Обязательные аудиторские проверки

 2 Марта 2015
Фото: Зейкан Оксана
Распечатать

ПОЧЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ И ДЛЯ КОГО?

Перечень  случаев обязательного аудита бухгалтерской отчётности установлен ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ), а также может быть определён другими федеральными законами в отношении отдельных видов деятельности. 

В настоящее время обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчётности следующих субъектов:
  • акционерные общества; 
  • организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %; 
  • государственные корпорации, государственные компании, застройщики долевого строительства, профучастники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые компании, биржи, саморегулируемые организации, некоммерческие организации; 
  • компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
  • компании, которые составляют консолидированную отчётность;
  • компании, объём выручки которых за предшествовавший отчётному год превышает 400 млн руб. или у которых сумма активов в балансе по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 млн руб.

Важно. Обратите внимание, что с отчётности за 2014 год обязательному аудиту подлежат и непубличные акционерные общества (ЗАО).

С ЧЕГО НАЧАТЬ? 

В первую очередь  отказаться от формального подхода к аудиторской проверке. Поверьте, аудитор прекрасно понимает, что его запросы отвлекают бухгалтерскую службу от текущей работы.  Но чем более полно вы будете раскрывать информацию при ответе на запросы аудиторов, тем меньше разногласий у вас с ними возникнет.  Что бы ни случилось, какие бы замечания ни появились у аудитора, как бы тяжело морально вам ни было, вы должны помнить, что не надо отчаиваться, спорить без оснований, не надо «срочно исправить непоправимое». 

Аудитор – это не налоговый инспектор. Спорить (аргументированно) с ним – значит искать решения по сложным и неоднозначным ситуациям.  Аудиторская проверка – это наша  с  вами совместная работа, нацеленная на достижение положительного  результата. Нужно убрать эмоции и идти с аудитором по его рекомендациям. Если есть возможность исправить ситуацию, то её нужно исправить и действовать в соответствии с законодательством РФ. 

БЕЗ НЕОЖИДАННОСТЕЙ

Визит аудиторов не бывает неожиданным.  Но к этому мероприятию всё равно нужно готовиться. А несколько  несложных рекомендаций, если их придерживаться, сведут  риск недопонимания к минимуму.

Перед проверкой обратите внимание на следующие моменты:

Первичные документы

Обязательно приведите их в порядок. Запросите у своих контрагентов недостающие, а свои проинспектируйте на наличие подписей, печатей и т.п.

Небрежное отношение к наличию и оформлению первичной документации обязательно будет отмечено в отчёте аудиторов как «неэффективная система внутреннего контроля и документооборота».

Инвентаризация

Перед составлением отчётности обязательно должна быть проведена инвентаризация не только всех активов, в том числе и дебиторской задолженности, но и всех обязательств компании,  включая оценочные и налоговые.

Чтобы убедиться в наличии активов, аудитор может принять участие в инвентаризации, а может провести альтернативные процедуры по сличению и пересчёту натуральных остатков.

Важно! Если на момент проведения инвентаризации аудитор уже утверждён, пригласите его на инвентаризацию (как правило, аудиторы прямо указывают на это в письме-представлении или договоре) и это сэкономит ваше время на предоставление информации для проведения выборочных пересчётов.

Отчётность

Она должна соответствовать требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон № 402-ФЗ) и приказа Минфина РФ от 02.07.2012 № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций» и состоять из:
  • баланса;
  • отчёта о финансовых результатах;
  • приложений к балансу и отчёту о финансовых результатах.

К приложениям относятся:
  • отчёт об изменениях капитала;
  • отчёт о движении денежных средств;
  • отчёт о целевом использовании полученных средств (входит в состав отчётности некоммерческих организаций);
  • и иные приложения (пояснения).

