PROпроверки 3.0

Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!

Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам
Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!
  • Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
  • Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
  • Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам
Бухгалтеру

Цифровизация: взгляд бухгалтера

Мария Скорик

Практикующий главный бухгалтер, член Палаты налоговых консультантов

1620

Есть мнение, что с развитием технологий профессия бухгалтера останется в прошлом. Мария Скорик, практикующий главбух с большим опытом, поделилась своим взглядом на будущее бухгалтера и специалистов других направлений, которых может вытеснить цифровизация.

Периодически в СМИ поднимается буря обсуждений на тему будущего некоторых специальностей в грядущую цифровую эпоху. Уже не одна публичная личность высказалась, что отдельных квалифицированных специалистов смоет волной цифровизации за борт востребованности на рынке труда. Дальше эту цитату, причём в самых мрачных цветах, не освещает только ленивый.

Интересно, что поводом для очередной шумихи служат по большей части вырванные из контекста фразы, авторы которых говорили совсем о другом. И подобное наблюдается не только у нас, но и в ближнем зарубежье. Не буду лукавить, некоторые публикации заставляли поволноваться и меня, поэтому я решила разобраться более детально, в чём, собственно говоря, заключается вызов времени и не пора ли поменять профессию на случай, если не в понедельник, то уж во вторник точно меня автоматизируют совсем.

Не спешите менять специальность

В поисках информации для статьи я обратила внимание, что часто авторы материалов о том, что бухгалтеры (с ними же и юристы) скоро будут не нужны, весьма далеки от вопросов автоматизации. А вот в обзорах специалистов IT-сферы, занимающихся комплексной автоматизацией, наблюдается более трезвый взгляд на проблему. Так что, уважаемые коллеги, не спешите расстраиваться и менять специальность, если, конечно, это не продиктовано чем-то другим. Моя статья адресована тем, кто действительно любит свою профессию и не собирается с ней расставаться.

От истоков к изменениям

Безусловно, цифровизация – это естественный процесс, вызванный стремительным развитием технологий. И, скорее всего, не менее болезненно поначалу воспринимались такие события, как развитие фабричного производства с появлением парового двигателя, расширение масштабов производства с внедрением конвейерной сборки и кардинальные изменения в работе с бумажными документами при появлении первых компьютеров.

Да и в самой нашей профессии за последние 30–40 лет произошли огромные перемены. Если в 70-х годах прошлого века мои бабушки (обе – главные бухгалтеры крупных организаций) производили вычисления с помощью деревянных счётов или арифмометра и, значительно позже, с помощью калькулятора, то в конце 80-х – начале 90-х в учёте мне уже помогал компьютер.

Кроме того, начиная с 90-х годов бухгалтеру пришлось стремительно осваивать новые программы. Откройте любое объявление о вакансии бухгалтера, и в самом рядовом из них будет прописано минимум 4-5 программ, которыми должен уметь пользоваться претендент. Однако на практике среднестатистический бухгалтер умеет пользоваться примерно ещё таким же, если не большим  количеством ПО, с учётом различных кабинетов налого- и взносоплательщиков. Сюда же можно отнести не только различные сервисы по составлению и проверке отчётности, но и некоторые программы-редакторы. До массового распространения смартфонов не каждый специалист мог похвастаться таким диапазоном навыков, включая умение работать с факсами, принтерами, сканерами и т. д. Потому такие эпитеты в адрес современного бухгалтера как «учётчик», «счетовод» и т. п. свидетельствуют скорее о поверхностности знаний самих авторов высказываний.

