Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Уголовная ответственность за неуплату налогов, сборов и страховых взносов

02.10.17146

В УК РФ ликвидирован пробел и введена ответственность за неуплату страховых взносов в крупном или особо крупном размере для всех категорий страхователей. Неуплата налогов, сборов и страховых взносов может привести к более печальным последствиям ‒ уголовной ответственности для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. Об этом подробнее в нашей статье.

Причины внесения изменений в законодательство

Прежде всего напомним, что с 1 января 2010 года отменён единый социальный налог (ЕСН)[1]. Законодательством РФ был предусмотрен институт страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), которые не являются налоговыми платежами. В связи с этим данные платежи оказались исключёнными из сферы правового регулирования Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

С учётом того, что страховые взносы не относились больше к налоговым платежам, законодательство о страховых взносах отнесло администрирование страховых взносов, а также контроль за их уплатой к компетенции ПФ РФ и органов ФСС.

По информации ПФ РФ, за период с 2012 года по октябрь 2014 года количество организаций, уклонившихся от уплаты страховых взносов, составило 8 028. При этом сумма неуплаченных страховых взносов в крупном размере равна 27,8 млрд рублей, в особо крупном размере – 68,8 млрд рублей.

Количество индивидуальных предпринимателей, уклонившихся от уплаты страховых взносов за указанный период, – 150 человек. Сумма неуплаченных ИП страховых взносов в крупном размере – 151,4 млн рублей, в особо крупном размере – 43 млн рублей.

По расчётам, представленным ПФ РФ, сумма возможных поступлений страховых взносов в результате совершенствования законодательства может составить от организаций около 96,6 млрд рублей, от ИП – 194,4 млн рублей.

По данным ФСС РФ, за период с 2012 года по первое полугодие 2014 года сумма неуплаченных страховых взносов организациями составила около 2 млрд рублей.

По информации ФСС РФ, возможное поступление страховых взносов в результате совершенствования законодательства может составить около 1,66 млрд рублей[2].

Безусловно, отсутствие уголовно-правового регулирования и подобные статистические данные, представленные органами контроля и администрирования за уплатой страховых взносов, явились одной из причин законодательной инициативы о внесении изменений и дополнений в УК РФ.

Изменения в целом направлены на усиление ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Совершенствование правового регулирования

Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ[3] внесены изменения и дополнения в УК РФ, касающиеся установления ответственности плательщиков в части страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

С 1 января 2017 года исчисление и уплата страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и как следствие функции по контролю и администрированию страховых взносов перешли к ФНС России и её территориальным инспекциям. Одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», однако порядок исчисления и уплаты страховых взносов (в части базы, плательщиков, величины тарифов и т. д.) с 2017 года не изменился.

Правильность и своевременность уплаты страховых взносов проверяются по общим правилам проведения налоговых проверок (ст. 88, 89 НК РФ).

Камеральные и выездные проверки расчётов по страховым взносам, в которых заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФСС продолжает проводить самостоятельно.

Также предметом проверок ФСС является правильность исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, расходов на выплаты страхового обеспечения. Порядок проведения таких проверок не изменился и регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

За уклонение от уплаты страховых взносов привлекут как за неуплату налогов?

Да, поправки об уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов, администрируемых налоговыми органами, вносятся в имеющиеся «налоговые» статьи – 198 и 199 УК РФ. Меры наказания остаются по этим статьям теми же, которые действовали и ранее. Соответственно, наказание за уклонение от уплаты взносов будет таким же, какое установлено за уклонение от уплаты налогов (лишение дохода за несколько лет, принудительные работы, лишение свободы).

Привлечение гражданина к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов возможно, если данное деяние совершено:

  1. определённым способом – путём непредставления налоговой декларации (расчёта) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путём включения в налоговую декларацию (расчёт) или такие документы заведомо ложных сведений;
  2. в крупном или особо крупном размере.

Справка. Определение крупной и особо крупной суммы при уклонении физического лица от уплаты налогов, сборов, страховых взносов:

Крупным размером признаётся сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 900 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности, либо превышающая 2 700 000 руб.

Особо крупным размером признаётся сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за три следующих подряд финансовых года более 4 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов в совокупности, либо превышающая 13 500 000 руб.[4].

В случае уклонения гражданина от уплаты налогов, сборов, страховых взносов в крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 198 УК РФ):

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до одного года;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до одного года.

В случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 2 ст. 198 УК РФ):

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от полутора до трёх лет;
  • принудительные работы на срок до трёх лет;
  • лишение свободы на срок до трёх лет.

Привлечение организаций к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов возможно по рассмотренному выше сценарию, применяемому в отношении физических лиц. Отличие составит в определении крупного и особо крупного размера и предусмотренных санкций.

Справка. Крупным размером для организаций признаётся сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 5 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15 000 000 руб. Особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 15 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 45 000 000 руб.[5].

В случае уклонения организации от уплаты налогов, сборов, страховых взносов в крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 199 УК РФ):

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода гражданина за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

В случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере возможно одно из следующих наказаний (ч. 2 ст. 199 УК РФ):

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

В ст. 199.2 УК РФ – «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» также включили страховые взносы. При этом максимальный срок лишения свободы по этой статье возрос до семи лет, а штрафы – до 2 000 000 руб.

Что грозит за неуплату взносов «на травматизм»?

Вводятся новые статьи – 199.3 и 199.4 УК РФ, предусматривающие специальные составы преступлений за уклонение страхователя (физических и юридических лиц соответственно) от уплаты страховых взносов «на травматизм», администрируемых ФСС[6].

Так, за уклонение страхователя – физического лица от уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в крупном размере грозит штраф до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты (дохода) осуждённого за период до двух лет либо обязательные работы на срок до 360 часов.

Аналогичное нарушение, совершённое в особо крупном размере, будет наказываться штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты (дохода) осуждённого за период до трёх лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В отношении организаций ответственность за уклонение от уплаты взносов «на травматизм», совершённое в крупном размере, чревато штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до одного года.

Санкции ужесточаются при особо крупном размере уклонения от уплаты взносов или если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору.

Статья 199.3 УК РФ. Уклонение страхователя – физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.

Справка: Крупным размером в настоящей статье для страхователя – физического лица признаётся сумма страховых взносов, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 1 800 000 рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 3 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая 9 000 000 руб.[7].

Статья 199.4 УК РФ. Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.

Справка: Крупным размером в настоящей статье признаётся сумма страховых взносов, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 2 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 000 000 рублей. Особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 000 000 рублей[8].

Копить неуплаченные налоги и взносы не следует!

Обращаем внимание! Согласно поправкам, недоимки по взносам, которые администрируют налоговики, будут приплюсовываться к налоговым недоимкам, а это значит, что при наличии долгов и по налогам, и по взносам возрастает вероятность достижения крупного или особо крупного размеров. Следовательно, возрастает вероятность наступления уголовной ответственности или её более жёсткого варианта при особо крупном размере.

Таким образом, в УК РФ ликвидирован пробел и введена ответственность за неуплату страховых взносов в крупном или особо крупном размере для всех категорий страхователей (организаций, ИП и обычных граждан, нанимающих работников). Причём отдельно прописана ответственность и за неуплату взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («травматизм»).

Привлечь к уголовной ответственности по рассмотренным составам преступлений могут руководителя организации, главного бухгалтера, ИП и других физических лиц.

В случае неуплаты налогов, сборов, страховых взносов в менее крупном размере уголовная ответственность не наступает. Однако не стоит забывать, что помимо уголовной ответственности существует налоговая и административная ответственность.

Что подразумевается под словом «уклонение»?

Уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты.

Исходя из буквы закона, под уклонением от уплаты взносов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере.

Это уклонение может выражаться в следующем:

  • занижение базы;
  • иной заведомо неправильный расчёт суммы взносов, подлежащих уплате;
  • непредставление расчёта по страховым взносам или других обязательных документов;
  • включение в такие документы заведомо ложных сведений.

А также, если такие действия (бездействие) позволяют, например:

  • скрыть объект налогообложения;
  • незаконно уменьшить налоговую базу и, соответственно, сумму исчисленного налога и т. д.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. При этом Пленум ВС РФ разъяснил судам, что при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении.

Умысел при совершении налогового преступления

Преступное деяние признаётся совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Совершаемые действия (бездействие) должны быть однозначно направлены именно на уклонение от уплаты налогов.

Об умысле о совершении налогового правонарушения и, как следствие, преступления при наличии криминальной схемы уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов свидетельствуют и действия налогоплательщика в период проведения проверки. Практика показывает, что на запросы налогового органа о представлении документов, обосновывающих налогооблагаемую базу, должностными лицами предпринимаются меры к искажению учёта.

Как правило, умысел доказывается совокупностью обстоятельств совершения налогового преступления в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. Для того чтобы обосновать умышленность совершённого деяния, требуется в обязательном порядке сформулировать цели и мотивы, которые преследовались конкретным лицом при совершении противоправных действий.

ФНС России Письмом от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@[9] были направлены методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета РФ по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов), согласованные со Следственным комитетом РФ.

Важно: Недопустимо обоснование виновности лица на предположениях, на соображениях вероятности тех или иных фактов.

Налоговым и следственным органам необходимо учитывать, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные.

Например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности.

Взаимодействие контролирующих органов

В связи с введением уголовной ответственности за неуплату страховых взносов не мог остаться в стороне без рассмотрения механизм взаимодействия органов, осуществляющих контроль и администрирование страховых взносов, и следственных органов, органов внутренних дел.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 272-ФЗ[10] внесены изменения в ст. 18 Закона № 125-ФЗ и ст. 12, 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Изменения предусматривают механизм взаимодействия между ФСС, являющимся органом контроля за уплатой страховых взносов, и органами внутренних дел, а также следственными органами в целях выявления и пресечения нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Территориальные органы ФСС РФ обязаны направлять соответствующие материалы дела в следственные органы, если плательщик в течение двух месяцев со дня истечения установленного срока не исполнил требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, размер которой позволяет предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления.

Подводя итоги, хочется отметить, что какой бы высокой ни была налоговая нагрузка предприятий, неуплата налогов, сборов и страховых взносов может привести к более печальным последствиям – уголовной ответственности для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.

Учитывая экономическое положение в стране, дефицит бюджета, принятые меры ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов будут являться действенным правовым механизмом, позволяющим эффективно защитить фискальные интересы государства, и в то же время не позволят привлечь к уголовной ответственности лиц, допустивших правонарушения, не причинившие значительного ущерба бюджетной системе Российской Федерации.

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“».

[2] Пояснительная записка «К проекту Федерального закона „О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды“».

[3] Ст. 1 Федерального закона от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (далее – Закон № 250-ФЗ).

[4] П. 2 примечания к ст. 198 УК РФ.

[5] П. 1 примечания к ст. 199 УК РФ.

[6] Ст. 1 Закона № 250-ФЗ.

[7] П. 1 примечания к ст. 199.3 УК РФ.

[8] П. 1 примечания к ст. 199.4 УК РФ.

[9] Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России).

[10] Федеральный закон от 29.07.2017 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

„Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции».

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить