Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Ликвидация организации: почему могут отказать?

01.12.151.4K

Ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность только после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Что же делать, если в ликвидации отказывают? Предлагаем разобраться вместе.

Юридическое лицо может получить отказ в государственной регистрации факта ликвидации по основаниям, перечисленным в ст. 23 Закона № 129-ФЗ и п. 50 Приказа Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Заметим, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения2. Однако на практике часто возникают споры о том, какие конкретные нарушения могут являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Данные споры возникают из-за возможности неоднозначного толкования некоторых норм ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

Исходя из сложившейся судебной практики по делам об обжаловании отказа регистрирующего органа можно выделить конкретные правомерные основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Рассмотрим их более подробно и изучим судебную практику по этим вопросам.

ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ДОКУМЕНТЫ

Одним из условий отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица является непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов. Исключением из этого основания является возможность получения документов по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с законодательством уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица3.

Законом № 129-ФЗ установлен закрытый перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации сведений о ликвидации юридического лица.

Часто встречающимся основанием для отказа в государственной регистрации служит непредставление в регистрирующий орган полного перечня надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ.

К примеру, в деле № А40-92964/144 суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, поскольку заявителем был представлен полный перечень надлежащим образом оформленных документов. При этом судом отклонён довод ответчика о том, что в удостоверительной надписи, совершённой нотариусом на представленном в регистрирующий орган заявлении по форме Р16001, отсутствует указание о проверке полномочий представителя.

Как разъяснил суд, в соответствии с Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ установлена форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией (ф. Р16001), третья страница которого содержит требование об обязательном нотариальном заверении подлинности подписи заявителя. При этом ни закон, ни Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ не содержат обязательного текста нотариальной надписи, при отсутствии которого заявление считалось бы ненадлежаще оформленным.

БАЛАНС ДОЛЖЕН БЫТЬ В ПОРЯДКЕ

Ещё одним основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации компании может служить представленный в непрошитом и непронумерованном виде ликвидационный баланс. Так, судом в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2009 № А21-9982/2008 установлено, что представленный в инспекцию на регистрацию ликвидатором ликвидационный баланс не прошит и не пронумерован. Данное обстоятельство не оспаривалось самим ликвидатором. Представление ненадлежащим образом оформленного ликвидационного баланса правомерно расценено инспекцией как непредставление необходимых для государственной регистрации документов.

Причём кассационная инстанция оценила выводы судов малозначительности данного нарушения и его возможном исправлении в случае указания на это нарушение должностным лицом, принимающим документы как неправильные, указав следующее. Законодательство, регламентирующее регистрацию юридических лиц, не содержит положений, обязывающих принимающих документы должностных лиц сообщать о тех или иных нарушениях, допущенных в документах. Не содержит законодательство и норм, позволяющих приостановить регистрацию в целях устранения каких-либо нарушений. Единственным возможным последствием представления ненадлежаще оформленных документов является отказ в регистрации, что не препятствует заинтересованным лицам вновь обратиться с заявлением о регистрации после устранения соответствующих нарушений.

Следующим основанием для отказа в регистрации является представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчётов с кредиторами.

Вопрос о правомерности отказа нашёл своё однозначное решение в судебной практике.

Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 13.10.2011 № 7075/11 изложил правовую позицию таким образом: представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения юридического лица и его расчётов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ.

Данная позиция Высшего Арбитражного суда РФ нашла своё отражение в Письме ФНС России от 01.07.2015 № СА-4-14/11453 «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2015)»:

«Установив, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс не отвечал признакам достоверности и был составлен без учёта результатов выездной налоговой проверки, о которых юридическое лицо знало достоверно, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации. При этом выводы суда первой инстанции о том, что налоговый орган своевременно не предъявил требования к ликвидационной комиссии ликвидируемого юридического лица и не принял меры к принудительному взысканию имеющейся задолженности, были признаны ошибочными. Кроме того, суд апелляционной инстанции оценил действия юридического лица как злоупотребление правами, что недопустимо и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований».

Следующим основанием для отказа в государственной регистрации является отсутствие сведений об утверждении ликвидационного баланса участниками юридического лица (его органом).

К примеру, по материалам одного из дел на самом ликвидационном балансе не содержалось его названия, отсутствовала отметка о его утверждении участниками общества, и протокол общего собрания не содержал сведений об этом документе либо дате, на которую он составлялся ликвидатором. Суд оценил такие несоответствия как основание для отказа в государственной регистрации по пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ5.

ОТЧИСЛЕНИЯ, НАЛОГИ И СБОРЫ

Одним из оснований отказа в регистрации ликвидации юридического лица является невыполнение требований, предусмотренных пп. «ж» п. 1 ст. 14, пп. «г» п. 1 ст. 21, пп. «в» п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ: непредставление в ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.05.2015 № Ф08-2815/2015 по делу № А32-40130/2014 удовлетворены требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и обязании зарегистрировать запись о ликвидации общества. Судом установлено, что с момента создания общества и до даты принятия решения о ликвидации у общества штатного расписания не было, работники в обществе не значились, заработная плата и иные вознаграждения не начислялись и не выплачивались. В связи с этим у налогового органа отсутствовало основание для отказа в государственной регистрации ликвидации.

Ещё одним основанием для отказа в регистрации ликвидации юридического лица является неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов).

Интересным, на наш взгляд, является Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2014 № Ф09-8055/14 по делу № А50-5056/2014.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования в лице финансового управления администрации задолженности муниципального автономного учреждения (МАУ) по налоговым платежам, пеням, санкциям. Получив уведомление о ликвидации МАУ, налоговая инспекция направила в адрес председателя ликвидационной комиссии МАУ требование о включении в ликвидационный баланс спорной задолженности, а затем отказала в государственной регистрации ликвидации МАУ на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ в связи с наличием задолженности.

Суд принял во внимание, что обращение налогового органа с требованием о взыскании суммы долга происходило не в общем порядке, который предусмотрен ст. 120 ГК РФ, а в соответствии с п. 6 ст. 63 ГК РФ, применяемым в ходе ликвидационного процесса.

А в случае ненаправления требования об уплате налога налоговый орган в дальнейшем утрачивает право на обращение в суд с иском о принудительном взыскании задолженности6.

При этом суды отказывают в удовлетворении заявления признании недействительным требования об уплате налога, выставленного после принятия решения о добровольной ликвидации организации. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги), а ст. 49 НК РФ также не исключает предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ права налогового органа на обращение в суд с соответствующим иском к ликвидируемому налогоплательщику в связи с невозможностью бесспорного взыскания.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ В ЛИКВИДАЦИИ ОТКАЗАТЬ НЕ МОГУТ?

Необходимо обратить внимание на основания, которые не позволяют налоговому органу отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
#FOOTNOTE#
Нарушение юридическим лицом срока для направления уведомления о принятии решения о ликвидации. В частности, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2015 № Ф08-1652/15 по делу № А32-17159/2014 суд указал, что суждение налоговой инспекции о том, что общество нарушило срок уведомления налогового органа о принятии решения о ликвидации юридического лица, предусмотренный п. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ, в связи с тем, что направило соответствующее уведомление с пропуском срока, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Наличие ошибки в зарегистрированных сведениях о юридическом лице, допущенной регистрирующим органом ранее при внесении сведений в ЕГРЮЛ. Как указал суд в обжалуемом решении, комплект документов, представленный заявителем в регистрирующий орган, соответствовал требованиям п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ. А наличие ошибки в зарегистрированных сведениях о юридическом лице, допущенной регистрирующим органом ранее при внесении сведений в ЕГРЮЛ, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации последующих изменений7.

Несмотря на то, что сфера достаточно спорная, существует достаточно ограниченное количество причин, по которым в ликвидации могут отказать. Обратите на них самое пристальное внимание – и с завершением всей процедуры проблем у вас не возникнет.

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов

Главное за неделю в рассылке
«Что делать Юристу»

Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы

Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности