Для подготовки новой декларации по НДС ввод дополнительных данных не требуется, достаточно данных книги покупок и продаж, журнала учёта счетов-фактур. Но включение в состав декларации этих сведений повышает требования к учётным данным. Поэтому в течение текущего налогового периода необходимо провести проверку информации о контрагентах, которая содержится в учётной системе.
В «Бухгалтерии предприятия» уже сейчас есть сервисы для заполнения и проверки реквизитов контрагентов. А 6 августа 2014 года ФНС запущен сервис по проверке реквизитов контрагентов. Сейчас веб-сервис ФНС действует в тестовом режиме. 7 августа выпущен релиз «Бухгалтерии предприятия» с поддержкой проверки контрагентов в справочнике «Контрагенты».
Данные контрагентов (ИНН и КПП) после их ввода в программу «1С:Бухгалтерия 8» обрабатываются с помощью сервиса ФНС, который в онлайн-режиме проверяет факт существования контрагента, сверив ИНН и КПП с данными из ЕГРН. Проверка производится как при вводе нового контрагента, так и при изменении реквизитов существующего.
По ИНН, КПП и дате сервис ФНС выводит результат проверки:
- «Контрагент есть в базе ФНС» означает, что налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН и имеет статус действующего в интервале ±6 дней от даты запроса.
- «Прекращена деятельность или изменен КПП» означает, что налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН, но не имеет статус действующего в интервале ±6 дней от даты запроса. Такой ответ можно интерпретировать следующим образом: либо контрагент с указанной комбинацией ИНН и КПП прекратил деятельность, либо указанный КПП был изменён, то есть ранее комбинация ИНН и КПП была действительной, но теперь она не действительна.
- «КПП не соответствует данным базы ФНС» означает, что КПП налогоплательщика не соотвествует тому ИНН, который был указан в запросе. Такое сообщение означает, что такой комбинации ИНН и КПП в ЕГРН нет и никогда не было.
- «Контрагент отсутствует в базе ФНС» означает, что налогоплательщик с указанным ИНН не зарегистрирован в ЕГРН.
Результаты проверки отражаются в форме списка контрагентов (рис. 1), в карточке контрагента, документах реализации и поступления. В журнале учёта счетов-фактур, книге покупок, книге продаж результат проверки отчёта выводится на специальной панели (доступно с релиза 3.0.35.26). Если в отчёте есть строки с документами от контрагентов, которые не были действующими на даты документов ±6 дней, то такие строки выделяются красным фоном, а в панели проверки появляется кнопка для отбора таких строк.
Рис. 1. Справочник «Контрагенты»
Если на запрос от ФНС получен ответ «Прекращена деятельность или изменён КПП», то в формах списка и выбора справочника «Контрагенты» строка с контрагентом окрашивается в серый цвет.
Если от ФНС получен ответ «КПП не соответствует данным базы ФНС» или «Контрагент отсутствует в базе ФНС», то в формах списка и выбора ИНН и КПП такого контрагента будут выделены красным цветом (рис. 2).
Рис. 2. Контрагент отсутствует в базе ФНС
В документах «Поступление товаров и услуг», «Реализация товаров и услуг», «Счёт-фактура полученный», «Счёт-фактура выданный» в зависимости от результатов проверки контрагент и счёт-фактура выделяются красным или зелёным фоном.
Документ выделяется красным фоном в списке, если на дату документа ±6 дней контрагент не являлся действующим.
Проверка выполняется каждый раз при изменении ИНН и КПП контрагента; при формировании книги покупок, книги продаж, журнала учёта счетов-фактур (рис. 3); при открытии документов поступления и реализации. Дополнительно, один раз в неделю, в фоновом режиме проверяются все контрагенты, занесённые в информационную базу.
Рис. 3. Проверка в журнале учёта полученных и выданных счетов-фактур
Поиск информации о контрагенте на сервере ФНС производится по ИНН/КПП. Не все ИНН в информационной базе могут оказаться корректными: скажем, при вводе ИНН может быть допущена ошибка. Для выявления таких ошибок при вводе используется контроль корректности ИНН по контрольному разряду; такие ИНН в формах справочника «Контрагенты» выделяются красным цветом. Контрагенты с некорректными ИНН не проверяются на серверах ФНС, однако в книге покупок, книге продаж, журнале учёта счетов-фактур, формах списка документы от контрагентов с некорректными ИНН и КПП выделяются красным фоном.
Для работы сервиса необходимо подключение к Интернету. Предложение включить использование этого сервиса выводится при открытии форм справочника «Контрагенты». Важно отменить, что пользователям «1С:Предприятия через Интернет» сервис подключается автоматически. Возможность настроить или отключить сервис таким пользователям недоступна. Права на включение и изменение настроек сервиса предоставлены только пользователю с ролью «Администратор системы». Права на использование сервиса есть у пользователей с ролью «Добавление и изменение данных бухгалтерии», «Чтение данных бухгалтерии». Пользователям, у которых есть права на включение сервиса, будет выведена следующая форма (рис. 4).
Рис. 4. Включение веб-сервиса ФНС по проверке контрагентов
Пользователям, у которых нет прав на включение сервиса, но есть права на использование сервиса, будет выведена форма с предложением включить проверку, обратившись к администратору.
После нажатия на кнопку «Включить проверку» программа начинает работать с сервисом. Сразу после подключения сервиса проводится проверка всех контрагентов. Следующие проверки будут выполняться регламентным заданием. Настройки сервиса доступны в форме «Настройки проверки контрагентов», которая открывается из меню «Администрирование».