Наш контрагент нарушил свои обязательства по договору, в результате чего ему была отправлена претензия. Однако он ее не получил, и она возвращена. Можем ли мы считать, что досудебный порядок урегулирования спора нами был соблюден?
Ваш контрагент в договоре должен был указать адрес, на который необходимо отправлять юридически значимые сообщения. Претензию следует отправить именно по этому адресу. Исключение: случаи, когда вы знаете (должны знать), что данный адрес является недостоверным (см. Позицию ВС РФ). Если в договоре такой адрес не указан, отправляйте претензию по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Также для отправки претензии можно использовать информационно-телекоммуникационные сети. Главное, чтобы такой способ коммуникаций был установлен НПА, явно и недвусмысленно прописан в договоре либо это обычная сложившаяся деловая практика в ваших отношениях и прежде вы обменивались сообщениями, в том числе и таким образом (см. Позицию ВС РФ).
Если претензия поступила по достоверному адресу, но вашему контрагенту ее не вручили по обстоятельствам, которые от него зависят (к примеру, он уклонился от получения корреспонденции и она была возвращена отправителю), то ее следует считать полученной (см. Позицию ВС РФ). В таком случае у ответчика нет шансов сослаться на несоблюдение досудебного порядка.
Если же претензия направлена не на тот адрес, то в этом случае досудебный порядок считается несоблюденным. Соответственно, суд оставит ваш иск без движения или, если он его уже принял к производству, без рассмотрения.
Соблюсти досудебный порядок урегулирования спора поможет Готовое решение.