PROпроверки 3.0

Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!

Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам
Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!
  • Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
  • Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
  • Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам

Нюансы проведения проверок малых предприятий в 2017 году

 19 Января 2015
Фото: pixabay.com
Распечатать

Проверка государственной трудовой инспекции для каждого работодателя связана с определёнными проблемами, под внимание надзорного органа может попасть любая микрокомпания или индивидуальный предприниматель. Будьте внимательны, ведь в 2017 году (так же как и в 2016 и в 2017 годах) субъекты малого предпринимательства освобождены только от проверок, включённых в план.

В этой статье мы расскажем об особенностях проведения проверок малых предприятий в 2017 году и о том, что об этом должен знать работодатель.

Напомним, что для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей с 1 января 2016 года сроком на три года (по 31 декабря 2018 года) введены так называемые надзорные каникулы (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"»).

В этот период указанные субъекты малого предпринимательства освобождены от проведения плановых проверок государственной инспекции труда.

Хотя организации и индивидуальные предприниматели, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, в целях программы по развитию бизнеса удостоились названной преференции и были освобождены от плановых проверок, как показывает практика, количество внеплановых проверок значительно возросло.

Плановые проверки

Напомним, что полномочиями за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, наделена Федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ), а в субъектах РФ государственные полномочия в сфере труда осуществляются государственными инспекциями труда (п. 2 Положения о государственном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

Государственная инспекция труда осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства посредством проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 356 ТК РФ).

Проверки работодателей осуществляются путём проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут быть документарными или выездными.

Сведения о планируемых плановых проверках размещаются на официальных сайтах Генеральной Прокуратуры РФ, Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Так, если организация – субъект малого предпринимательства полагает, что она незаконно включена в ежегодный план проверок, тем более в период действия «каникул», она вправе подать заявление об исключении из этого плана. Правила подачи и рассмотрения такого заявления установлены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489».

Вместе с тем плановая проверка может быть проведена и в период действия «надзорных каникул», но только в отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства, привлечённых к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Внеплановые проверки

        Действие «надзорных каникул» не освобождает работодателей – субъектов малого предпринимательства от проведения государственной инспекцией труда внеплановой проверки.

        Поводом для проведения такой проверки в соответствии со ст. 360 ТК РФ может послужить:

- истечение срока исполнения работодателем ранее выданного инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства;

- поступление в Федеральную инспекцию трудаобращений и заявлений о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

(ПРИМЕЧАНИЕ: в этом случае проверка может быть проведена государственной инспекцией труда незамедлительно, без согласования с органами прокуратуры.  Государственная инспекция труда лишь извещает прокуратуру о проведении внеплановой выездной проверки.)

- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением президента РФ или Правительства РФ;

- по требованию прокурора  о проведении внеплановой проверки в рамках надзорной деятельности.

Таким образом, перечень оснований для проведения внеплановой проверки за соблюдением трудового законодательства является закрытым.

Будет ли предупреждён работодатель?

Законодательство не регламентирует порядок и форму уведомления работодателя о проведении внеплановой выездной проверки.

В случае проведения внеплановой проверки работодатель должен быть уведомлён о её проведении не менее чем за 24 часа до её начала. Уведомление о проведении внеплановой проверки может быть направлено любым способом, при котором может быть получено подтверждение о его получении (например, нарочно, путём направления электронного документа и т. п.).

Порядок и форма уведомления работодателя о проведении внеплановой проверки законодательством не регламентируется.

В ряде случаев работодатель не уведомляется о внеплановой проверке, если основанием для её проведения послужило обращение (заявление) работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ч. 9, абз. 5 ч. 7 ст. 360 ТК РФ), а также мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля о фактах возникновения угрозы (причинения вреда) жизни, здоровью граждан (ч. 16, 17, пп. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Сведения о проведении внеплановой проверки размещаются на официальном сайте государственной инспекции труда субъекта РФ.

Работодателю следует знать, что проведение внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления о её проведении является грубым нарушением закона,  влекущим  за  собой отмену результатов такой проверки по заявлению  проверяемого  лица (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Перед проведением внеплановой проверки государственный инспектор направляет требование о предоставлении необходимых для проверки документов.

При этом государственный инспектор не вправе требовать сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов (ч. 7 ст. 11, п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ). Работодатель не обязан представлять нотариально  заверенные  копии представляемых документов.

При наличии в организации журнала учёта проверок сведения о проведении внеплановой проверки отражаются в нём.

Записи в журнал учёта проверок заносит должностное лицо – государственный инспектор, проводящий проверку (ч.ч. 8, 9 ст. 16, п. 13 ст. 18 Закона № 294-ФЗ).

Важно! Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, с копиями приложений, один из которых вручается руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю). Такой акт должен быть составлен и вручён непосредственно после её проведения. Вручение акта проверки в более поздние сроки возможно лишь в случаях, когда для  составления такого акта необходимо получение заключения по результатам проведённых исследований и экспертиз. Представление акта в более поздний срок может быть признано недействительным по заявлению проверяемого работодателя.

Акт проверки может быть выслан работодателю в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего акт, только в случае, если проверяемое лицо дало согласие на осуществление взаимодействия в электронной форме.

В случае если работодатель не согласен с выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений), он может воспользоваться своим правом представить в государственную инспекцию труда свои возражения в письменной форме. Такие возражения должны быть направлены не позднее 15 дней с даты получения акта (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ).

Подводя итог, необходимо отметить, что причиной возможных неблагоприятных последствий для работодателя, связанных с проведением внеплановой проверки и привлечением к ответственности виновных лиц, является игнорирование работодателями норм трудового законодательства в части трудовых прав работников и неисполнения работодателем ранее выданного инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства.

Поэтому работодателю, являющемуся субъектом малого предпринимательства, следует понять важность вопроса и внимательней относиться к своим работникам, не нарушая их трудовых прав, с тем  чтобы в 2017 году быть освобождённым от проведения как плановых, так и внеплановых проверок, проводимых государственной инспекцией труда.

Итак, надзорные каникулы, предоставленные субъектам малого предпринимательства, не распространяются на внеплановые проверки, проводимые государственной инспекцией труда. Запрет установлен в отношении исключительно плановых проверок, то есть таких, которые проводятся на основе заранее утверждённого плана с периодичностью не чаще чем один раз в три года.

Внеплановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства в 2017 году будут проводиться без ограничений!



Подпишитесь на "Что делать 1С"
Неверный Email

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Телефон редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email