#ATTENTION#
Важно! Пояснения должны быть полными и учитывать требования всех ПБУ, используемых вами при отражении фактов хозяйственной деятельности организации. Особую нелюбовь  бухгалтерских служб вызывает требование ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» о раскрытии информации о вознаграждениях, выплаченных основному управленческому персоналу. Однако сейчас придётся делать выбор: или информация будет раскрыта, или ваше аудиторское заключение будет модифицировано. (Объясняется это тем, что  полнота пояснений находится под пристальным вниманием Росфиннадзора и аудиторские организации получают предписания о недопустимости выдачи немодифицированных аудиторских заключений по такой отчётности.)

Подготовьте для аудитора отдельный комплект оригинала отчётности, подписанный руководителем организации.

Не представляйте аудитору отчётность в формате, предназначенном для представления в ФНС (электронный формат).

В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

Запросы аудитора

Достаточно много времени  у бухгалтерских служб занимают и ответы на запросы аудитора, поэтому нередки случаи ответов в стиле: «Докажите, что я должен отвечать» или, что ещё чаще: «Вам надо – вы и пишите, а мы подпишем». 

Оба подхода деструктивны. Не следует забывать о том, что  результатом работы аудитора может также являться заключение с отказом от выражения мнения о достоверности отчётности в связи с тем, что в ходе аудита не было получено достаточных доказательств. А запрос это и есть один из элементов получения аудиторских доказательств согласно ФСАД 7/20112. Обязанность отвечать на запросы аудитора прямо закреплена ст. 14 Закона № 307-ФЗ «Права и обязанности аудируемого лица». Самые распространённые запросы аудиторов:
  • о судебных разбирательствах и предъявленных претензиях;
  • о событиях после отчётной даты;
  • о намерениях по прекращению деятельности;
  • о связанных сторонах и сделках с ними.

Важно! Одним из первых запросов аудитора будет просьба о подготовке документов к проверке, где в обязательном порядке указываются:
    учредительные документы (устав, лицензии, свидетельство о постановке на учёт, свидетельство о регистрации, коды статистики и т. п.); 
  • акты налоговых проверок; 
  • акты сверок с  контрагентами, банками, налоговыми органами; 
  • учетные политики по бухгалтерскому  и налоговому учёту; 
  • график документооборота; 
  • рабочий план счетов; 
  • оборотно-сальдовые  ведомости по всем счетам; 
  • материалы по инвентаризации; 
  • типовые договоры с поставщиками и покупателями.

Подготовив эти документы заранее, вы сэкономите время, своё и аудитора.

Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита

Несмотря на то что они типичные, перечисление их явно выйдет за рамки одной статьи, поэтому позволим себе дать нетривиальный совет. Минфин ежегодно на своём сайте публикует «Рекомендации аудиторским организациям по проведению ежегодного аудита бухгалтерской отчётности организаций». 

Обязательно ознакомьтесь с этим документом, и вы узнаете, какой будет подход у проверяющих практически по всем значимым фактам хозяйственной деятельности (на момент написания статьи рекомендации по отчётности за 2014 год ещё не опубликованы).

И ещё вопросы…

Оригиналы или копии документов смотрят аудиторы? Аудиторы знакомятся с оригиналами документов. Копии необходимых документов(аудиторские доказательства) вас либо попросят сделать, либо сделают самостоятельно, в зависимости от правил, установленных в вашей организации.

Давать ли аудиторам доступ к программе? Если у вас нет возможности подключить компьютер аудитора к корпоративной сети или это запрещено вашими правилами, сделайте для аудитора копию бухгалтерской базы. Это позволит ему гораздо эффективнее делать выборки и тесты, а вас избавит от бесконечного распечатывания регистров.

Проверяют ли аудиторы налоги?Да, ведь статья «Расчёты с бюджетом» неотъемлемая часть бухгалтерской отчётности, достоверность которой обязан подтвердить аудитор. Однако ожидать, что будет проверен каждый счёт-фактура, не стоит. Аудитор проверяет и выявляет риски недостоверности по существенным операциям, и,  если будет выявлена системная ошибка в определении налоговой базы, это обязательно найдёт отражение в отчёте (письменной информации) , что даст вам возможность  уже самостоятельно детально проверить и устранить нарушения.

ПРОВЕРКА БЛИЗИТСЯ К ЗАВЕРШЕНИЮ

Письменная информация

Аудит проведён, вы получили предварительную письменную информацию  (отчёт) аудитора, в котором содержится перечень выявленных в ходе проверки нарушений. Что дальше?

Прежде всего, следует иметь в виду, что информация, изложенная в отчёте аудитора, носит конфиденциальный характер и предназначена только для руководства организации. Представлять отчёт аудитора вы никому не обязаны, в том числе и работникам налоговых органов.

Внимательно читаем и анализируем полученный отчёт: что можем исправить до выдачи аудиторского заключения (если нарушения носят существенный характер и влекут за собой оговорку), с чем можем поспорить с аудитором  (возможно, аудитор не получил в ходе проверки всей необходимой информации по ситуации и сделал некорректные выводы). 

То есть у вас есть время, чтобы внести необходимые корректировки в отчётность, если вы согласны с аудитором и хотите, чтобы заключение было положительным (немодифицированным). 

Имейте в виду, что согласно правилам аудиторской деятельности3 аудитор должен сообщить представителям собственника о не исправленных аудируемым лицом корректировках, предложенных аудитором в ходе аудита, признанных руководством аудируемого лица несущественными, по отдельности или в совокупности для бухгалтерской (финансовой) отчётности в целом.

Если руководство аудируемого лица не вносит изменений в отчётность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторское заключение ещё не представлено аудируемому лицу, аудитор в аудиторском заключении должен будет выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение4.

А как быть, если бухгалтерская отчётность уже сдана в налоговую инспекцию и органы статистики?

Здесь надо вспомнить о правилах исправления ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности5.  

Согласно этим правилам, если существенная ошибка выявлена до даты утверждения отчётности собственниками, то бухгалтер  вправе внести корректировочные записи по соответствующим счетам бухгалтерского учёта за декабрь отчётного года. При этом необходимо будет  представить поправленную (пересмотренную) отчётность во все адреса,  в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчётность (включая налоговые органы и статистику).

Соответственно, аудиторам вы также дадите  поправленный вариант отчётности, на основании которой и будет сформировано мнение в аудиторском заключении.

Таким образом, если аудитор пришёл к вам в апреле или позже (после срока сдачи годовой отчётности) и выявил серьезные нарушения, ничего страшного в этом нет. Примите во внимание замечания аудитора и подготовьте новый комплект отчетности. 

Если же отчётность уже была утверждена на годовом собрании акционеров (участников) организации, то придётся ошибки исправлять в текущем периоде, а аудиторское заключение при наличии существенных ошибок будет модифицированным. 
#FOOTNOTE#
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важно: аудиторское заключение за 2014 год должно быть предоставлено в органы государственной статистики  вместе с  обязательным экземпляром годовой бухгалтерской отчётности не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее   31 декабря 2015 года. В налоговую инспекцию заключение в составе отчётности сдавать не нужно (п. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). 

Заключение… но не аудиторское

Что делать после сдачи годового отчёта и получения аудиторского заключения? Безусловно, отдохнуть и… заключать новый договор на аудит. Договор, заключённый в ранние сроки позволит вам:
  • выбрать наиболее удобные сроки проверки: у аудиторов есть график, и, если вы будете искать аудитора в марте, вряд ли результат будет положительным, а главное – качественным;
  • предусмотреть этапность проверок, а значит, снизить риск большого количества ошибок при формировании годовой отчётности;
  • и сэкономить в цене.

Желаем вам удачных проверок и положительных заключений!

Подпишитесь на Новости Правоweek
Неверный Email

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Телефон редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email

Я даю согласие на обработку персональных данных