Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Наступление налоговой службы на банковскую тайну идёт с начала 2000-х годов. С 17 марта 2021 года ФНС России получила ещё более расширенный доступ к банковской тайне. Банки в течение трёх дней со дня получения запроса налоговиков обязаны выдавать имеющуюся у них в распоряжении информацию. Подробнее об этом – в статье эксперта Марины Каштановой.
Актуальная тема
Наступление налоговой службы на банковскую тайну идёт с начала 2000-х годов. С 17 марта 2021 года ФНС России получила ещё более расширенный доступ к банковской тайне. Банки в течение трёх дней со дня получения запроса налоговиков обязаны выдавать имеющуюся у них в распоряжении информацию. Подробнее об этом – в статье эксперта Марины Каштановой.
***
Федеральный закон № 6-ФЗ от 17.02.2021 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внёс изменения, в том числе в статье 86 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Так, статья 86 НК РФ была дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым банки в течение трёх дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа обязаны выдавать последним имеющиеся у них в распоряжении:
Копии указанных документов (информация) могут быть запрошены налоговыми органами:
Анализ перечня дополнительной информации, которую будут получать налоговые органы от банков, говорит о расширении мероприятий, проводимых в ходе так называемого предпроверочного анализа.
Ранее налоговые органы могли получать данные о счетах и вкладах банковских клиентов исключительно в рамках налоговых проверок. Теперь же нововведение даёт право запрашивать информацию и вне проверок.
Расширение прав ФНС России является результатом реализации «Основных направлений бюджетной и налоговой политики», которые Правительство РФ внесло в Госдуму РФ в октябре 2020 года. При этом согласно представленным пояснениям реализация мер по расширению доступа к банковской тайне будет способствовать обелению экономики.
В ходе рассмотрения и принятия законопроекта налоговая служба неоднократно поясняла, что данные изменения не направлены в адрес добросовестных налогоплательщиков, а вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращении ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов.
Фактически расширение банковской тайны является одним из этапов выполнения ключевой задачи ФНС на современном этапе — обеление рынка.
Говорить о каких-то результатах или итогах работы расширенной банковской тайны спустя 3,5 месяца, наверное, рано. С большей долей вероятности, ссылки на доказательства из документов и информации, представленной банками, налогоплательщики в скором времени встретят в актах проверок (выездных и камеральных) и информационных письмах территориальных налоговых органов, направляемых в рамках проведения мероприятий предпроверочного анализа.
Учитывая, что данная информация и документы не подлежат раскрытию банками в сторону контрагентов налогоплательщиков, то о возможных применяемых схемах контрагента добросовестный налогоплательщик будет узнавать уже по факту.
Что касается процедуры представления информации и документов, то на данном этапе она представляется банком по запросу налогового органа. В недалёком будущем, полагаю, что процесс представления станет автоматическим и соответствующий запрос требоваться не будет. А информация будет автоматически анализироваться информационными ресурсами ФНС России.
Ранее мы писали о том, как считать три года для возврата переплаты по налогам и взносам.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности