БЕСПЛАТНЫЙ ТЕСТ-ДРАЙВ КУРСОВ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «ЧТО ДЕЛАТЬ КВАЛИФИКАЦИЯ»

Попробуйте свой будущий курс «на вкус»
еще до начала обучения!

Курсы для бюджетных
и коммерческих
организаций
Учебные программы соответствуют требованиям профстандартов
Курсы ведут авториттные преподаватели-
эксперты

Бесплатный тест-драйв курсов

Учебного центра «Что делать Квалификация»

Учебный центр

Методы обучения персонала

29.11.2021
701

Любая компания вынуждена вести деятельность в напряжённой внешнеполитической и экономической обстановке. В контексте продолжающейся пандемии проблема сохранения в организации устойчивости, конкурентной позиции и прибыльности обуславливает особую актуальность. В борьбе за выживание обычно лидируют фирмы, которые изначально уделяли особое внимание обучению, развитию и поддержке персонала. Руководители многих крупных корпораций подчёркивают важность инвестирования в повышение квалификации собственных сотрудников. Оно помогает создать дружную и сплочённую команду профессионалов. Потому что сотрудники – это главный актив фирмы, от которых зависит 90 % успешности бизнеса в целом.

Организация обучения персонала в компаниях

Систематическое обучение и развитие персонала помогает руководителю выработать деловые качества у каждого отдельного работника. А это в свою очередь позволяет легче и эффективнее решать ежедневные бизнес-задачи компании.

Выделяют два вида обучения: узкоспециальное и корпоративное.

Также обучение можно разделить иначе:

  • профессиональная переподготовка работников;
  • повышение квалификации опытных сотрудников;
  • развитие качеств личности (например, лидерство, командообразование, стрессоустойчивость и др.).

Независимо от видов и форм, учебный процесс организуют разными способами. Одни компании приглашают сторонних преподавателей, тренеров, бизнес-коучей, другие привлекают собственных менеджеров по обучению. Средние и малые фирмы часто используют в своей практике смешанные виды обучения, крупные предприятия предпочитают вкладываться в создание собственных учебных центров или корпоративных университетов.

Одним из самых актуальных и перспективных направлений давно стало дистанционное обучение, когда сотрудники слушают лекции в удалённом режиме, участвуют в онлайн-семинарах, решают задания и сдают экзамены при помощи электронных средств обучения. По окончании учебы они обычно получают официальный документ о переподготовке или повышении квалификации.

Методы обучения сотрудников

Слово «метод» переводится с греческого языка как «путь к познанию». В узком смысле термин подразумевает обоснованный способ или подход, используемый для выполнения производственных целей. Так, методы обучения персонала обуславливают повышение рабочего потенциала сотрудников.

В российскую практику активно внедряются западные методы, к которым относятся дистанционное и модульное обучение, деловая игра, рабочие группы, обучение действием и пр.

Они отличаются:

  • универсальностью;
  • удобством применения;
  • ускорением процесса получения знаний и навыков;
  • ориентированностью на разный уровень подготовки персонала;
  • поддержанием постоянной обратной связи с наставником.

Поэтому современные методы постепенно вытесняют такие отечественные традиционные формы, как лекция в аудитории, семинары с преподавателем, самостоятельное решение заданий.

Классификация методов обучения

Методы по степени активности делятся на:

  • активные, которые требуют от участников максимального присутствия и отдачу (например, деловая игра, мозговой штурм, сторителлинг);
  • пассивные, использование которых на занятии подразумевает усвоение информации с помощью слушания, наблюдения, размышления (например, методы Shadowing, Secondment).

Обучающие методы могут применяться не только на отдельном занятии в учебном центре, но и внутри рабочего процесса, в ходе выполнения текущих обязанностей.

Сравнивать методы между собой и пытаться определить, какой из них более эффективный, а какой менее, некорректно. Каждый приём и технология ставят перед собой задачу решить проблему, которая ухудшает положение дел в организации. Поэтому ещё на этапе проектирования программы методист или преподаватель обязаны тщательно изучить назначение используемого ими метода.

Современные формы и методы обучения персонала

  • Видеообучение

Видеообучение представляет собой набор систематизированных уроков, снятых с помощью видеокамеры или специализированной программы, записывающей ход занятия с экрана монитора. Видеообучение часто используется для самообразования.

У большинства людей зрительное восприятие развито сильнее, чем слуховое. Поэтому видеозапись помогает наглядно и продуктивно обучаться различным дисциплинам. В сочетании с другими методами, например с обсуждением, решением практических кейсов, видеообучение позволяет быстро и успешно усвоить большой объём информации даже без отрыва от производства.

  • Модульное обучение

Модуль – это отдельный блок или тема в составе большой системы, представляющий собой полноценный и функционально завершённый продукт. Он обеспечивает реализацию каких-либо целевых функций самостоятельно либо в составе других модулей. Направлен на развитие конкретных знаний, умений и навыков. При разработке модулей программы методисты и преподаватели определяют отдельные цели и задачи для каждого из них.

Преимущество метода заключается в том, что он обладает гибкостью, то есть возможностью менять местами последовательность применения и подстраиваться под запросы обучающихся.

  • Кейсовый метод

Кейсовый метод представляет собой ситуационный анализ деятельности. Данный инструмент обучения предназначен для разбора реальных практических бизнес-процессов на предприятии. Перед слушателями ставят цель разобраться и описать сущность конкретной проблемы, разработать всевозможные способы решения.

Главное отличие кейсов от других методов – это практикоориентированный подход.

  • Деловая игра

Деловая игра – это метод моделирования (копирования) деловой проблемной ситуации, где руководители и специалисты вынуждены принимать решение для её устранения. Она осуществляется по заранее определённым правилам и в режиме активного диалога между участниками игры. Сюжетом деловых игр часто становятся конфликтные ситуации на рабочем месте, информационная неопределённость и др.

После проведения игры, как правило, следует подробный разбор с разъяснениями преподавателя. Для более наглядного усвоения материала часто используют видеозаписи.

Кстати, в УЦ «Что делать Квалификация» деловые игры регулярно проводит сертифицированный бизнес-тренер, эксперт по управлению персоналом Ирина Лялина.

  • Мозговой штурм

Метод мозгового штурма предполагает активное решение задач участниками группы. За определённый промежуток времени они должны выдвинуть максимальное количество идей и способов разрешения поставленной перед ними проблемы. Затем из всех вариантов выбрать наиболее успешный и реалистичный.

  • Сторителлинг

Название метода произошло от английской фразы story telling – «пересказ историй». Сущность метода заключается в том, что говорящий должен рассказать захватывающую и интересную историю из жизни компании. Это облегчает понимание сути происходящих процессов, освобождает от монотонной передачи информации, поддерживает интерес аудитории.

  • Обучение действием

Данный метод также пришёл к нам из-за рубежа и более известен как аction learning. Обучение в рабочих группах проводится чаще всего без отрыва от производства. Метод обучения действием предполагает передачу знаний, умений и навыков непосредственно при выполнении задания. В основе этого метода лежит практическая тренировка с опорой на знания опытного наставника.

Преимущество данного подхода заключается в том, что индивид или целая группа обучается конкретной деятельности через собственный опыт.

  • Баскет-метод

Баскет-метод подразумевает создание для обучающихся ситуации, максимально приближённой к реальности. Ученик или целая группа должны взять на себя повседневные полномочия определённого сотрудника организации (это может быть и стороння компания) и разобрать все его текущие дела: телефонные звонки, переговоры, встречи, приведение в порядок деловых бумаг.

Метод развивает способность систематизировать, анализировать и отбирать информацию с учётом сроков и важности, а также решать различные проблемные ситуации.

  • Метод Shadowing

Название данного метода дословно означает «быть чьей-то тенью». Его схема состоит в следующем: одному из сотрудников компании предлагают в течение нескольких дней побыть «тенью» руководителя. В течение этого периода работник наблюдает повседневную деятельность менеджера высшего звена, знакомится с особенностями его работы, анализирует поведение и т. д. По завершении работы с сотрудником беседуют и закрепляют усвоенные знания с помощью заданий. Метод часто используется перед планируемым повышением человека в должности, а также в процессе адаптации новых работников.

  • Метод Secondment
  • Метод пришел к нам из английских компаний и дословно переводится как «командирование». Суть его состоит в том, что работника или группу отправляют в командировку в другое подразделение или дочерний филиал организации. В результате сотрудники осваивают различные знания, методики и технологии работы в других департаментах своей компании. Кроме этого, работники повышают личностное развитие, учатся командной работе, улучшают коммуникационные навыки и межличностное общение.

Полный перечень методик обучения насчитывает несколько десятков, и у каждой из них существует определённая направленность на решение конкретных рабочих задач.

Обучение персонала в учебном центре «Что делать Квалификация»

Сотрудники УЦ «Что делать Квалификация» проводят корпоративное обучение сотрудников организаций любых масштабов, используя новейшие методы развития персонала. Наши преподаватели регулярно разрабатывают обучающие программы, которые помогли многим Клиентам освоить интересную профессию, повысить уровень знаний, пройти профессиональную переподготовку и в итоге получить высокооплачиваемую должность.

Мы обучаем самым актуальным направлениям: бухгалтерский и кадровый учёт, налогообложение, внешнеэкономическая деятельность, государственные закупки, менеджмент организации. Наши программы отвечают современным запросам, которые предъявляют руководители передовых компаний потенциальным претендентам. Мы учитываем требования стандартов РФ к отдельным видам должностей.

Цель обучения

Обучение персонала на наших курсах и других мероприятиях – это оптимальный способ быстро и качественно обучить, развить и сплотить свою команду, укрепить рыночные позиции, повысить конкурентоспособность, избежать расходы на поиск новых кадров. Вклад в обучение работников позволяет предотвратить производственные риски и штрафы от контролирующих органов.

Особенности обучения у нас

  • Применяем современные методы обучения

Проектируя программы по каждому отельному направлению обучения, мы ставим перед собой задачу максимально развить потенциал каждого отдельного работника. Для этого используем новейшие и проверенные методы работы, позволяющие достичь поставленных задач в максимально короткое время.

  • У нас занятия полностью практические

На наших занятиях нет скучных и монотонных лекций с непонятной терминологией. Обучающиеся решают практические задания, разбирают реальные ситуации, происходящие в организациях. После прохождения обучения любой работник может использовать полученную информацию в качестве шпаргалок и уже на следующий день применить их в работе.

  • Используем системный подход

Чтобы получить знания в определённой сфере, необходимо переработать большой объём учебной информации. Часто это становится трудоёмким и неэффективным занятием, отрывает от работы и вообще занимает много времени. Мы специально подобрали и систематизировали для вас все необходимые знания, а наши преподаватели проводят на их основе интересные и познавательные занятия.

  • Мотивируем

Все обучающиеся у нас сотрудники получают дополнительный эффект от обучения – повышение своей мотивации. Она способствует в дальнейшем командному сплочению, принятию целей и ценностей организации. После прохождения курса мы часто отмечаем повышение лояльности работников и рост ответственности за результат своей работы.

Как записаться на обучение

Чтобы записаться на обучение персонала, заполните форму для обратной связи на нашем сайте или позвоните по телефону +7 (495) 974-73-74.

Оператор подробно расскажет об обучении и проконсультирует по дальнейшим действиям.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Как получить аттестат профессионального бухгалтера в москве 47 Налог на доходы физических лиц в 2022 году. Возврат и зачет НДФЛ как избежать ошибок 198 Главное о трудовых отношениях и заработной плате в 2022 году 108
Консультант Плюс
Бесплатный доступ на 3 дня
Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email