Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Налоговый учёт по новым правилам с 2019 года

06.02.1969

В 2018 году в России приняли несколько федеральных законов, согласно которым в НК РФ внесены изменения. Новшества в области фискальной политики государства вступили в силу с 1 января 2019 года. В этой статье рассмотрим те изменения, которые обязательно учитывать в работе.

В 2018 году в России приняли несколько федеральных законов, согласно которым в НК РФ внесены изменения. Новшества в области фискальной политики государства вступили в силу с 1 января 2019 года. В этой статье рассмотрим те изменения, которые обязательно учитывать в работе.

НДС

Основная ставка НДС равна 20%

Для отгрузок, которые придутся на январь 2019 года или позже, применяются следующие новые ставки (ст.1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ):

- 20% – основная ставка (вместо 18%);

- 20/120 – расчётная ставка (вместо 18/118);

- 16,67 – расчётная ставка (вместо 15,25).

По другим налоговым ставкам изменений нет.

Если договор предусматривал предоплату в 2018 году, а отгрузку в 2019 году, то НДС с предоплаты надо считать по расчётной ставке 18/118, а с отгрузки – 20%.

Кто из сторон договора заплатит за повышение ставки, зависит от того, как установлена цена:

  • «цена, кроме того НДС» – дополнительные затраты у покупателя. Если он имеет право на вычет, то сможет компенсировать доплату;
  • «цена, в том числе НДС» или просто «цена» – повышение ставки оплатит продавец, если он не смог договориться с покупателем об увеличении цены.

В госконтрактах за повышение ставки заплатит продавец, потому что по Закону № 44-ФЗ изменить цену нельзя. А вот Закон № 223-ФЗ, по мнению Минфина РФ, не запрещает изменять цену договора. Пересмотреть стоимость товаров, работ, услуг из-за повышения НДС можно, если это не запрещено положением о закупке (Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 № 24-03-07/61247 «По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость»).

Если налоговую разницу в 2% оплатит продавец, то включить эту сумму в расходы по налогу на прибыль нельзя.

Если продавец смог договорится с покупателем о доплате сверх установленной цены и налоговая доплата 2% будет получена им в 2019 году отдельно от аванса, то ФНС советует продавцу выставить корректировочный счёт-фактуру. В декларации по НДС разницу между суммами налога продавец отразит в графе 5 строки 070 раздела 3 декларации и необходимо учесть при расчёте общей суммы налога. В графе 3 укажет «0» (Письмо ФНС России от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период»).

При закупке товаров (работ, услуг) за счёт средств, выделенных из бюджета, НДС восстанавливать не нужно

С 2019 года входной НДС по приобретённым за счёт субсидий и бюджетных инвестиций товарам, работам и услугам, а также имущественным правам можно принять к вычету, если деньги выделены без учёта НДС. Об этом должно быть указано в документах о предоставлении субсидии или бюджетных инвестиций (п. 2.1 ст.170 НК РФ).

Если товары, работы, услуги, а также имущественные права приобретены частично за счёт субсидий или бюджетных инвестиций, то для вычета необходимо рассчитать соответствующую долю (п. 4 ст. 2 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Суммы налога, не подлежащие вычету в соответствии с настоящим пунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьёй 264 НК РФ.

Новшества касаются субсидий и бюджетных инвестиций, полученных начиная с 2019 года (п. 7 ст. 9 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Заявительный порядок возмещения НДС могут применять большее число компаний

По новым правилам (п. 10 ст. 2 ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ), чтобы получать возмещение по НДС в ускоренном порядке, сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ перечисленных за три прошлых года должна составлять не 7 млрд (как раньше), а не менее 2 млрд руб. Чиновники смягчили и требования к поручителям: минимальный размер уплаченных налогов сократили с 7 млрд до 2 млрд руб., обязательства по поручительствам могут составлять не 20%, а 50% от стоимости чистых активов.

Подпункт 1 пункта 2 статьи 176.1 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ) применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), совершённых начиная с 01.10.2018, поэтому уже начиная с 4 квартала 2018 года большее число организаций может рассчитывать на заявительный порядок возмещения НДС.

Действие льготы по НДС при реализации макулатуры закончилось

В соответствии с Налоговом кодексом РФ под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

В 2018 году реализация макулатуры не облагалась НДС (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, был введён ФЗ от 02.06.2016 № 174-ФЗ). Но действие льготы закончилось (ст. 2 ФЗ от 02.06.2016 № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй НК РФ»). С 2019 года реализация макулатуры будет облагаться НДС по ставке 20%.

Однако теперь налог придётся исчислять не продавцам, а покупателям макулатуры. Они станут налоговыми агентами. На них распространят правила, которые действуют при реализации сырых шкур, металлолома и алюминия вторичного и его сплавов (п. 8 ст. 161 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

От льготы по НДС по услугам гарантийного ремонта можно отказаться

До 31 декабря 2018 года включительно с услуг по гарантийному ремонту не нужно было платить НДС, если одновременно соблюдались определённые условия (пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. п. 1, 2, 6, 7 ст. 5, п. п. 1–3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). С 1 января 2019 года применять или не применять льготу по НДС по услугам гарантийного ремонта станет правом, а не обязанностью налогоплательщика. Законодатели указанную льготу перенесли в пункт 3 статьи 149 НК РФ (п. 3 ст. 9 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Отказ от льготы позволит налогоплательщику применять вычет по НДС в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Чтобы отказаться от льготы с первого квартала 2019 года, нужно подать заявление в ФНС не позднее 9 января (п. 5 ст. 149 НК РФ). Заявление об отказе от освобождения по НДС составляется в произвольной форме. Утверждённой формы нет, но из заявления должно быть понятно, по каким операциям налогоплательщик отказывается от освобождения и на какой срок. Срок действия отказа от освобождения не может быть менее одного года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

При возврате товара оформляется только корректировочный счёт-фактура

Налоговики в своём письме от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@ рекомендовали продавцам, начиная с 1 января 2019 года, при возврате товара оформлять корректировочные счета-фактуры независимо от того:

  • принял ли покупатель товары на учёт;
  • когда была отгрузка: до нового года или после;
  • возвращается вся партия товара или её часть.

В корректировочный счёт-фактуру вносится та же ставка, что была указана в первоначальном документе. Один экземпляр корректировочного счёта-фактуры передаётся покупателю, если он плательщик НДС.

В случае если покупатель принял к вычету предъявленные ему суммы налога по принятым им на учёт товарам, то восстановление сумм НДС согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса производится покупателем на основании корректировочного счёта-фактуры, полученного от продавца.

Российским организациям и ИП не надо перечислять НДС со стоимости иностранных услуг, полученных в электронной форме

Если иностранная организация реализует электронные услуги в России, то с 2019 года она должна будет сама платить НДС (п. 3 ст. 174.2 НК РФ в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Российские организации и ИП, которые покупают услуги, перестанут быть налоговыми агентами. Чтобы получить вычет, им понадобится договор или расчётный документ с указанием суммы НДС, ИНН и КПП продавца, а также документы на перечисление оплаты. При этом сведения о таких иностранных организациях должны быть размещены на сайте ФНС России.

Организации и ИП на ЕСХН стали плательщиками НДС

Применение ЕСХН больше не освобождает этих спецрежимников от уплаты НДС (п. 12 ст. 9 ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Данные налогоплательщики в 2019 году могут получать вычеты, а вот учесть входной НДС в составе расходов нет.

На 2019 год данные спецрежимники могут получить освобождение от НДС в следующих случаях (п. 1 ст. 2 ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ):

  • начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;
  • ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн руб.

Если налогоплательщик хочет применять освобождение от уплаты НДС с начала 2019 года, ему нужно подать уведомление в инспекцию по месту учёта не позднее 21 января (с учётом переноса) (ст. 145 НК РФ в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

Если среди ваших контрагентов есть плательщики ЕСХН, уточните, планируют ли они работать с НДС. Если нет, то запросите у них документы о праве на освобождение.

Пояснения к декларации по НДС необходимо предоставлять по новому формату

ФНС России обновила xsd-схему ответа на требование о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС (Информация ФНС России от 30.10.2018 на сайте https://www.nalog.ru/rn77/rn77/rn77/rn77/news/activities_fts/7933143/). В частности, добавлен перечень новых кодов видов операций – 33–44 в связи с вступлением в силу с 01.01.2018 федеральных законов от 27.11.2017 № 335-ФЗ, № 341-ФЗ и № 350-ФЗ.

Кроме того, изменён формат требований о представлении пояснении (Письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). В новом требовании налогоплательщику могут прийти новые коды ошибок:

- код «5» – в декларации нет даты счёта-фактуры или указана дата после отчётного периода;

- код «6» – в разделе 8 или приложении к нему заявлен вычет за пределами трёх лет;

- код «7» – в разделе 8 или приложении к нему заявлен вычет по счёту-фактуре, который был составлен до даты госрегистрации;

- код «8» – неверный код вида операции;

- код «9» – ошибка при аннулировании записей в разделе 9 или приложении к нему.

Обновлённые формат и xsd-схемы необходимо применять уже с 25 января 2019 года.

Налог на прибыль

Организации могут учитывать расходы на отдых в России работников и их семей

С 1 января 2019 года в расходах на оплату труда можно учитывать отпускные затраты (п. 24.2 НК РФ, введённый ФЗ от 23.04.2018 № 113-ФЗ):

  • на проезд;
  • проживание и питание, если оно включено в стоимость;
  • санаторно-курортное обслуживание;
  • экскурсии.

Согласно разъяснениям Минфина России, для учёта затрат нужен договор между работодателем и туроператором или турагентом. Если организация заключит договор напрямую с исполнителем услуг, например с отелем, учесть расходы будет нельзя (Письмо Минфина России от 02.07.2018 № 03-03-20/45524).

Путевку можно приобрести для работников, их супругов, родителей, а также детей или подопечных в возрасте до 18 лет (если они учатся на очной форме – до 24 лет).

Затраты нормируются: не более 50 000 рублей в год на каждого отдыхающего. При этом общая сумма затрат организации на путёвки, ДМС и оплату медуслуг работникам не должна превысить 6% от суммы расходов на оплату труда.

Сэкономить за счёт снижения региональной ставки по налогу на прибыль не получится

Раньше регионы по своему желанию могли снижать ставки ниже 17%. С 2019 года введено ограничение: принимать законы о новом снижении ставки регионы вправе, только если об этом указано в главе 25 НК РФ (например, для резидентов ОЭЗ, для участников региональных инвестиционных проектов) (п. 15 ст. 2, ч. 2 ст. 4 ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ; п. 21 ст. 2, ч. 3 ст. 9 ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Пониженные ставки, которые были введены до 3 сентября 2018 года, будут действовать максимум до конца 2022 года. Но у региона есть право передумать и поднять их раньше. Если срок действия льготы закончится, например, 31 декабря 2019 года, то регион вправе своим решением продлить её ещё на три года. Поэтому необходимо следить за изменениями в региональных законах.

Если льгот нет, то в федеральный бюджет необходимо перечислить сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ – по ставке 17%. Это распределение, временно введённое с 2017 года, законодатели продлили до 2024 года включительно (п.15 ст. 1, ч. 4 ст. 2 ФЗ от 03.08.2018 № 301-ФЗ).

Доход, полученный при выходе из организации или при её ликвидации, приравнен к дивидендам

Раньше этот вопрос был спорным. Сначала ФНС разъясняла, что установленное статьёй 43 НК РФ определение дивидендов не позволяет в целях налогообложения рассматривать получаемое участниками ликвидируемого общества имущество (в т. ч. деньги) дивидендами. (Письмо ФНС РФ от 13.04.2009 № 3-2-06/39).

Позднее Минфин России в своём Письме от 16.02.2017 № 03-03-06/1/8913л сделал вывод, что превышение стоимости полученного при ликвидации имущества над взносом в уставный капитал признаётся дивидендами.

Теперь законодатели поставили точку в данном споре. С 2019 года к дивидендам приравнивается разница между доходом, который получен при выходе из компании (при её ликвидации), и фактически оплаченной стоимостью акций, долей или паев (п. 1 ч. 2 ст. 250 НК РФ в ред. ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

При ликвидации участник, получивший доход, должен будет исчислять налог на прибыль самостоятельно по ставкам для дивидендов.

Имущество, полученное при выходе из общества или при его ликвидации, нужно принимать к учёту по рыночной стоимости на момент получения.

Убыток, полученный при выходе из организации или при её ликвидации, можно учесть в расходах

С 2019 года убыток участника, полученный при ликвидации организации или при выходе из неё, можно включать в расходы по налогу на прибыль. Размер убытка – разница между рыночной ценой полученного имущества и фактически оплаченной стоимостью доли. Убыток определяется на дату ликвидации или выхода из организации (п. 2 ст. 265 НК РФ в ред. ФЗ от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Технологическое оборудование, которое используется в наилучших доступных технологиях, можно амортизировать быстрее

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды (ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») наилучшая доступная технология – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности её применения.

С 2019 года к норме амортизации данных видов основного технологического оборудования можно применять повышенный коэффициент 2 (п. 1 ст. 259.3 НК РФ в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 219-ФЗ). Перечень такого оборудования определён Правительством РФ в Распоряжении от 20.06.2017 № 1299-р.

Владельцы большегрузов вправе включать в расходы всю сумму платы в системе «Платон»

С 2019 года отменён вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 12 т.

В связи с этим отменили и ограничение на учёт расходов по налогу на прибыль. Ранее в расходы по налогу на прибыль включали только сумму превышения. Теперь всю сумму платы в системе «Платон» можно учитывать в составе прочих расходов (п. 4 ст. 2 ФЗ от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

Критерии контролируемых сделок изменили

По новым правилам внутрироссийские сделки считаются контролируемыми, только когда превышен порог доходов по сделке в 1 млрд руб. В противном случае сделка не контролируется, даже если она отвечает признакам пункта 2 статиь 105.14 НК РФ.

