Бухгалтеру

Новое в налоговом контроле

526
#RECOMMEND#
КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС 

Истребование документов

Одно из наиболее значимых изменений в проведении камеральных налоговых проверок – расширение полномочий налогового органа.  В частности, с 1 января 2015 года расширен перечень случаев, когда налоговый орган может при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика документы1

Согласно новой редакции п. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговые инспекторы при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС. Однако данное право налоговикам дано только в том случае, если:
  • выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;
  • выявлены расхождения между сведениями об операциях, отражённых в декларации по НДС проверяемого лица со сведениями об операциях, отражённых в декларации по НДС, представленными в налоговую инспекцию другим лицом, например, его контрагентом;
  • выявлены противоречия между сведениями об операциях, указанных налогоплательщиком в декларации по НДС, и сведениями об этих же операциях, отражённых в журнале учёта полученных и выставленных счетов-фактур у другого лица.

Например, данные счетов-фактур, полученных от комиссионера на приобретённые товары и отражённые у налогоплательщика в разделе 8 декларации по НДС (данные из книги покупок)2 не соответствуют данным журнала учёта полученных и выставленных счетов-фактур, представленным в налоговый орган комиссионером3.

Внимание! Истребовать такие документы налоговый орган вправе только в случае, если выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Пример! ООО «Ромашка» представило налоговую декларацию по НДС, в которой заявило НДС к вычету по счёту-фактуре ООО «Василёк» в размере 56 000 руб. В ходе камеральной проверки было выявлено, что контрагент проверяемого лица  ООО «Василёк» в декларации по НДС по этой же сделке начислил НДС к уплате в размере 36 000 руб. При таких обстоятельствах  у налогового органа имеются все основания для истребования любых документов (в том числе счетов-фактур и первичных документов), относящихся к данной операции у обоих налогоплательщиков, так как выявлены противоречия между суммой, заявленной к вычету  ООО «Ромашка», и суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет ООО «Василёк», и эти противоречия свидетельствуют о занижении НДС к уплате у ООО «Ромашка» и  у ООО «Василёк».

Осмотр территорий 

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в ст. 92 НК РФ4. Эти поправки дают право налоговикам проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов теперь и в рамках камеральной проверки. Однако осмотр в рамках камеральной проверки может проводиться, только когда в декларации по  НДС   (п. 1 ст. 92 НК РФ):
  • заявлена сумма налога к возмещению;
  • выявлены противоречия и несоответствия, предусмотренные п. 8.1 ст. 88 НК РФ, т. е. в тех же случаях, о которых мы говорили выше. 

Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Указанное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем5.

Одной из причин проведения осмотра помещений у налогоплательщика может быть желание налогового органа убедиться в реальности совершения хозяйственных операций в целях подтверждения правомерности вычетов и возмещения НДС.

Пример!  ООО «Ромашка» открывает производство по выпуску мебели. Для осуществления своей деятельности оно закупило дорогостоящее производственное оборудование, по которому заявило к вычету НДС. Поскольку объём операций, облагаемых НДС у ООО «Ромашка»  незначителен,   в декларации по НДС налог заявлен к возмещению. При проведении камеральной проверки представленной декларации выяснилось, что счёт-фактура на приобретённое оборудование был выставлен налогоплательщиком, не представляющим отчётность в налоговые органы. Налоговый орган, усомнившись в реальности сделки по приобретению оборудования, вправе провести осмотр помещений налогоплательщика с целью проверки наличия приобретённого оборудования и обоснованности заявленного к возмещению НДС.

Как видим, законодатели расширили полномочия налогового органа при проведении камеральных проверок по НДС. По своей сути, камеральная проверка  деклараций по НДС с 2015 года  превратилась в выездную проверку.

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – новая форма налогового контроля, представляющая собой «постоянную» проверку налогоплательщика на предмет правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. То есть налоговики наблюдают, как налогоплательщик исчисляет и платит налоги в режиме реального времени, и в случае ошибки сразу «советуют» налогоплательщику внести соответствующие корректировки. Для осуществления налогового мониторинга   налогоплательщик  открывает налоговым органам  доступ  ко всей финансовой документации (электронной базе данных).  
 
Однако не стоит сильно беспокоиться, данная форма контроля является добровольной, да и не все налогоплательщики могут себе её позволить. Пока «добровольный налоговый аудит» доступен только крупным организациям, так как налогоплательщик вправе подать заявление  на проведение налогового мониторинга только при одновременном  соблюдении  следующих условий6
  • общая сумма НДС  (кроме «ввозного») акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате за последний календарный год, должна составить не менее 300 миллионов рублей; 
  • суммарный объём полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности организации   за календарный год  не менее 3 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Налоговый мониторинг поможет крупным компаниям минимизировать налоговые риски. Кроме того, за период, в котором проводился налоговый мониторинг, налоговики не будут проводить камеральные и выездные налоговые проверки7. Однако  из этого правила есть исключения. Если налогоплательщик за «мониторинговый» период представит декларацию по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению8 либо представит «уточнёнку»,  в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток9,  налоговая проверка не избежна. 

К электронной почте особое внимание! 

С 1 января 2015 года введён в действие новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ. В соответствии с данной нормой налогоплательщики, которые должны представлять налоговую декларацию (расчёт) в электронной форме, обязаны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует в рамках своих должностных полномочий и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. В частности, такими документами могут быть требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган. Согласно новым правилам налогоплательщики, получившие от налогового органа по ТКС, например, требование о предоставлении пояснений в рамках камеральной проверки, обязаны в течение шести рабочих дней со дня отправки требования налоговым органом отправить квитанцию о приёме названного документа. Если налогоплательщик не выполнит данную обязанность, то  налоговый орган в соответствии с новой редакцией (п. 3 ст. 76 НК РФ) имеет право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств. Для принятия решения о блокировке счетов налоговому органу даётся  10 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приёме документо.

Напомним, что представлять электронную отчётность обязаны все налогоплательщики НДС (в т. ч. спецрежимники, если они выставят счёт-фактуру с НДС, и налоговые агенты, если они выставляют или получают счета-фактуры по посреднической деятельности в интересах другого лица), а также организации и ИП, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек10. Поэтому таким налогоплательщикам советуем регулярно просматривать свою электронную почту. 
#FOOTNOTE#
Если же случилось так, что в установленный срок налогоплательщик не откликнулся на «письмо счастья» из налоговой инспекции и счета в банке заблокировали, решение об отмене приостановления операций по счетам налоговые органы должны принять не позднее  одного рабочего дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат11:
  • день передачи  «электронной» квитанции о приёме документов, направленных налоговым органом;
  • день выполнения требований налогового органа (т. е. день представления истребуемых документов (пояснений) или явки в налоговый орган – при направлении уведомления о вызове в налоговый орган).

Мы рассказали о самых значимых изменениях с 1 января 2015 года в части налогового контроля. Наиболее полную информацию вы можете найти в СПС КонсультантПлюс.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Что делать, если сотрудник в первый день не вышел на работу? 61 Средняя заработная плата, расчет 50 Кассация разрешила вычеты НДС по кассовым чекам 118
Консультант Плюс
для бухгалтера
Бесплатный доступ на 3 дня
Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email