Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Искусство живых выступлений

30.01.1965

Развивать дикцию, тренировать навыки публичных выступлений важно любому сотруднику, который хочет расти в компании. Наталья Волошина, актриса, известный педагог и бизнес-тренер, рассказала, какие актёрские приемы помогут вам, если вы собираетесь донести до людей что-то важное.

Развивать дикцию, тренировать навыки публичных выступлений важно любому сотруднику, который хочет расти в компании. Наталья Волошина, актриса, известный педагог и бизнес-тренер, рассказала, какие актёрские приемы помогут вам, если вы собираетесь донести до людей что-то важное.

Сценическая речь применима во всех сферах, где люди общаются. Любое публичное выступление – это диалог, беседа. И даже если человек стоит и говорит на сцене один, то это тоже коммуникация – он ждёт реакции в зале, как его воспримет аудитория.

Бизнесмены, руководители выступают как в формате монолога, так и в формате полилога, подключая к обсуждению слушателей. В обоих случаях важно, чтобы речь была живой, незаученной. Если мы бесчувственно заучиваем текст, он перестаёт работать. Аудитория всегда распознаёт фальшивую, неискреннюю речь. Как сделать своё выступление живым?

Восприятие

Вы в роли спикера должны воспринимать зал как живой организм. Диалог будет присутствовать только тогда, когда спикер реагирует на любую, даже самую незаметную, реакцию в зале. Покашливание, зевки или смех в зале – это тоже реакция слушателей, живой ответ на ваше выступление, который поможет вам раскрепоститься, стоит только его услышать и воспринять.

Цель

У выступающего всегда должна быть цель. Своей речью спикер может убедить и разубедить аудиторию, успокоить и устрашить её, получить подтверждение или, наоборот, опровержение... Речью он всегда хочет что-то донести.

Определитесь с целью речи. Чего вы планируете добиться от собеседника? Какие эмоции хотите вызвать? Заинтересованность, страх, согласие, готовность совершить покупку? Решите для себя и готовьте всё выступление под установленную цель.

Кинолента видений

Этот кинематографический термин рассматривал ещё Станиславский как ключевую технику актёрского искусства. Согласно ей, актер (в нашем случае любой выступающий) должен создать необходимые естественные условия внутри, чтобы быть органичным и понятным снаружи. Используйте не только визуальные образы, вспоминайте запахи, звуки, вкусы того, о чём говорите. Прорабатывая контекст в таком ключе, вы используете эмоциональный шлейф и именно его передаёте в своей речи. И тогда воспринимаются не только слова, но и смыслы, которые вы вкладываете. Поверьте, это неосознанно передаётся собеседникам!

Работа с текстом и контекстом

Запомните, что никогда даже идеально отрепетированный текст не будет звучать одинаково – речь зависит от контекста. То, где вы выступаете, с кем вы ведёте беседу, в каком вы настроении и т.д. – всё это влияет на ваш спич, и это важно учитывать.

Например, если вашей компании исполнилось 25 лет и вы говорите, что работаете в ней с самого её основания, то вы ненароком вспоминаете это время, читая текст. Оно ассоциируется у вас с Кунцевским районом, в котором тогда находился ваш офис, уютными улочками. В офисе были низкие потолки и друг, ваш партнёр, кучерявый Саня тогда ещё был рядом и широко улыбался, несмотря на безденежье… Попробуйте подкрепить каждое предложение каким-то важным воспоминанием, красочной ассоциацией, думайте об этом, произнося речь на сцене, и тогда текст будет звучать естественно, чисто, проникновенно, а у кого-то (к примеру, у коллеги, который тоже работает в компании все 25 лет) вы вызовете радость, ностальгию.

Разучивая текст, думайте о цели и адресуйте его конкретному человеку, а если такового нет, придумайте воображаемого партнёра, представляйте, как он поведёт себя после тех или иных слов, и стройте свой диалог, исходя из его реакции.

Взаимодействие

Во время общения с аудиторией используйте простые приёмы человеческого общения. Уточняйте, переспрашивайте, говорите «представьте себе» – хотя бы произносите это внутри себя. Заученный текст, даже идеально произнесённый, оставит слушателя равнодушным. Вы ведёте диалог, и ваше поведение должно быть похоже на общение тет-а-тет. Тогда ваш внутренний посыл будет всегда развёрнут к собеседнику. Даже если в зале потушен свет и аудитория кажется вам безликой, вы всегда можете создать воображаемого слушателя и взаимодействовать с ним. Если речь будет живой, то появятся и жесты, и эмоции.

Приёмы раскрепощения и общие рекомендации

Выход на сцену – всегда стрессовая ситуация. Зажиматься, испытывая стресс, – нормально. Опытные артисты берут страх сцены себе в плюс и не отказываются от него, а учатся им управлять.

  • Перед выходом на сцену покорчите рожи, покажите пять самых глупых в мире масок перед зеркалом.
  • Сделайте блок дыхательных упражнений, это полезно и эффективно.
  • Если сильно напрягаются челюсть и шея, сожмите на сцене запястья в замок. Тогда наступит физическое расслабление челюсти.
  • Проговорите несколько скороговорок с препятствием, преодолевая его (поместите в рот пробку размером в 1 см). Такие приёмы позволят увереннее говорить на сцене.
  • С пробкой в зубах прочтите ключевые фразы своего текста без гласных, чётко акцентируя на каждом согласном звуке. К примеру, произнесите фразу «хотел бы поприветствовать всех присутствующих сегодня в этом зале» как «хтл б ппрвтстввть всх прстствщх сгдня втм зл». Согласные – это основа нашей речи, и, проговаривая их, вы добьётесь хорошего произношения.
  • Если волнуетесь, можно покусать кончик языка, выпить воды. Все мы люди, и человеку, который на сцене живой, аудитория обычно прощает многое. Ваше волнение может стать ключом к сердцу аудитории, главное, его тоже правильно подать. Можно признаться, что вы впервые выступаете перед столь уважаемыми людьми, что надеетесь на то, что ваше выступление понравится. Подобные вводные предложения помогают оратору снять напряжение, а аудитория получает комплименты и испытывает эмпатию.
  • Антистресс-приём «Озеро». Представьте, что внизу живота у вас озеро, посмотрите на это озеро, дышите с облегчением, зачерпните воды, преподнесите к губам… Главное – полностью сосредоточиться на своём озере и взглянуть на себя изнутри. Антистресс-упражнений очень много, у каждого человека свои инструменты, и они могут меняться с возрастом.
  • Опустите челюсть вниз и помассируйте впадину на щеке. Это также поможет избавиться от физического напряжения и напряжения мышц.
  • Сожмите кулак, поставьте его под подбородок. Давите им, сопротивляясь мышцами челюсти. Посчитайте 5 секунд, уберите кулак, выдохните. Повторите 3 раза.
  • Пошутите над собой. В юморе спасение, самоирония всегда срабатывает прекрасно. Например, вы чувствуете себя зажатым, в голове нет ни одной мысли. Подойдите к зеркалу, скажите себе прямо в лицо: «Я зажат, и в голове ни одной мысли!», посмейтесь над собой. А потом посмотрите себе в глаза, вспомните поэтапно свои задачи: какая цель выступления, контекст, кинолента и… вперёд!
  • Закрытые позы в большинстве случаев проигрышные, а открытая позиция говорит о готовности к диалогу. Постойте перед зеркалом, выберите ряд поз, в которых вам удобно и в которых вы не зажаты. Повторите позы, закрыв глаза. Посмотрите в зеркало, оцените результат. Не закрывайтесь скрещёнными руками, если это не часть вашего имиджа, найдите такое положение головы, когда подбородок не задран, смотрит на грудь, а макушка тянется вверх, раскройте грудную клетку.
  • Прикоснитесь кончиком языка к корням передних верхних зубов, вы почувствуете, что челюсть свободна. Сомкните губы и улыбнитесь уголками. Это и есть позиция свободного незажатого лица, готового к диалогу.
  • Сожмите руки в кулаки, вытянитесь, словно делаете дирижёрский взмах. Начальный жест должен выглядеть так, будто вы немного приподнимаете себя. Конечный жест зависит от финала.
  • Если у вас длинное выступление, то обязательно меняйте темп речи: говорите то быстрее, то медленнее, то громче, то тише, делайте паузы, которые необходимы и вам, и аудитории. Заскучать можно и от идеальной монотонной речи. Привлекайте внимание шутками с повышением голоса, вопросами, повторяйте важные для вас слова и фразы и т. д.

Иногда негативная реакция аудитории та же маленькая победа. Если во время выступления вы понимаете, что публика недовольна, значит, вы восприняли аудиторию, а она восприняла ваше выступление. Вы добились ответа, реакции. И это лучше, чем скука.

Главное же правило успешных выступлений – верить в то, что говоришь сам. Это один из принципов искусства дебатов: защищая свою позицию, ты добьёшься успеха, только если сам веришь в свои слова, даже если через полчаса ты уже начнёшь сомневаться, в момент выступления – верь.

Тем не менее, как профессионал по развитию техники речи, я могу сказать, что начинающим ораторам нужно регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой, ходить на дикционные, голосовые тренинги. Рано или поздно недостатки речи будут заметны, даже если ты самый вдохновенный и весёлый: ты должен быть живой, но внятный.

Тренировать свой речевой аппарат так же важно, как и настраивать музыкальный инструмент, и, кстати, как и музыкальный инструмент, речевой аппарат любит, когда им пользуются, и он работает.

Наталья Волошина окончила курс Олега Павловича Табакова

Три золотых правила от её Учителя

  • Занимайся делом.
  • Будь там, где ты востребован, а не там, где тебе хочется.
  • Артист не должен быть голодным.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить