Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Ни для кого не секрет, что фокус налогового контроля давно сместился в сторону предпроверочного анализа налогоплательщиков. Налоговые органы направляют компаниям требования о выявленных разрывах и расхождениях, информационные письма о выявленных критериях недобросовестности контрагентов, приглашают налогоплательщиков на различные комиссии.
Актуальная тема
Ни для кого не секрет, что фокус налогового контроля давно сместился в сторону предпроверочного анализа налогоплательщиков. Налоговые органы направляют компаниям требования о выявленных разрывах и расхождениях, информационные письма о выявленных критериях недобросовестности контрагентов, приглашают налогоплательщиков на различные комиссии.
Цель – склонение компании к добровольному уточнению налоговых обязательств в пользу бюджета.
Как правило, на заседании комиссии все аргументы сводятся к негативной характеристике выбранных контрагентов и перспективам открытия выездной налоговой проверки в случае отказа уточнить налоговые обязательства.
Вызов налогоплательщика на комиссию практически всегда свидетельствует о том, что в отношении него проводится предпроверочный анализ.
В ходе участия в заседании комиссии важно понять, насколько всесторонне и основательно налоговым органом проведён такой анализ, какие мероприятия уже проведены налоговым органом и каковы их результаты.
Встречаются ситуации, когда территориальные налоговые органы ограничиваются поверхностным анализом информационных систем АСК НДС-2, АИС Налог-3 и других без проведения мероприятий, необходимых для установления реальной картины взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. И на вопросы налогоплательщика о причинах возникших претензий налоговый орган каких-либо однозначных и определённых ответов дать не может.
Это говорит о том, что территориальный налоговый орган пытается обеспечить пополняемость бюджета минимально затрачиваемыми усилиями. Но это только один из возможных вариантов развития событий.
Встречаются случаи, когда объём проведённых налоговым органом мероприятий в ходе предпроверочного анализа практически равен объёму мероприятий, проводимых в ходе выездной налоговой проверки. А заседание комиссий проводится по сценарию полноценного рассмотрения материалов проверки.
Ранее мы рассказывали о том, что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС.
При полном отсутствии нормативного регулирования процедуры предпроверочного анализа налогоплательщик оказывается в ситуации непонимания того, какие действия необходимо совершить, а какие нет. Появляется масса вопросов, на которые нет ответов.
Налоговая служба постоянно совершенствует методы анализа деятельности налогоплательщиков.
Знание и понимание работы механизмов предпроверочного анализа позволяют существенно снизить вероятность проведения выездной налоговой проверки.
Приняв участие в достаточно большом количестве заседаний налоговых комиссий и сопровождая налогоплательщиков при проведении предпроверочного анализа, однозначно могу сказать, что компании нужно занимать весьма активную позицию с самого начала.
В том числе проводить свои мероприятия по обстоятельствам и контрагентам, которые были обозначены инспекцией. В комплекс таких мероприятий входит: направление различных запросов, получение необходимой информации, проведение опросов, встречи с контрагентами и их контрагентами, формирование аналитических данных, представление своей позиции налоговому органу.
Банки в течение трёх дней со дня получения запроса налоговиков обязаны выдавать имеющуюся у них в распоряжении информацию. Подробнее об этом – в статье эксперта.
Также для компании важно проанализировать свои риски и принять необходимые решения, которые позволят нивелировать негативные последствия.
Звучит отчасти абсурдно: налогоплательщик дополнительно к ведению предпринимательской деятельности должен обеспечивать ведение отдельного бизнес-процесса по работе с контрагентами в рамках исполнения налоговых обязательств. Тем не менее на сегодняшний день реальность именно такая, какая она есть.
Своевременность реагирования на претензии налогового органа, как показывает практика, имеет свои положительные результаты. А бездействие со стороны налогоплательщика воспринимается как лишнее доказательство и подтверждение наличия в его деятельности налоговых правонарушений.
Марина Каштанова, руководитель отдела практики налоговых споров компании Tax and Legal management
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности