Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Трудовая деятельность иностранцев: изменения в миграционном учёте

08.07.1937

Когда применяются проверочные листы? Что грозит за нарушение норм миграционного законодательства? На эти и другие вопросы отвечает статья Вадима Косякова, эксперта-юриста.

Когда применяются проверочные листы? Что грозит за нарушение норм миграционного законодательства? На эти и другие вопросы отвечает статья Вадима Косякова, эксперта-юриста.

Миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с требованиями Закона «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» № 109-ФЗ от 18.07.2006 г., а также Постановлением Правительства от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Миграционный учёт призван отражать факт нахождения иностранного гражданина (лица без гражданства) по конкретному месту (адресу), определяемому, как и применительно к регистрационному учёту граждан Российской Федерации, как место пребывания или жительства, под которым обычно понимается конкретное помещение, и тем самым обеспечивать органам публичной власти, принимающей стороне, а также другим субъектам частноправовых отношений с участием иностранного гражданина (лица без гражданства) возможность непосредственных контактов с ним.

Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции. Предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции[1].

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон N 294-ФЗ) с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3-10 статьи 32 Закона N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон N 115-ФЗ). Указанными пунктами предусмотрены предмет проверки, основания для проведения плановой и внеплановой проверок, сроки проведения проверок и в каких случаях допускается неуведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки.

С 01.01.2017 действуют изменения в Законе N 294-ФЗ, предусматривающие применение проверочных листов при осуществлении отдельных видов государственного и муниципального контроля. Обязанность использования проверочных листов устанавливается положениями о конкретном виде контроля. Разрабатываются и утверждаются они органами государственного и муниципального контроля в соответствии с общими требованиями, определяемыми Правительством РФ.

Проверочные листы (чек-листы) включают в себя перечень вопросов, составляющих предмет проверки. Это инструмент проверки, позволяющий оценить соблюдение работодателями требований законодательства. Перечень может содержать вопросы, затрагивающие все обязательные требования либо часть требований, соблюдение которых наиболее значимо[2].

Важно помнить, что применяются проверочные листы только при плановых проверках и ответы на них однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований.

Напомним, что с 5 апреля 2016 года ФМС РФ упразднена, а все её полномочия переданы МВД РФ, в котором создано Главное управление по вопросам миграции. С 1 июня 2016 года функции ФМС РФ окончательно переданы МВД РФ[3].

Изменения в Законе N 294-ФЗ, предусматривающие применение проверочных листов, коснулись МВД, и начиная с 11 марта 2019 г. МВД начало применять чек-листы для проверок компаний и учреждений по вопросам миграции. Формы проверочных листов приведены в Приложениях №1 и №2 к Приказу МВД России от 29.01.2019 N 42.

Также законодатель Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2019 г. №246 «О внесении изменений в правила миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» внёс весомые изменения в правила миграционного учёта.

Рассмотрим основные вопросы проверочных листов и изменения правил миграционного учёта.

Проверочные листы. На какие вопросы они требуют ответа

Проверочные листы выполнены в виде таблиц, которые содержат столбцы: вопросы, ответы на вопросы и ссылки на нормативные акты, которые устанавливают эти требования.

Первый проверочный лист[4] применяется при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекающими к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, и состоит из десяти вопросов.

Первые два вопроса, в первом проверочном листе, касаются требования получения разрешения на привлечение и использование иностранцев и заключения трудовых договоров либо договора гражданско-правового характера с иностранцами[5].

За несоблюдение установленных правил приёма на работу иностранцев работодатель несёт серьёзную ответственность. Так, минимальный размер штрафа за приём на работу иностранца при отсутствии у него разрешения на работу составляет 250 тыс. рублей, а если работодатель находится в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, то минимальный размер штрафа за это правонарушение увеличивается до 400 тыс. рублей[6]. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранцев ответственность усиливается[7].

За отсутствие трудового договора либо гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, помимо серьёзного штрафа работодателю грозят ещё штрафы за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора.[8]

Следующие, третий и четвёртый, вопросы выясняют, есть ли действительные разрешения на работу либо патенты на осуществление трудовой деятельности[9] и поданы ли работодателем уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров с иностранцами[10].

За неуведомление территориального органа МВД России о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора с иностранцем предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, причём для юридических лиц – от 400 тысяч до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток[11].

Пятая и шестая графа проверочного листа требуют ответа на вопросы касательно осуществления иностранцами трудовой деятельности в пределах субъекта РФ, указанного в разрешении на работу или патенте, и по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте[12].

Седьмой вопрос касается обязанности работодателя ежеквартально уведомлять ГУ МВД России или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате зарплаты (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам[13].

В случае ненадлежащего исполнения этих обязанностей предусмотрена серьёзная административная ответственность как для должностных лиц (штраф в размере от 35 тысяч до 75 тысяч рублей), так и юридических лиц (штраф от 400 тысяч до 1 млн рублей)[14].

В восьмом вопросе выясняется выполнение работодателем или заказчиком работ (услуг) территориального органа МВД России о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранным гражданам, обучающимся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию[15].

Девятый вопрос выясняет выполнение работодателем обязанности по прекращению трудовых отношений в кратчайший срок после получения сведений о принятом уполномоченным органом решении об аннулировании разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу[16].

И последний, десятый, вопрос посвящён обязанности работодателя уведомления о заключении трудового договора органов МВД России с работником из страны ЕАЭС[17].

За нарушение указанного требования также предусмотрена административная ответственность [18].

Второй проверочный лист[19] применяется при проверке соблюдения требований миграционного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной, состоит из пяти вопросов и, как уже писалось выше, предназначен для принимающих и приглашающих иностранцев сторон и содержит следующие вопросы:

  • направляет ли образовательная организация информацию о самовольном убытии иностранца из данной образовательной организации в территориальный орган МВД России;[20]
  • уведомляет ли образовательная организация территориальный орган МВД России о предоставлении академического отпуска иностранцу, обучающемуся в данной образовательной организации;[21]
  • уведомляет ли образовательная организация территориальный орган МВД России о завершении или прекращении обучения иностранца или лица без гражданства в данной образовательной организации;[22]
  • направляет ли администрация организации (учреждения) уведомления в орган миграционного учёта о прибытии иностранца в место пребывания или не позднее двенадцати часов дня, следующего за днём убытия иностранца, в орган миграционного учёта уведомления об убытии иностранца.[23]

Нарушение указанных норм служит основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа[24]:

– на должностных лиц в размере от 35 тысяч до 50 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 500 тысяч до 800 тысяч рублей.

Нововведения в сфере миграционного учёта

20 марта 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 7 марта 2019 г. №246 "О внесении изменений в правила миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" (далее Правила).

Указанным постановлением введены новые требования к заполнению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Согласно новой редакции Правил принимающая сторона в уведомлении должна указывать наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину. При этом данное требование касается как физических,[25] так и юридических[26] лиц.

Но, по нашему мнению, введение вышеуказанного требования сталкивается с невозможностью его исполнения, т. к. на момент написания данной статьи в бланке уведомления о прибытии иностранного гражданина (лица без гражданства) в место пребывания в Российской Федерации[27] отсутствует графа для внесения этого сведения, и до введения новой формы бланка внести эту информацию некуда.

Теперь, когда принимающей стороной является организация, в соответствующей графе уведомления на оборотной стороне указывается не «фактический адрес» организации, а просто «адрес организации»[28]. В данную графу следует вносить только сведения из ЕГРЮЛ. Эти изменения связаны с тем, что Гражданский Кодекс не содержит понятия юридический и фактический адрес и определяет место нахождения юридического лица местом его государственной регистрации[29].

В новой редакции Правил убрали обязательное условие о недопустимости использования аббревиатур и сокращения слов в бланке уведомления о прибытии [30]. Для того чтобы при написании аббревиатур и сокращений слов в бланке не возникло недопонимания относительно вышеуказанных нововведений, советуем вам воспользоваться национальным стандартом Российской Федерации сокращения слов и словосочетаний на русском языке[31].

Расширен перечень документов, которые принимающая сторона обязана представлять в органы миграционного учёта. Теперь, иностранный гражданин трудящийся государства-члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключённый трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов[32] семьи трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза)[33].

Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства -члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, указанных выше, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключённого трудящимся государства-члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства-члена Евразийского экономического союза)[34].

В случае, если принимающей стороной является организация, а иностранный гражданин в этой организации работает и фактически проживает по адресу указанной организации либо проживает в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, кроме документов указанных выше дополнительно представляются:

а) копия трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копия иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной незапрещённой деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при её наличии), в орган миграционного учёта о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном[35].

Новая редакция Правил устанавливает, что уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания[36] или продление срока пребывания иностранного гражданина[37] возможно не только через обращение в органы МВД России, но и через обращение в многофункциональные центры.

Также в новой редакции Правил устанавливаются сроки подачи уведомления об убытии иностранного гражданина, работающего вахтовым методом. Если иностранный гражданин работает вахтовым методом и поставлен на учёт по адресу организации-работодателя (когда он фактически проживает по адресу указанной организации либо проживает в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном), то в случае его убытия из места пребывания устанавливается срок подачи уведомления об убытии в течение 7 рабочих дней со дня убытия[38].

Введены правила, регулирующие постановку на учёт детей иностранцев в возрасте до 1 года, родившихся на территории России, но не имеющих паспорта иностранного гражданина. Указанными изменениями допускается их постановка на учёт по месту пребывания на основании свидетельства о рождении без предоставления миграционной карты[39].

Подытоживая, можно сказать, что, с одной стороны, введение проверочных листов позволяет проверяющему однозначно определить, соблюдает ли организация или ИП требования, установленные правовыми актами в сфере миграционного учёта, что упрощает проведение плановых проверок, а также позволяет работодателям и принимающим сторонам иметь представление об основных требованиях, предъявляемых к ним законодательством, и при должной осмотрительности избежать негативных последствий, но с другой стороны, внесение изменений в правила миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ увеличивает объём информации, которую принимающая сторона обязана предоставить в территориальный орган МВД России.

[1] Ст. 32 Закона N 115-ФЗ.

[2] Ч. 11.3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ.

[3] Указ Президента РФ от 05.04.2016 г. № 156.

[4] Приложение №1 к Приказу МВД России от 29.01.2019 N 42.

[5] Пункты 2, 3- 5 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[6] П.1 – п.4 ст.18.15 КоАП РФ.

[7] Примечание 2 к ст.18.15 КоАП РФ.

[8] П. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

[9] Статьи 13, 13.2, 13.4 и 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[10] П. 8 статьи 13, пункт 18 статьи 13.4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[11] П.3 ст.18.15 КоАП РФ.

[12] Пункт 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[13] Абз. 1 п. 13 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

[14] П. 5 ст. 18.15 КоАП РФ.

[15] П. 18 статьи 13.4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[16] П. 9.3 статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[17] П.8 ст.13 Закона № 115-ФЗ.

[18] Ст.18.15 КоАП РФ.

[19] Приложение №2 к Приказу МВД России от 29.01.2019 N 42.

[20] Подпункт 3 пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[21] П. 5 статьи 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.

[22] Ч. 3 ст. 20, ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.

[23] Ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.

[24] Ст.18.19 КоАП РФ.

[25] Подпункт «б» пункта 23 Правил в новой редакции.

[26] Подпункт «ж» пункта 24 Правил в новой редакции.

[27] Приложение N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881.

[28] Подпункт «д» пункта 24 Правил в новой редакции.

[29] Ч. 2 статьи 54 ГК РФ.

[30] Абзац второй пункта 27 Правил в новой редакции.

[31] «ГОСТ Р 7.0.12-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила».

[32] Пункт 26.2 Правил в новой редакции.

[33] Пункт 26.1 Правил в новой редакции.

[34] Пункт 28.2 Правил в новой редакции.

[35] Пункт 28.3 Правил в новой редакции.

[36] Пункт 37.1 Правил в новой редакции.

[37] Пункт 42 Правил в новой редакции.

[38] Пункт 45.1 Правил в новой редакции.

[39] Пункт 46.2 Правил в новой редакции.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить