Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Эмоциональный интеллект бухгалтера

08.04.1953

Согласно исследованию Boston Consulting Group, треть россиян боится потерять работу из-за развития искусственного интеллекта. Артём Ступак считает, что можно не только сохранить свою должность, но и добиться успехов, если развивать soft skills навыки. Он рассмотрел актуальную тему с учётом особенностей работы бухгалтера и подготовил практические рекомендации.

Согласно исследованию Boston Consulting Group, треть россиян боится потерять работу из-за развития искусственного интеллекта. Артём Ступак считает, что можно не только сохранить свою должность, но и добиться успехов, если развивать soft skills навыки. Он рассмотрел актуальную тему с учётом особенностей работы бухгалтера и подготовил практические рекомендации.

Зачем эмоциональный интеллект бухгалтеру?

В июне 2017 года глава «Сбербанка» Герман Греф заявил, что в ближайшем будущем банк сократит количество бухгалтеров в штате ещё в три раза, то есть до 500 человек, учитывая тот факт, что ранее в Сбербанке работало 33000 бухгалтеров, а на момент заявления Грефа уже работало всего 1500 человек. Итого: из 33000 бухгалтеров в итоге останутся только 500.

А в ноябре 2018 года на конференции Sberbank Data Science Day Греф заявил, что в связи с применением искусственного интеллекта банк сократил менеджеров среднего звена на 70%. По итогам 2018 года в общей сложности банк сократил штат на 14000 человек.

К чему была вся эта преамбула? Такие слова, как «искусственный интеллект», «автоматизация», «цифровизация», «big data (большие данные)», уже никого не пугают. Современные технологии прочно вошли в жизнь человека, а бизнесу помогают стать более эффективным и минимизировать себестоимость. Но то, что хорошо обществу в целом, становится новым вызовом для отдельного человека, вынуждает его меняться, развиваться, соответствуя новым реалиям.

В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были озвучены десять soft skills-навыков, которые будут актуальны в ближайшие 10-15 лет. Хотя, мне кажется, что их гораздо больше. Что же это за навыки?

  • Критическое мышление
  • Когнитивная гибкость
  • Коммуникабельность
  • Креативность
  • Управление людьми
  • Коллаборация с другими (умение работать в команде)
  • Принятие решений
  • Ориентация на сервис
  • Переговоры
  • Эмоциональный интеллект (EQ)

Любая работа, которую можно автоматизировать, описать алгоритмом, может быть передана искусственному интеллекту. Поэтому повышается спрос на специалистов в любой сфере, у которых высоко развиты именно soft skills-навыки. Искусственный интеллект, наверное, никогда не сможет превзойти человека в способности испытывать и передавать эмоции, улавливать все оттенки и нюансы чувств и переживаний другого человека и, конечно же, выстраивать отношения с другими людьми. Компьютер всегда будет действовать по определённым алгоритмам, которые мы сами зададим. Поведение человека всегда будет сложным и до конца непредсказуемым. Именно поэтому знания, навыки и талант в области управления людьми всегда будут в цене.

Уверен, что в любой профессии есть монотонные задачи, которые можно оптимизировать с помощью профильных компьютерных программ. Чтобы оставаться востребованным специалистом в своей сфере, необходимо развивать soft skills-навыки, в частности эмоциональный интеллект. Так зачем же это нужно бухгалтеру?

Я условно делю бухгалтеров на две категории:

  • те, кто больше занимаются повторяющимися задачами, при этом минимально контактируют с внутренним или внешним клиентом. Например, бухгалтер на участке, в основные функции которого входят первичные документы, банк-клиент, зарплата, основные средства и т. д. Данному специалисту важнее узкоспециализированные знания и навыки, напрямую связанные с выполняемыми функциями. А из soft skills-навыков аналитический склад ума, внимательность к деталям, умение долго фокусироваться на одной задаче, готовность к выполнению монотонных действий изо дня в день;
  • главные бухгалтеры и их заместители. Те, кто должен выстроить стратегию ведения бухучёта, согласовав её с другими руководителями высшего звена. Человеку на этой позиции необходимо обладать не только профильными знаниями бухучёта, но уже и развитыми soft skills-навыками, для того чтобы управлять людьми и выстраивать долгосрочные деловые отношения с коллегами.

Учитывая текущий тренд по внедрению искусственного интеллекта, первая категория бухгалтеров может попасть под сокращение, а второй придётся побороться за место под солнцем, доказывая свой профессионализм, эффективность и результативность, а также умение решать нестандартные задачи.

Что такое эмоциональный интеллект?

Дэниел Гоулман, один из самых известных экспертов по эмоциональному интеллекту, вывел две категории EQ:

1) внутриличностный эмоциональный интеллект — компетенции, связанные с умением понимать и управлять своими эмоциями;

2) межличностный эмоциональный интеллект — компетенции, связанные с умением понимать и управлять эмоциями другого человека или группы людей, эффективно взаимодействовать.

Расскажем про компетенции внутриличностного эмоционального интеллекта подробнее.

Самоосознание это:

  • умение понимать эмоции и их причины, точно определять эмоциональные оттенки и чувства;
  • адекватная самооценка, которая даёт уверенность в себе, знание своих сильных сторон и зон роста;
  • целеустремлённость, умение ставить цели в личной и профессиональной сферах, на разных жизненных этапах.

Если мы не понимаем, какие именно эмоции мы испытываем и почему, то как же мы будем ими управлять? Управление начинается с понимания себя. Развитие эмоционального интеллекта начинается с самого сложного первого шага — с выстраивания диалога с самим собой.

Саморегуляция это:

  • умение не застревать как в негативном эмоциональном состоянии, так и в позитивном, то есть не поддаваться любому эмоциональному воздействию извне;
  • умение думать, прежде чем делать и говорить, принимать рациональные решения в сложных эмоциональных ситуациях;
  • умение эффективно использовать эмоции, входить или переключаться в нужное эмоциональное состояние.

Второй шаг в развитии EQ — научиться не попадать под эмоциональное манипулирование. Как известно, находясь в крайне позитивном или негативном состоянии, мы склонны принимать неадекватные решения. И даже если мы попали в негативное эмоциональное состояние — знать и уметь применять индивидуальные техники выхода из стресса. А также уметь войти в нужное эмоциональное состояние для выполнения какой-либо профессиональной или личной задачи, как хороший актёр, готовясь выйти на сцену и играть любовь и счастье, за пять минут до выхода узнаёт печальную новость о своих близких.

Мы сами можем создавать себе настроение, управлять своим восприятием окружающих и конкретной ситуацией. Каждый сам выбирает, через какие очки смотреть на мир. Наше отношение к жизни на 10% состоит из того, что произошло по факту, и на 90 % из того, как мы к этому относимся.

Мотивация это:

  • истинные глубинные мотивы моего поведения, выбора профессии, понимание своих нематериальных факторов мотивации;
  • понимание своего жизненного пути, социальных ролей, профессиональной самореализации;
  • здоровой оптимизм и вера в успех, умение восстанавливаться после неудач и ошибок.

Если внимательно рассмотреть биографии успешных людей, которые добились многого в абсолютно разных сферах жизни, то однозначно можно будет увидеть несколько качеств личности, которые, бесспорно, помогли им на этом пути: увлечённость своим делом, любовь к своей профессии не только за деньги, готовность пробовать снова и снова после совершённой ошибки.

Эмпатия это:

  • умение считывать эмоциональное состояние по внешнему поведению человека: что он говорит, как он говорит и что при этом показывает его тело;
  • умение поставить себя на место другого человека и увидеть мир его глазами, понять причину чужих эмоций и чувств, почему именно он так себя ведёт;
  • адаптировать своё поведение, учитывая состояние другого человека, оказать правильную эмоциональную поддержку.

Чтобы развить навыки эмпатии, необходимо начать внимательно наблюдать за действиями и поступками окружающих, сопоставляя их с эмоциями, которые они проявляют. Слова Иоанна Дамаскина кратко и ёмко иллюстрируют суть компетенции «эмпатия»: «Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом». Иногда понять эмоции и причины их возникновения у другого человека можно, лишь только прожив подобную ситуацию в своей жизни, а это приходит с опытом.

Навыки социального общения это:

  • умение создавать и поддерживать долгосрочные взаимоотношения с разными людьми;
  • проявлять гибкость в коммуникации, развитые навыки эффективного общения;
  • предугадывать и прогнозировать поведение человека или группы людей.

Как известно, бизнес строится на отношениях, вся наша жизнь — это огромное количество контактов. И тот, кто умеет выстраивать отношения с другими людьми, сглаживать острые углы и уметь расставаться друзьями в противоречивой ситуации, бесспорно, выигрывает в долгосрочной перспективе в личной и профессиональной сферах.

Обращаю внимание, что развитие компетенций эмоционального интеллекта идёт последовательно, как они описаны. То есть перескочить или пропустить навыки самоосознания, саморегуляции, мотивации и сразу развить эмпатию будет сложно. Сначала мы приходим к гармонии с собой, потом создаём гармонию с другими.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Навыки эмоционального интеллекта не развиваются путём чтения книг, прослушивания лекций, то есть путём теоретизирования. Так же, как и другие soft skills-навыки, эмоциональный интеллект развивается только в практике: выполнение упражнений, нарабатывание навыков, которые со временем переходят в привычки. А теперь пара способов для самостоятельного развития EQ.

профессионалы в области бухгалтерии получают удовольствие от процесса систематизации информации...

Упражнение для развития компетенции «самоосознание»

  • каждый вечер, приходя домой, потратьте 10-15 минут своего времени, для того чтобы вспомнить и зафиксировать, какие эмоции вы пережили за этот день;
  • возьмите лист бумаги и ручку, разделите лист на три колонки: эмоция, причина и интенсивность;
  • в первой колонке запишите, какую именно эмоцию вы испытали. Чем точнее вы определите конкретную эмоцию, тем лучше. Не стоит широко обобщать: гнев или радость. Попробуйте дать максимально точное определение вашей эмоции или состоянию;
  • во второй колонке запишите причину возникновения этой эмоции, с кем или чем именно связана ваша эмоция;
  • в третьей колонке определите, как сильно вы пережили эту эмоцию, поставьте цифру от 1 до 10. Определите уровень интенсивности вашей эмоции.

Выполняя такое упражнение на протяжении 30 дней, вы выработаете у себя привычку осознавать своё эмоциональное состояние. Далее вам уже не потребуется использовать бумагу и ручку — вы будете это делать быстрее и проще, что неизбежно поможет управлять своими эмоциональными импульсами. Когда вы слышите или видите что-то, что вам не нравится, то вам будет проще сделать паузу, проанализировать ситуацию, найти лучший вариант вашей реакции на событие или поведение другого человека.

Упражнение для развития компетенции «саморегуляция»

Чтобы не попадать под влияние негативных или позитивных эмоций, в ситуации сильного эмоционального переживания сделайте паузу в принятии решения или в коммуникации с другим человеком и попытайтесь ответить себе на несколько вопросов:

  • какой лучший результат вы ожидаете от этой ситуации или общения; как можно точнее опишите конечный результат;
  • какое ваше эмоциональное состояние будет наилучшим в этой ситуации, чтобы добиться поставленной цели, какую эмоцию испытывать;
  • что вам нужно сделать, чтобы перевести себя в необходимое эмоциональное состояние.

Если вы систематически тренировали навык понимания своих эмоций, то вовремя отследить, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь, и сделать паузу, чтобы ответить себе на эти вопросы, будет гораздо проще.

Упражнение для развития компетенции «мотивация»

Как не перегореть, выполняя важную, но рутинную работу? Как сохранить чувство удовольствия и от процесса работы, и от её результата? Попробуйте ответить себе на несколько вопросов:

  • что именно вам нравится в вашей работе, почему вам это важно и ценно;
  • что вас вдохновляет в вашей профессии (по моим наблюдениям, профессионалы в области бухгалтерии получают удовольствие от процесса систематизации информации, поиска нескольких вариантов решения поставленной задачи, а также испытывают тягу к умственной работе, а некоторые «профи» гордятся тем, что смогли найти суперрешение, удовлетворяющее все «хотелки» собственника бизнеса или генерального директора);
  • что вам необходимо изменить в работе/деловых отношениях, чтобы испытывать большее удовольствие от процесса.

Чтобы сохранять высокий уровень мотивации, применяйте принцип контраста: хорошо поработал — хорошо отдохнул. Зацикленность на одной деятельности неизбежно сужает сознание, видение мира и общий кругозор, что и проводит к синдрому хронической усталости и эмоциональному выгоранию.

К компетенциям межличностного эмоционального интеллекта — эмпатии и навыкам социального общения — стоит переходить после развития внутриличностных навыков.

Форматы развития эмоционального интеллекта

В настоящий момент на рынке бизнес-образования есть несколько вариантов развития эмоционального интеллекта.

  • Обучение в онлайн-школе. Записанные видеоуроки позволяют учиться когда угодно и где угодно. Единственное, в таком формате вы получите теорию и какой-то набор упражнений. А практика, то есть отработка навыков и применение, останется на вашей совести.
  • Очный тренинг. Двух- или трёхдневное обучение с утра до вечера. Отработка навыков EQ в индивидуальных, парных и групповых упражнениях с обратной связью от тренера каждому участнику. Некоторые навыки развиваются только в групповой работе.
  • Индивидуальная работа с тьютором EQ. Такой формат, безусловно, не из дешёвых.

Итак, чем же поможет развитый эмоциональный интеллект бухгалтеру?

  • Повысить уровень стрессоустойчивости
  • Улучшить навыки коммуникации
  • Повысить умение фокусироваться на одной задаче
  • Сохранять мотивацию и вовлечённость
  • Предотвратить профессиональное выгорание

И, конечно же, быть востребованным специалистом, развивая гибкость мышления, умение работать в команде, договариваться и остальные десять soft skills-навыков, которые будут актуальны ещё очень долго. Ну и, самое главное, жизнь — это не только работа. Умение достичь гармонии со своими эмоциями, с самим собой обязательно отразится на гармонии внешней: между работой и личной жизнью. «Счастье — это когда то, что ты думаешь, говоришь и делаешь, находится в гармонии» (Махатма Ганди).

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить