Арендовать автомобиль вы можете как в местных прокатных компаниях по прилёте в ту или иную страну, так и до отъезда на сайтах специализированных компаний (например, таких как Alamo, Avis, Budget, Europcar, Hertz, Sixt и других). Советуем сделать это заблаговременно, обратившись в проверенные компании, поскольку при обращении в небольшие и малоизвестные местные пункты проката остаётся риск столкнуться с проблемами, от которых, увы, никто не застрахован, например: предоставление машины со скрытыми дефектами, «липовые» страховки или даже махинации с кредитными картами. Мы не пугаем вас, а лишь предупреждаем. Где бы вы ни брали автомобиль в прокат, в любом случае следует предельно внимательно отнестись к условиям, на которых автомобиль предоставляется в аренду.
Требования к водителю
Основным требованием при взятии машины в прокат является возраст водителя. В разных странах ограничения минимального возраста различны и могут колебаться от 18 до 25 лет. А в некоторых компаниях существуют даже ограничения минимального водительского стажа. Например, по условиям аренды автомобилей Europcar водительский стаж должен составлять не менее двух лет (http://www.europcar.ru/pages/terms), а минимальный возраст для управления автомобилем – 21 год.
Чтобы взять на прокат автомобиль, вам понадобится загранпаспорт и водительское удостоверение. С марта 2011 года в России выдаются национальные водительские удостоверения, которые отвечают всем требованиям поправок к Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, вступивших в силу 28 марта 2006 года (ст. 43 Конвенции; Приказ МВД РФ от 13.05.2009 № 365). Страны, присоединившиеся к этой Конвенции (в частности, Беларусь, Бельгия, Германия, Израиль, Италия, Украина), признают национальные водительские удостоверения, соответствующие предписаниям Конвенции, на своей территории до момента, с которого данная территория становится обычным местожительством владельца удостоверения.
Если у вас водительское удостоверение старого образца, для получения водительского удостоверения нового образца следует обратиться в отдел ГИБДД и предоставить такой же пакет документов, как при получении водительских прав в первый раз (п. 38 Правил сдачи квалификационных экзаменов, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396, далее – Правила № 1396).
Однако в некоторые прокатные компании для аренды авто, помимо национального водительского удостоверения, требуется предоставить и международное водительское удостоверение (МВУ). Для получения МВУ понадобится такой же пакет документов, как и при получении национальных прав (п. 16 Правил № 1396). МВУ выдаётся без сдачи экзаменов на срок не более трёх лет и не может превышать срок действия национальных прав (п. 37 Правил № 1396 и п. 8 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). При этом международное водительское удостоверение действительно только при предъявлении национального водительского удостоверения.
В некоторых европейских странах может потребоваться также и грин-карта (Green Card) – международный полис страхования гражданской ответственности. Оформить грин-карту можно в любой страховой компании на территории России ещё до выезда за границу. А кроме того, во многих компаниях просят предоставить номер действующей кредитной карты для удержания залоговой суммы.
Нужно ли заключать договор?
Обязательно! Договор проката – это основной документ, который подтверждает правомерность владения автомобилем и закрепляет условия, при которых конкретный автомобиль будет эксплуатироваться.
Говоря об условиях договора, в первую очередь следует обратить внимание на страховку, а именно – на те случаи, которые она покрывает. Обычно в договоре на прокат авто используются следующие термины определения ответственности:
COLLISION DAMAGE WAIVER (CDW) – ограничение ответственности при повреждении. Нужно иметь в виду, что CDW – это не страховка, а всего лишь уменьшение вашей финансовой ответственности при повреждении машины. То есть при порче арендованного автомобиля ваша ответственность не превысит фиксированной суммы (франшизы), указанной в договоре. Обычно франшиза составляет от 500 до 800 евро (в зависимости от типа автомобиля). Например, если франшиза составляет 500 евро, а вы повредили автомобиль на 1 000 евро, то 500 евро платите вы, а остальное выплачивает страховщик.
SUPER CDW – полное отсутствие ответственности при повреждениях.
THEFT PROTECTION (TP) – ограничение ответственности при угоне.
SUPER TP – полное отсутствие ответственности при угоне.
PERSONAL ACCIDENT INSURANCE (PAI) – возмещение ущерба при несчастном случае. Это аналог медицинской страховки, но распространяется он только на случаи, которые происходят с людьми в машине или при посадке/высадке из машины.
SUPPLEMENTAL LIABILITY INSURANCE (SLI) – покрытие дополнительной ответственности перед третьими лицами, которое не включается в стандартную страховку. Только для США.
Кроме того, в договоре следует предусмотреть и такие важные моменты, как:
- Количество водителей, которое может быть допущено к управлению автомобилем. Иногда за каждого дополнительного водителя, допущенного к управлению, нужно будет доплатить.
- Километраж, который вы можете проезжать в течение суток. Лучше, если такого ограничения не будет, в противном случае – за каждый лишний километр придётся доплачивать.
- Заправка. Есть два варианта предоставления авто: «полный бак – полный бак» и «полный бак – пустой бак». В первом варианте вы забираете авто с заправленным баком и сдаёте его также с полным баком бензина. Во втором варианте вы берёте машину с полным баком, оплачиваете топливо отдельно, но можете сдать авто с пустым баком.
Будьте внимательны: если вам предлагают взять на прокат грязный или поцарапанный автомобиль, вы имеете право поменять его либо составить дополнительный акт, в котором будут указаны все недочёты. Если на момент возврата авто в салоне будут работать другие сотрудники, они могут возложить ответственность за любые изъяны транспортного средства на вас. А доказать, кто прав – кто виноват, в чужой стране будет очень непросто.