Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Сергей Манегин: «Победой стоит считать положительный исход в неоднозначном деле»

29.07.2138

Ведущий юрист компании «Что делать Консалт» Сергей Манегин работает с Клиентами, которые по тем или иным причинам оказались в должниках. О том, почему это случается, о методах работы с просрочившими оплату Клиентами и о специфике работы юриста в большой компании – в нашем интервью с Сергеем.

Интервью

Ведущий юрист компании «Что делать Консалт» Сергей Манегин работает с Клиентами, которые по тем или иным причинам оказались в должниках. О том, почему это случается, о методах работы с просрочившими оплату Клиентами и о специфике работы юриста в большой компании – в нашем интервью с Сергеем.

***

ООО «Что делать Консалт» обслуживает несколько тысяч Клиентов. Почему некоторые из них оказываются в должниках?

У компании порядка 5000 Клиентов. Понятное дело, что среди них встречаются разные организации как по виду деятельности, так и по масштабу работы. Поэтому крайне затруднительно подобрать универсальный ответ на вопрос, почему Клиенты накапливают дебиторскую задолженность. Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на задержку в оплате. Указанные факторы или чаще их совокупность приводят к тому, что Клиент несвоевременно исполняет обязанности.

Финансовый фактор выражается в том, что Клиент в условиях ограниченного финансового ресурса принимает решение расходовать имеющиеся средства на иные, более приоритетные для него, цели. Это характерно для небольших организаций с нестабильными размерами прибыли и, соответственно, низким горизонтом планирования. Также довольно распространённым явлением продолжает быть кредитование за счёт контрагентов. То есть Клиент сознательно затягивает с платежом, поскольку несвоевременная оплата контрагенту, скорее всего, не повлечёт начисления неустоек или начисления процентов, в то время как несвоевременная оплата, например, банку повлечёт определённые финансовые санкции.

Организационный фактор может встречаться в разных организациях. Здесь задержка оплаты связана с организационной невозможностью её совершения. К примеру, если речь идёт о крупной организации, возможна ситуация, когда у лица, подписывающего счёт, закончились полномочия, а их документальное продление ещё не завершено. Или другие бюрократические трудности, влияющие на процесс оплаты. В небольших организациях пример выглядит более красноречивым. Например, главный бухгалтер, который является единственным сотрудником в компании, отвечающим за платежи, ушёл в отпуск или заболел.

Одним из главных принципов для нашей Компании является клиентоориентированность и максимальная лояльность по отношению к Клиенту.

Партнёрский факторпоскольку одним из главных принципов при работе с Клиентами для нашей Компании является клиентоориентированность и максимальная лояльность по отношению к Клиенту, возникают случаи злоупотребления лояльностью. Клиент понимает, что даже при несвоевременной оплате одного, двух или даже трёх месяцев он не будет ограничен в доступе к сервису и системе. А зачастую и сотрудник, работающий с Клиентом, не заинтересован в указанном ограничении. Вот и получается такой грустный win-win.

Объективный факторпоследний в перечне фактор — отражает реальную невозможность исполнения Клиентом своих обязательств. Обычно связано с административными мерами, применёнными в отношении него, такими как блокировка расчётных счетов, отзыв лицензии, банкротство.

Какие методы и приёмы вы применяете при работе с Клиентом-должником?

Поскольку функционал направления по работе с дебиторской задолженностью практически исключает переговорный процесс с Клиентом, использующиеся методы и приёмы заключаются в подготовке должникам писем уведомительного и претензионного характера об исполнении обязательств по договору.

Также перед обращением непосредственно в суд возможно направление должнику пугающего иска — достаточно эффективный метод, подталкивающий должника к оплате задолженности в досудебном порядке. Получив копию искового заявления, Клиент понимает серьёзность наших намерений и оплачивает, решив не доводить дело до суда. Большинство должников платят на этапе направления претензионных писем – порядка 70 процентов.

Получив копию искового заявления, Клиент понимает серьёзность наших намерений и оплачивает.

Штатный юрист в большой компании. В чём специфика работы?

Всё зависит от специфики деятельности компании и от конкретного объёма работ, выполняемого юристом. Предположу, что работа в большой компании предусматривает больше вводных, на которые необходимо обращать внимание при решении поставленных задач, то есть необходимо учитывать и производственные задачи компании, и конъюнктуру рынка, и репутацию компании. Также для работы в большой компании характерна более узкая специализация деятельности, меньший объём функционала, но вместе с тем такая работа привносит дополнительные соцнагрузки.

Как вы считаете, какую стратегию выбрать юристу при общении с судьями и госорганами – придерживаться дистанции или попытаться выстроить доверительно-профессиональные отношения?

Вряд ли, занимаясь тем видом деятельности, которым занимаюсь я, возможно выстраивание доверительных профессиональных отношений с судьями и госорганами, поскольку контактные лица всегда разные. Для некоторых видов юридической деятельности, полагаю, такая стратегия приносит результат. Понятно, что в любой ситуации тактика общения зависит от оппонента и, если считаешь, что та или иная стратегия принесёт искомый результат, ею и нужно пользоваться.

Что можно считать победой или успешным завершением дела?

Успешным завершением дела можно считать ту ситуацию, в которой твои требования удовлетворены: неважно, исполнены ли они добровольно (например, по мировому соглашению) или по решению суда. Но вряд ли любое удовлетворение требований можно назвать победой. Это рутинный процесс. Победой, думаю, стоит считать положительный исход в неоднозначном деле, когда нет стопроцентной уверенности в успехе. В таком случае действительно можно говорить о победе.

Как учится юрист? Как оставаться в тренде в нашем быстро меняющемся мире?

Я думаю, что это индивидуально. Отслеживание новостей законодательства и актуальной практики, конечно, способствует сохранению теоретических знаний в актуальном состоянии, но, по моему опыту, без применения полученных знаний на практике невозможно в полной мере поддерживать себя в актуальном состоянии. Поэтому лучшее обучение — это новые дела, решение новых вопросов.

Лучшее обучение — это новые дела, решение новых вопросов.

К каким разделам СПС КонсультантПлюс вы постоянно обращаетесь?

Сложно будет выделить какой-то раздел. Так или иначе, если нужно найти ответ – КонсультантПлюс позволяет сделать это. Единственное, что хотелось бы выделить отдельно, — это специальный поиск судебной практики. Действительно, уникальный инструмент, экономящий кучу времени и позволяющий оперативно сформировать позицию для суда, а также спрогнозировать решение суда по конкретному делу.

Смотрите ли вы фильмы про юристов? Есть ли такой, где достоверно отражена ситуация?

Возможно я в недостаточной степени насмотрен, но, честно говоря, я не помню ни одного фильма про юристов-цивилистов. Когда говоришь «фильмы про юристов», на ум приходят в основном американские фильмы, в которых речь идёт о юристах по уголовным делам. С учётом различия правовых систем США и Российской Федерации, мне, юристу, работающему в гражданско-правовой отрасли, сложно оценить фактическую достоверность вспоминаемых фильмов. Как говорил классик, не стоит выступать экспертом в той области, в которой ты им не являешься, поэтому оставлю эти фильмы без своей оценки.

Интервью вела Елена Смолина
Фото из личного архива Сергея Манегина

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего: @company4dk