Юристу Руководителю Pro K+

Деловая репутация компании

Роман Сериков

преподаватель-юрист «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ»

1852

Деловая репутация для любой организации играет очень важную роль, ведь репутационные потери неразрывно связаны с финансовыми:

  • стороны проверяют добросовестность потенциального контрагента перед любой сделкой;
  • покупатели при выборе продавца большое внимание уделяют репутации бренда.

В нынешних реалиях при нестабильности рынка контрагенты всё тщательнее присматриваются к потенциальным партнерам перед началом обсуждения частностей относительно дальнейшего сотрудничества. 

Что такое деловая репутация?

Интересно, что ГК РФ не раскрывает, но активно использует понятие «деловая репутация». Например, ст. 152 ГК РФ гласит, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. А п. 2 ст. 1027 ГК РФ указывает на то, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

В п. 1 ст. 1042 ГК РФ говорится о том, что вкладом товарища признается всё то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

Предлагаю остановиться на значении термина «деловая репутация», которое использовал в своем Определении Верховный Суд РФ от 26.10.2015 по делу № 307-ЭС15-5345, А56-17708/2014.

Деловая репутация организации – профессиональная репутация, которая заработана в среде аналогичных профессионалов (например, коммерсантов), а также в среде лиц, на которых направлена деятельность организации (например, потребителей товаров, работ, услуг), включает в себя профессиональную репутацию как самой организации, так и ее руководителей. 

Не менее важный термин «диффамация», который использовал в своем Постановлении от 24.02.2005 № 3 Пленум Верховного Суда РФ.

Диффамация – это и есть распространение сведений, порочащих деловую репутацию, то есть передача третьим лицам ложных сведений об организации, которая может негативно сказаться на ее деловой репутации.

Что влияет на деловую репутацию?

Деловая репутация включает в себя среди прочего оценку деятельности руководителей, органов управления и других работников юридического лица. Поэтому она может быть нарушена, в том числе путем умаления профессиональной репутации ее руководителя (п. 12 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.03.2016, Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2015 по делу № 307-ЭС15-5345, А56-17708/2014).

Обратите внимание: сведения, распространенные о руководителе как о физическом лице (деловые качества, личные экономические интересы, политическая деятельность), не влияют на деловую репутацию юридического лица. Об этом четко высказался Президиум ФАС Уральского округа 31.07.2009 в своем обзоре.

 

Наличие диффамации юридического лица

Отсутствие диффамации юридического лица

Стало известно, что генеральный директор ООО «Омега» принял решение о ликвидации компании.

 

Обратите внимание, что порошок «Яум» опасен для здоровья.

Исполнительный директор ООО «Апгрейд» заработал слишком много денег на фоне падения выручки общества.

 

ООО «Мемфис» вводило в заблуждение потребителей.

Деловая репутация и стоимость компании

Не нужно забывать и о гудвиле (goodwill). В российских стандартах бухгалтерского учета это понятие отсутствует. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) гудвил – особый вид активов: неосязаемые активы, не признанные в управленческом балансе (приложение А МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»).

С экономической точки зрения понятия «гудвил» и «положительная деловая репутация» схожи. Они возникают, когда, помимо стоимости балансовых активов и обязательств, в цене приобретенного бизнеса заложены, например, наработанные им деловые связи, клиентская база, квалификация персонала и другие подобные небалансовые активы.

Деловая репутация и (или) честь и достоинство?

Понятия схожи, но лишь на первый взгляд. Поэтому важно понимать, чем отличается деловая репутация от чести и достоинства.

Честь – это общественное признание поступков человека и его заслуг.

Деловая репутация – оценка деятельности лица с точки зрения признания его деловых качеств.

Граждане могут рассчитывать на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Данное право закреплено ст. 23 Конституции РФ.

К юридическим лицам применим исключительно термин «деловая репутация», поскольку она является одним из условий успешной деятельности. Понятие «достоинство» неприменимо к юридическому лицу, так как оно не обладает собственным сознанием и психикой, чтобы давать оценку своим действиям, а категория «честь» фактически совпадает с понятием «деловая репутация».

Как мы убедились, деловая репутация очень важна для успешной деятельности каждого юридического лица. Тем более если компания заинтересована в долгосрочном присутствии на рынке.

Автор: преподаватель-юрист «ЧТО ДЕЛАТЬ КОНСАЛТ» Роман Сериков

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Как уволить работника за прогул 61 Как уволить работника по сокращению: инструкция из 6 шагов 87 Компенсация морального вреда – стоит ли ввязываться в судебные разбирательства 108
Консультант Плюс
Бесплатный доступ на 3 дня
Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email

Я даю согласие на обработку персональных данных