Замечательно, что сейчас все бумаги заменяют различные IT-системы, каждая из которых выполняет свои функции. В 90-е, ставшие для многих специалистов поворотными в карьере, подстраиваясь под требования ограниченности временного ресурса, приходилось пользоваться ежедневниками, занося в них контакты, планируемые встречи, важные мероприятия. Спустя несколько месяцев для того, чтобы найти нужный контакт или важную запись, приходилось листать блокнот и вспоминать о событиях. Стоит вспомнить и огромное количество отчётов для руководства, распечатываемых еженедельно. Теперь всю эту громоздкую схему заменяют несколько сервисов и приложений. Нанесён ли этим удар по специалистам ряда профессий – нет конечно, оптимизация этих процессов за счёт автоматизации высвободила огромную массу времени, которую теперь можно эффективно использовать. А вот как грамотно использовать бесценный ресурс – время – это тема целого ряда отдельных тренингов, один из которых тайм-менеджмент. Причём, что особенно важно, существуют тренинги, специально адаптированные под нашу профессиональную деятельность.

Роль бухгалтера в организации

Если же подойти к теме перемен совсем серьёзно, то глобальные перемены, с которыми мы с вами неизбежно столкнёмся, обсуждаются не только в нашем профессиональном сообществе, но и на отраслевых форумах, и на уровне правительств государств, и на международном уровне. Так, в рамках прошедшего в Давосе ежегодного экономического форума аналитиками отмечено, что в новом десятилетии правительства, компании и рынки столкнутся с острейшими проблемами, которые порождены мегатрендами, преобразующими экономические, политические, общественные и экологические системы. По их оценкам, автоматизация и роботизация к 2035 году могут отнять у людей до 50 % рабочих мест. И очевидно, что ускорение технологического развития уже к 2030 году может кардинальным образом отразиться на всех сферах жизни почти во всех странах и на всех континентах.

Но изменился не только мир, внедряющий новые технологии, но и вырос статус бухгалтера на предприятии. Не торопитесь саркастически улыбаться. Я не буду сейчас отвлекаться на проблемы, продиктованные отношением к специалистам со стороны некоторых работодателей. Корень проблемы взаимоотношений здесь больше в состоянии экономики, чем в стремительном проникновении IT-технологий во все сферы нашей жизни.

Данные бухгалтерского учёта служат основой для управленческих отчётов, поэтому важность достоверности финансовой отчётности предприятий для внешних и внутренних пользователей – это риски и зона ответственности каждого бухгалтера. Именно вовлечённость в бизнес-процесс и в систему управления на предприятии – вот что кардинальным образом отличает современного бухгалтера от его коллег прошлого века. Глубокое понимание специфики бизнеса, постоянное взаимодействие с руководителями других подразделений, совместная работа над составлением технических заданий при внедрении систем комплексной автоматизации на предприятиях – это совершенно новые направления в профессии, требующие и дополнительных знаний. Этот внушительный список профессионального багажа, разумеется, стоит дополнить обширнейшим кейсом из смежных и не очень профессий. Уверена, что даже среди рядовых специалистов в области бухучёта нет бухгалтера, не знакомого в той или иной степени с управленческим учётом, бюджетированием, финансовым анализом, МСФО, кадровым делом, архивным делом, положениями трудового кодекса, гражданским и налоговым правом. Положения отдельных статей КоАП и УК РФ бухгалтеру также знакомы.

Так что бухгалтер в реалиях современной экономики – это далеко не «учётчик», а скорее аналитик с глубоким системным мышлением, причём постоянно оттачивающий своё ораторское мастерство, предупреждая управленцев о рисках и помогая сохранить активы предприятия, а также совершенствующий профессиональный уровень, поскольку постоянное повышение квалификации во всех вышеперечисленных отраслях – это вовсе не «блажь» сотрудников финансовой службы, а реалии, продиктованные постоянными новациями в законодательстве. Ну а чтение противоречивых рекомендаций отраслевых ведомств – хорошая проверка бухгалтера на знание законов формальной логики и чувство юмора.

Мне сложно найти специалиста, чьи знания и навыки требовали бы постоянных корректировок. Очевидно, не каждая нервная система способна выдержать такой ритм, спасают тренинги по стресс-менеджменту. А без навыков в области психологии общения попробуйте получить первичные документы от ответственных лиц в срок.

Преимущество над технологиями

Сколько же IT-систем надо внедрить при условии грамотно составленного ТЗ, чтобы эти системы отслеживали все изменения в законодательстве  в области бухгалтерского учёта, налогообложения и не только, но ещё и анализировали все новации на предмет отсутствия противоречий действующему законодательству. Задача состоит ещё в том, чтобы грамотно применить эти нормы, либо адаптируя к ним бизнес-процессы, либо минимизируя риски. Как тут не вспомнить фрагмент из советского детского фильма, где роботу задают классическую задачку про сидящие на трубе буквы: результат – лёгкое задымление в основном блоке управления роботом. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

Поэтому сочетание таких качеств бухгалтера как внимательность и усидчивость, широкий диапазон знаний в сочетании с умением адаптировать их к требованиям различных бизнес-процессов, аналитические способности в сочетании с навыками общения, навыки работы с большими объёмами информации, помноженные на управленческие навыки,  – вот самый яркий пример soft-skills. Бухгалтер, как всегда, либо идёт в ногу со временем, либо – в отдельных вопросах – чуть опережает. Поэтому изменение отношения к специалистам в этой области считаю делом времени, поскольку если вернуться к анализу судебной практики, то неотъемлемой составляющей положительных кейсов являются имеющиеся в наличии у налогоплательщика  грамотно оформленные комплекты первичных документов в сочетании с глубокими аналитическими отчётами, являющиеся самыми надёжными аргументами, подтверждающими наряду с показаниями руководителя и деловую цель и финансовую обоснованность сделок.

Распространённое мнение о том, что лучший бухгалтер – это специалист с техническим образованием в прошлом, считаю заблуждением, поскольку, если обратиться к многочисленным публикациям, посвящённым проблематике развития IT сферы в целом, то в заокеанских компаниях-лидерах в этой сфере давно существует тренд по привлечению в качестве разработчиков специалистов гуманитарной сферы, выпускников философских, филологических факультетов университетов, поскольку, по данным исследований, именно «лирики» считаются наиболее способными и к обучению, и к анализу, и к синтезу. Так что 1:0 не в пользу технарей.

Полагаю, что этот тренд спустя какое-то время благодаря глобализации  распространится и на наш рынок труда. А в связи с тем что нашей экономике настоятельно посоветовали более активно расти и развиваться, специалисты, волшебным образом сочетающие в своей практике технические и гуманитарные знания и имеющие стойкий навык постоянно учиться, будут очень даже  востребованы и ценимы. А вот хайповые статейки, в отличие от аналитических обзоров, может неплохо писать и бот.

В заключение хочется посоветовать специалистам тех областей, где полным ходом идёт внедрение автоматизации, поменьше обращать внимание на громкие заголовки о том, что роботы наступают повсюду, а лучше заранее задуматься, на что будет направлен образовавшийся временной резерв. Возможно, это будет повышение квалификации, а может, вас заинтересуют смежные профессии. Например, бухгалтер может дополнительно пройти курс налогового консультанта. Я также знаю много замечательных юристов в области налогового права, в прошлом бухгалтеров или экономистов. Кто-то, обладая хорошим профессиональным багажом, может заняться внедрением IT-проектов. На мой взгляд, диапазон, в котором можно применить свои знания, немного подкорректировав их в соответствии с требованиями времени, наоборот, расширяется. Всё больше востребованными становятся специалисты, умеющие гибко совмещать несколько профессий. Поэтому хочу пожелать всем читателям журнала творческого развития и профессиональных успехов.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 974-73-74, smi@4dk.ru

Из ПФР получили Уведомление о том, что на сотрудников, работающих по договору ГПХ, с сентября 2020 г. СЗВ-М нужно сдавать только в месяце выплаты денег, независимо от сроков заключения договора. Верна ли эта информация? 68 Верховный Суд РФ напомнил о важности своевременной регистрации прав на недвижимое имущество 114 В Москве объявили с 15 по 19 июня нерабочими днями: так ли это на самом деле? 195
Консультант Плюс
для бухгалтера
Бесплатный доступ на 3 дня
Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email