«Готовь сани летом…» — гласит русская народная поговорка. Вот и вы решили подготовить свой гардероб заранее. Шубку сдать в химчистку, сапожки — отремонтировать. Увы, иной раз оказание услуг профессионального ухода за вещами совершенно не оправдывают ваших надежд, а качество их предоставления оставляет желать лучшего. Как же в такой ситуации быть?
Итак, вы в мастерской или химчистке. Прежде чем отправляться в последнюю, изучите этикетки вашего пальто, пиджака или шубы и убедитесь, что их можно чистить при помощи химической обработки: таким значком является пустой белый круг (перечёркнутый, напротив, запрещает это действие). В случае, если ярлыка нет, работник химчистки должен проинструктировать вас относительно того, подлежит ли вещь чистке, так же как и работник обувной мастерской обязан предупредить о последствиях, к которым может привести ремонт туфель, если он видит недостатки в материале. Как в случае с шубой, так и с вашими любимыми сапожками принимая у вас вещь, приёмщик должен так же выписать квитанцию, в которой обязан указать описание её загрязнений. Вам необходимо проследить за тем, чтобы он не ставил галочки в квитанции на автомате: в удобном для него месте. Желательно всё же указать конкретное место обитания пятна на вещи, чтобы специалисты, которые будут приводить её в порядок, обратили на него особое внимание. Также необходимо указать степень износа вашего имущества: так будет проще установить размер компенсации в случае, если вещь испортят. Обязательно обратите внимание на наличие съёмных деталей и фурнитуры — их тоже необходимо указать. В случае, если детали не были указаны, а в мастерской или химчистке их потеряли, то доказать, что они вообще были, станет делом весьма непростым, а потому возместить убытки будет сложно.
Итак, вы всё тщательно продумали, указали в квитанции все необходимые пункты и не видите причин волноваться за сохранность вашей вещи. Однако может случиться так, что при её получении вы обнаружите на новые пятна, разводы, частичное изменение цвета и прочие недочеты, которых до профессиональной чистки или ремонта на ней точно не было. Спокойно, не теряйте самообладание, сейчас главное это трезвый расчёт и правильные юридические действия.
На основании п. 1 ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей», если работа выполняется полностью или частично из материала или с вещью потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала или вещи и правильное их использование. В случае полной или частичной утраты или повреждения вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить её вещью аналогичного качества, а при её отсутствии - возместить потребителю её двукратную цену, а так же понесенные потребителем расходы. Иными словами, если ваша вещь потеряла вид и не подлежит восстановлению и дальнейшему использованию, мастерская или химчистка обязана выплатить вам её двукратную стоимость. Если повреждения были замечены вами сразу, не спешите забирать вещь из службы быта, а потребуйте составление акта, с указанием обнаруженных дефектов. Этот документ необходимо оформить в двух экземплярах: один забираете себе, другой остается в химчистке или мастерской. Претензию можете написать сразу на месте или составить дома и принести позднее. Главное, вы должны указать в претензии описание повреждения, которое вы обнаружили при получении, а также сообщить, когда и в каком виде ваша вещь была сдана в химчистку или мастерскую. Не забудьте отметить, что одежда имела надлежащую маркировку, например предусматривающую химическую чистку; приёмщик не проводил каких-либо проб и тестов, подтверждающих скрытые дефекты вещи и опасность чистки. Таким образом, вас не предупредили обоснованно о порче одежды в результате чистки.
Химчистка или мастерская может быть освобождена от ответственности в двух случаях (п. 3 ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
- Если вы были предупреждены о конкретных особых свойствах вещи и их возможных проявлениях при чистке. И об этом была запись, касающаяся именно вашей одежды.
- Если вещь испортилась из-за скрытых дефектов, которые не могли быть обнаружены в ходе надлежащей приёмки. Например, приёмщик внимательно изучил этикетку, химчистка не нарушила предписаний маркировки, но внутри вашей любимой вещи образовались комки.
Если же вы так и не смогли прийти с приёмщиком, а также администрацией службы быта к общему знаменателю, то для выявления получения дефектов потребуется экспертиза, и вещь необходимо будет сдать в экспертное бюро. Обязательно сохраняйте квитанцию об оплате проведения экспертизы. Если в заключение экспертизы некачественное оказание услуги будет подтверждено, то химчистке или мастерской придется возместить Вам все убытки, в том числе и проведение экспертизы. А вот если экспертиза выявит скрытые производственные недостатки вещи, которые привели к дефекту во время чистки или ремонту вашей одежды, то претензии вам придется предъявлять к продавцу одежды.
Хотелось обратить внимание еще и вот на какую деталь. Некоторые службы быта при приёме вещей требуют у клиента подписать договор, в котором говорится, что за сохранность вещи исполнитель услуги ответственности не несет, даже если она будет безвозвратно испорчена. Ни в коем случае не подписывайте этот документ! А если по незнанию подписали, не отчаивайтесь – юридической силы он не имеет. Договоры, ущемляющие права потребителей, в суде признаются недействительными (ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Как правило, при обращении в службы быта клиент всегда прав, а значит и закон на вашей стороне. Поэтом, следуя вышеописанным правилам, вы смело можете чистить вещи и ремонтировать обувь.