трёх дней со дня получения запроса налоговиков обязаны выдавать имеющуюся у них в распоряжении информацию. Подробнее об этом – в статье эксперта Марины Каштановой.

***

Федеральный закон № 6-ФЗ от 17.02.2021 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внёс изменения, в том числе в статье 86 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Так, статья 86 НК РФ была дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым банки в течение трёх дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа обязаны выдавать последним имеющиеся у них в распоряжении:

  • копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счёте клиента;
  • копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счёте клиента;
  • копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счёта клиента (включая договор на открытие счёта, заявление на открытие (закрытие) счёта, договор на обслуживание с использованием системы «клиент – банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счёта);
  • копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
  • информацию о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определённый период), представителях клиента.

Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:

  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя) — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов в соответствии со статьёй 93.1 НК РФ (встречная проверка и вне рамок проверки), вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога и (или) принятия решения о приостановлении (отмене данных решений) операций по счетам этого лица, о приостановлении переводов его электронных денежных средств;
  • в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ (встречная проверка);
  • в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Анализ перечня дополнительной информации, которую будут получать налоговые органы от банков, говорит о расширении мероприятий, проводимых в ходе так называемого предпроверочного анализа.

Ранее налоговые органы могли получать данные о счетах и вкладах банковских клиентов исключительно в рамках налоговых проверок. Теперь же нововведение даёт право запрашивать информацию и вне проверок.

Расширение прав ФНС России является результатом реализации «Основных направлений бюджетной и налоговой политики», которые Правительство РФ внесло в Госдуму РФ в октябре 2020 года. При этом согласно представленным пояснениям реализация мер по расширению доступа к банковской тайне будет способствовать обелению экономики.

В ходе рассмотрения и принятия законопроекта налоговая служба неоднократно поясняла, что данные изменения не направлены в адрес добросовестных налогоплательщиков, а вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращении ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов.

Фактически расширение банковской тайны является одним из этапов выполнения ключевой задачи ФНС на современном этапе — обеление рынка.

Говорить о каких-то результатах или итогах работы расширенной банковской тайны спустя 3,5 месяца, наверное, рано. С большей долей вероятности, ссылки на доказательства из документов и информации, представленной банками, налогоплательщики в скором времени встретят в актах проверок (выездных и камеральных) и информационных письмах территориальных налоговых органов, направляемых в рамках проведения мероприятий предпроверочного анализа.

Учитывая, что данная информация и документы не подлежат раскрытию банками в сторону контрагентов налогоплательщиков, то о возможных применяемых схемах контрагента добросовестный налогоплательщик будет узнавать уже по факту.

Что касается процедуры представления информации и документов, то на данном этапе она представляется банком по запросу налогового органа. В недалёком будущем, полагаю, что процесс представления станет автоматическим и соответствующий запрос требоваться не будет. А информация будет автоматически анализироваться информационными ресурсами ФНС России.

Ранее мы писали о том, как считать три года для возврата переплаты по налогам и взносам.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить