Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Субсидиарная ответственность лиц, контролирующих должника-банкрота

02.10.1745

Законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ внесён ряд поправок в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее ‒ Закон о банкротстве). Основной новеллой является дополнение Закона о банкротстве новой главой III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», регламентирующей порядок привлечения лиц, которые контролируют должника, к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ внесён ряд поправок в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее ‒ Закон о банкротстве). Основной новеллой является дополнение Закона о банкротстве новой главой III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», регламентирующей порядок привлечения лиц, которые контролируют должника, к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Ранее аналогичные нормы содержались в статье 10 Закона о банкротстве. Несмотря на наличие таких норм, на практике они применялись неединообразно. Очевидно, что законодатель для совершенствования института субсидиарной ответственности унифицировал в новой главе Закона о банкротстве наиболее актуальные тенденции.

Итак, в статье расскажем об этих нововведениях.

Подробно раскрыто понятие «контролирующее должника лицо»

Так, контролирующим лицом является физическое или юридическое лицо, которое имеет право давать обязательные для исполнения должником указания либо иным образом определяет действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Причём такой контроль должен иметь место не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Каким образом контролирующее лицо может определять действия должника?

В п. 2 ст. 61.10 Закона о банкротстве установлен открытый перечень таких способов, в частности, определять действия должника можно:

  • в силу нахождения с руководителем или членами органов управления должника в отношениях родства или свойства должностного положения;
  • в силу наличия полномочий совершать сделки от имени должника, основанных на доверенности, нормативном правовом акте либо ином специальном полномочии;
  • в силу должностного положения, к примеру, путём замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника, иной должности, предоставляющей возможность определять действия должника;
  • путём принуждения руководителя или членов органов управления должника.

Установлена презумпция виновности, так как предполагается наличие вины в действиях контролирующего лица, если не доказано иное

Итак, в силу закона, пока не доказано иное, лицо является контролирующим должника, если это лицо:

  • являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;
  • имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций АО, или более чем половиной долей уставного капитала ООО, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;
  • извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица.

Но данный список контролирующих лиц не является исчерпывающим, арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника и по иным основаниям.

Установлены случаи, когда контролирующее лицо несёт субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Во-первых, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий или бездействия контролирующего лица.

Так, контролирующее лицо несёт субсидиарную ответственность по обязательствам должника при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • причинён существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу него либо с его одобрения одной или нескольких сделок должника;
  • документы бухгалтерского учёта или отчётности к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат необходимой информации либо информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение банкротства, в том числе формирование и реализация конкурсной массы. Отметим, что в этом случае ответственность несёт лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учёта;
  • требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности возникли вследствие привлечения должника или его единоличного исполнительного органа к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения;
  • документы, которые подлежат обязательному хранению, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;
  • на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены обязательные сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ и в ЕФРСоФДЮЛ.

Если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий (бездействия) нескольких контролирующих должника лиц, такие лица несут субсидиарную ответственность солидарно.

Во-вторых, предусмотрена субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника.

По такому основанию могут быть привлечены к ответственности лица, на которых возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, или принятию такого решения, или подаче данного заявления в арбитражный суд.

Размер ответственности в этом случае равняется размеру обязательств должника, которые возникли после истечения срока, установленного для подачи заявления в арбитражный суд (п. п. 2‒3.1 ст. 9 Закона о банкротстве) и до возбуждения дела о банкротстве должника.

Отметим, что бремя доказывания отсутствия вины лежит на привлекаемом к ответственности лице.

В-третьих, ответственность наступает за нарушение положений Закона о несостоятельности (банкротстве).

По данному основанию могут быть привлечены к ответственности следующие лица:

  • руководитель должника;
  • учредитель (участник) должника;
  • собственник имущества должника ‒ унитарного предприятия;
  • член органа управления должника;
  • член ликвидационной комиссии (ликвидатор);
  • иные контролирующие должника лица;
  • гражданин-должник.

Отметим, что ответственность по ст. 61.13 Закона о банкротстве наступает в том числе в следующих случаях:

  • если заявление подано должником в арбитражный суд, когда у должника имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объёме;
  • если должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя или предъявленных кредиторами требований в деле о банкротстве;
  • если должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, вне производства по делу о банкротстве.

В-четвёртых, контролирующее должника лицо несёт субсидиарную ответственность, даже если производство по делу о банкротстве прекращено либо заявление возвращено.

В этом случае ответственность наступает в связи с невозможностью погашения требований кредиторов вследствие действий (бездействия) контролирующего должника лица, однако производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено.

В-пятых, к субсидиарной ответственности контролирующее лицо может быть привлечено и не вследствие его действий (бездействия).

Такое основание применимо, если должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не по вине контролирующего лица, однако после этого контролирующее лицо совершило действия (бездействие), существенно ухудшившие финансовое положение должника.

Установлены случаи, когда субсидиарная ответственность может быть уменьшена или полностью снята

Лицо может быть освобождено от субсидиарной ответственности, если это лицо докажет следующие обстоятельства:

  • лицо при исполнении функций органов управления фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица;
  • благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо;
  • благодаря предоставленным лицом сведениям обнаружено скрывавшееся контролирующим лицом имущество должника или контролирующего должника лица.

Контролирующее должника лицо не несёт субсидиарной ответственности, если:

  • докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует;
  • действовало при обычных условиях гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей, не нарушая при этом имущественные права кредиторов;
  • докажет, что его действия совершены для предотвращения ещё большего ущерба интересам кредиторов.

Размер ответственности может быть уменьшен только в одном случае: если контролирующее лицо докажет, что размер вреда, причинённого кредиторам, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счёт этого контролирующего должника лица.

Определён размер субсидиарной ответственности

Так, размер субсидиарной ответственности контролирующего лица равен совокупному размеру требований реестровых кредиторов, кредиторов, чьи требования заявлены после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам.

При этом не включаются в размер субсидиарной ответственности контролирующего лица требования, принадлежащие самому контролирующему лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить