Риски и возможности
Рекламировать свой продукт через звонки и сообщения можно, но нужно учесть два главных правила, иначе возможен штраф по ч. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ. Сумма штрафа для организаций — от 300 000 рублей до 1 000 000 рублей. Оштрафовать могут за каждый звонок и за каждое сообщение. Если их много, то суммы штрафов превысят доходы от рекламы.
Правила рекламы в виде звонков и рассылок:
- Нельзя использовать автоматические дозвоны и автоматические рассылки. Простыми словами, не допускаются рекламные звонки от роботов. Набирать номер и общаться может только реальный человек. Звонки от роботов допускаются только в информационных целях: например, напоминание о записи на прием к врачу.
- Нужно получить согласие на рекламу. Если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено, то считается, что согласия не было. Относительно этого правила часто возникают вопросы. Например, как правильно получать согласия клиентов на рассылку и звонки, чтобы не было штрафов и претензий? У нас для вас есть пошаговая инструкция.
Как действовать
1. Определите форму согласия на рекламу.
Унифицированной формы такого согласия нет, но есть требования к его содержанию.
- Возможность определения лица, которое дает согласие на рекламу.
- Наличие волеизъявления лица на получение рекламы. Учтите, согласие должно быть именно на рекламу. Если клиент подписался исключительно на информационную рассылку, например на новости, то рекламу ему направлять нельзя.
2. Определите способ получения согласия.
Способ получения согласия, так же как и форма согласия, законом не определен. Главное, чтобы вы могли подтвердить, что согласие получено. Возможны варианты.
- Письменное согласие: например, клиент заполняет анкету с согласием на получение рекламы.
- Электронное согласие: например, клиент ставит галочку в чекбоксе о том, что согласен на рекламу от компании, когда делает оформление заказа.
- Устное согласие. Теоретически возможно, но на практике будет сложно доказать, что вы его получили. Не рекомендуем использовать этот вариант.
Многие компании включают согласие на рекламу в договор оферты на сайте или объединяют с согласием на обработку персональных данных. По закону так делать нельзя. Такими способами не подтвердить однозначное согласие на получение рекламы.
3. Получите согласие на обработку персональных данных.
Для звонков и рассылок компании используют имена клиентов, номера телефонов, адреса электронных почт и иную информацию. Это персональные данные. Обработка персональных данных требует отдельное согласие. Вы должны получить его в соответствии со ст. 9 Закона 152-ФЗ.
Обратите внимание, оба согласия работают в совокупности. Если у вас есть согласие на обработку персональных данных и согласие на рекламу, то клиенту направлять рекламу можно. Если только согласие на обработку персональных данных, то рекламу отправлять нельзя. Можно направить информацию, например напомнить о записи на маникюр.
Если у вас есть только согласие на рекламу, но нет согласия на обработку персональных данных, то рекламу тоже отправлять нельзя. В таком случае у вас нет правового обоснования работы с персональными данными и возможен штраф от Роскомнадзора по ст. 13.11 КоАП РФ.
4. Прекратите рекламу по первому требованию абонента.
Если клиент требует прекратить распространение рекламы, то такое требование нужно исполнить. Сделать это можно в любой форме и любым способом. Например, в ответном письме на рекламу, в чате с чат-ботом, даже при устном разговоре с менеджером. Рекламные звонки и сообщения после отзыва согласия приравниваются к рекламе без согласия.
Документы в КонсультантПлюс
Собрала папку по кейсу для вас, просто скачивайте и пользуйтесь. Среди документов вы найдете инструкции по соблюдению требований в сфере рекламы, формы документов, подборки актуальной практики ФАС и практические советы экспертов по неоднозначным вопросам.
Готовое решение: Что понимается под рекламой
Готовое решение: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет
Позиции ФАС и УФАС по спорным вопросам. Реклама: Спам-реклама на электронную почту
Позиции ФАС и УФАС по спорным вопросам. Реклама: Отзыв согласия на получение рекламы
Форма: Согласие на получение рекламной информации (в том числе в форме рекламной рассылки)
Продукты и инструменты, которые использовали эксперты для решения кейса
Готовые решения
В материалах от экспертов КонсультантПлюс есть вся исчерпывающая информация по практическим вопросам, связанным с рекламными звонками и рассылками. Тут учтены все актуальные требования закона, позиции ведомств и тенденции в судебной практике. С помощью Готовых решений вы найдете оптимальное решение конкретного вопроса в одном документе!
Позиции ФАС и УФАС по спорным вопросам. Реклама
Экспертные материалы помогут разобраться в тенденциях практики антимонопольной службы. В экспертных материалах вы найдете подробный анализ практики ФАС и УФАС по спорным и неоднозначным вопросам в сфере рекламы, с которыми всё чаще сталкиваются компании. Каждый материал содержит срез основных спорных вопросов с важными выводами.
Формы документов
В КонсультантПлюс есть множество форм документов и образцов их заполнения. Все формы выверены экспертами и соответствуют актуальным требованиям закона. В системе есть актуальные формы согласий на рекламу. Используя их в работе, вы сможете избежать ошибок и внушительных административных штрафов.