Сами признаки также изменили:

  • убрали самостоятельный критерий в виде порога по доходам в 1 млрд руб. Сделка, не отвечающая признакам, которые остались в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб.;
  • добавили критерий: стороны применяют разные налоговые ставки к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена сделка. Это не касается ряда ставок, например для дивидендов;
  • убрали критерий участия стороны в региональном инвестиционном проекте и др.

В связи с внесёнными изменениями сделки из пункта 1 статьи 105.14 НК РФ (например, через посредников) контролируются, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Эта норма относится и к сделкам с взаимозависимыми иностранными лицами. По прежним правилам такие сделки контролировались независимо от размера дохода.

Новые правила касаются сделок, доходы и расходы по которым налогоплательщики признают начиная с 2019 года. Дата заключения договора не важна (ст. 105.14. НК РФ в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ и от 19.07.2018 № 199-ФЗ).

За 2018 год налогоплательщикам нужно отчитаться по старым правилам.

Транспортный налог

Владельцы большегрузов налог не только начислят, но и уплатят

С 2019 года нельзя применять вычет по транспортному налогу в размере платы за вред, который дорогам федерального значения причиняют большегрузы – автомобили с разрешённой максимальной массой свыше 12 т (плата через систему «Платон»).

Поэтому налогоплательщики в новом году должны не только считать, но и платить авансовые платежи по транспортному налогу (п. 2 ст. 363 НК РФ в ред. ФЗ от 03.07.2016 № 249-ФЗ).

Срок уплаты транспортного налога установлен законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован автомобиль (ст. 356 НК РФ). Налоговым периодом признаётся календарный год, отчётными периодами – I, II и III кварталы (ст. 360 НК РФ).

Авансовые платежи за I, II и III кварталы надо платить, если это предусмотрено законом субъекта РФ (п. 2 ст. 363 НК РФ).

Напоминаем! В Москве налогоплательщики-организации уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода уплата авансовых платежей по налогу налогоплательщиками-организациями не производится (п.1 ст. 3. Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33(ред. от 29.11.2017) «О транспортном налоге»).

В Московской области уплата налога производится не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а уплата авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 2 Закона Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области»).

Налог на имущество организаций

За движимое имущество теперь налог платить не нужно

С 2019 года налог на имущество надо платить только по недвижимости. Движимое имущество перестало быть объектом обложения независимо от того, подпадало ли оно под льготу раньше (п. 1 ст. 374 НК РФ в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Новые правила расчёта налога на имущество при изменении кадастровой стоимости недвижимости в течение года

По общему правилу, изменённая кадастровая стоимость применяется при расчёте налога на имущество за будущие годы, но в некоторых случаях возможен пересчёт за текущий или предыдущие. С 1 января 2019 года эти исключения скорректировали (п. 15 ст. 378.2 ФЗ от 03.08.2018 № 334-ФЗ).

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:

С 2019 года при изменении характеристик объекта налог на имущество рассчитывается по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Таким образом, по старой оценке налог придётся платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с изменения и до конца года. Месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа

Изменения в правилах уплаты налогов и взыскания пени

При просрочке уплаты считать пени нужно иначе

Пени рассчитываются исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и размера ставки рефинансирования Банка России (п. 3 ст. 58, п. п. 4, 7 ст. 75 НК РФ, п. п. 5, 6 ст. 26.11 Закона № 125-ФЗ).

Согласно изменениям, внесённым в пункт 3 статьи 75 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ, пени не могут быть больше недоимки, на которую их начисляют. Раньше такого ограничения не было. И пени нужно начислять и за день, когда недоимку погасили. До 27 декабря 2018 года его в расчёт не брали.

Таким образом, по недоимке, возникшей до 27.12.2018 включительно, пени начисляются до дня уплаты задолженности. А по недоимке, возникшей после этой даты, пени начисляются по день уплаты недоимки включительно. При этом сумма пеней не может превышать сумму недоимки, на которую они начислены.

Если ставка рефинансирования в периоде просрочки менялась, пени за периоды с разной ставкой нужно рассчитывать отдельно.

При обнаружении ошибки можно уточнить счёт УФК по платежам в бюджет

С 2019 года налогоплательщик при обнаружении ошибки вправе уточнить счёт Федерального казначейства в платёжке по налогам, страховым взносам, сборам, пеням, а также штрафам (п. 7 ст. 45 НК РФ в ред. ФЗ от 29.07.2018 № 232-ФЗ). Есть три условия:

  • с даты платежа прошло не больше трёх лет;
  • уточнение не приведёт к образованию недоимки;
  • деньги поступили в бюджет, несмотря на ошибку в платёжке. Это можно проверить при сверке расчётов с инспекцией.

При уточнении платежа налоговый орган обязан осуществить пересчёт пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Как видим, изменения в Налоговом кодексе РФ неглобальные, но их много. Их необходимо учитывать при планировании финансовой деятельности организации на 2019 год.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить