Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Госзакупки по новым правилам: что изменится для заказчиков и участников с января 2019 года

21.12.1817

Законодательство о закупках постоянно совершенствуется, уточняются отдельные моменты, упрощаются процедуры. Если не знать о таких изменениях, можно допустить ошибки при проведении закупок. А это чревато негативными последствиями не только для заказчиков, но и для участников закупок. Чтобы такого не допустить, мы расскажем о новых правилах закупок для государственных и муниципальных нужд.

Законодательство о закупках постоянно совершенствуется, уточняются отдельные моменты, упрощаются процедуры. Если не знать о таких изменениях, можно допустить ошибки при проведении закупок. А это чревато негативными последствиями не только для заказчиков, но и для участников закупок. Чтобы такого не допустить, мы расскажем о новых правилах закупок для государственных и муниципальных нужд.

Электронные закупки

С 1 января 2019 года заказчики обязаны проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений исключительно в электронной форме.

Для закупок закрытыми способами у единственного поставщика и ряда других сделали исключение, то есть в электронной форме такие закупки пока можно не проводить.

К примеру, для того чтобы провести открытый конкурс в электронной форме, заказчику необходимо не менее чем за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок разместить в ЕИС извещение о закупке.

Заявка должна состоять из двух частей и предложения о цене контракта.

Все три электронных документа потребуется одновременно направить оператору электронной площадки.

Процедура конкурса будет состоять из следующих этапов:

- подача заявок на электронной площадке;

- рассмотрение и оценка первых частей заявок;

- подача окончательных предложений о цене контракта на электронной площадке;

- рассмотрение и оценка вторых частей заявок;

- заключение контракта.

Напомним, что контракт по итогам проведения открытого конкурса заключается на электронной площадке не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов (ч. 1 ст. 24.1, ч. 9 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Требования к обеспечению заявок на участие в закупках

Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, но по 30 июня 2019 года можно пользоваться только первым из них.

Напомним, что в Законе № 44-ФЗ определены случаи, когда госзаказчик обязан установить обеспечение заявок. Минфин РФ в Письме от 02.10.2018 № 24-06-08/70718 назвал ситуации, когда у заказчика есть такое право.

Во-первых, если НМЦК аукциона или конкурса не превышает одного миллиона рублей.

В этом случае Закон № 44-ФЗ не запрещает устанавливать обеспечение заявки для таких закупок, значит, это право заказчика. Некоторые управления ФАС считали иначе. Надеемся, что разъяснения Минфина приведут практику контрольных органов к единообразию.

Во-вторых, когда проводится электронный запрос предложений после несостоявшегося конкурса или аукциона или бумажный запрос предложений после несостоявшегося повторного конкурса. Ведомство считает, что требовать обеспечение можно, поскольку и в первом, и во втором случаях в составе извещений предусмотрена информация об обеспечении заявок.

При этом помните, что в закупках с предоставлением преимуществ организациям инвалидов или организациям уголовно-исполнительной системы нельзя устанавливать обеспечение заявок выше 2% от начальной цены контракта.

Участники вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, на специальные счета.

Такие счета можно открыть только в банках, соответствующих предусмотренным в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2018 № 748 требованиям и включённых в Перечень, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р.

Требования к договору специального счёта и порядку использования в качестве такового, уже имеющегося у участника закупки банковского счёта, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626.

Отметим, что Минфин России в Информационном письме от 31.08.2018 № 24-00-09/62461 «Об открытии специальных счетов» разъяснил следующее: в случае если у участника закупки открыт банковский счёт в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счёт может быть наделён статусом специального счёта путём заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счёта, утверждённых Постановлением № 626.

По окончании срока приёма заявок банк блокирует сумму обеспечения на счетах участников, которые подали заявки. Если у участника на счёте недостаточно свободных средств, площадка вернёт заявку участнику (ч. 20 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Заблокированные денежные средства не возвращаются участнику в двух случаях:

  • участник уклонился или отказался заключать контракт и его внесли в реестр недобросовестных поставщиков. В этом случае банк перечислит деньги на счёт заказчика (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • заказчик отклонил заявку за отсутствие во второй части обязательных сведений и в течение квартала заявку этого участника заказчики уже два раза отклоняли по этому же основанию на этой же площадке и участник успешно не обжаловал такое отклонение (ч. 27 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). В этом случае обеспечение заявки перечисляется в бюджет.

Единый реестр участников закупок

Чтобы участвовать в электронных процедурах, участнику нужно зарегистрироваться в Едином реестре участников закупок. Для этого с 1 января 2019 года в ЕИС будет вестись Единый реестр участников закупок.

Регистрация в ЕИС участников будет проходить в электронной форме и бесплатно.

Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны аккредитовать его на своей площадке. Чтобы быть аккредитованным на электронной площадке, участнику нужно иметь квалифицированный сертификат ключей проверки электронной подписи.

Лица, аккредитованные на площадках, но не прошедшие регистрацию в ЕИС, смогут подавать заявки только по 31 декабря 2019 года.

Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

Процедура заключения контракта

Контракты по итогам всех электронных процедур будут заключаться по одинаковым правилам.

Заказчики размещают в ЕИС и на электронной площадке проект контракта. Победитель должен в течение пяти дней с даты размещения проекта контракта в ЕИС подписать его или направить протокол разногласий. Обратите внимание, что протокол разногласий можно составить только один раз.

В течение трёх рабочих дней с даты размещения участником протокола разногласий заказчик должен повторно разместить без своей подписи проект контракта. При этом проект контракта можно доработать. Если заказчик отказался учесть все замечания (часть замечаний) участника, то вместе с проектом контракта размещается документ с обоснованием такого отказа (ч. 5 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Повторно размещённый проект контракта участник обязан подписать в течение трёх рабочих дней с даты его размещения в ЕИС и на электронной площадке (ч. 6 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик подписывает проект контракта последним. С момента размещения в ЕИС контракт считается заключённым.

Напомним, что при отказе от заключения контракта с победителем закупки по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик может заключить контракт с иным участником, который предложил наиболее выгодную цену.

Новая ставка НДС

Как известно, с 1 января 2019 года ставка НДС повышается с 18 до 20%. Однако из-за применения новой ставки НДС нельзя изменить цену ранее заключённого контракта. Она является твёрдой и определяется на весь срок исполнения.

Минфин России в Письме от 28.08.2018 № 24-03-07/61247 пояснил, что при установлении начальной цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену. В частности, условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом.

В свою очередь, инфляционные риски относятся к коммерческим рискам поставщика, которые следовало предусмотреть в заявке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика, заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта, а подача заявки на участие в определении поставщика свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Поэтому по контрактам, заключённым до 1 января 2019 года, с указанной даты применяется ставка НДС в размере 20% без изменения общей стоимости товаров (работ, услуг).

Но есть исключение, которое составляют контракты, соответствующие условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186. Цена таких контрактов может быть изменена в связи с изменением ставки НДС, если иначе их невозможно исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам. Решение об изменении цены принимают органы государственной власти или местного самоуправления.

В статье мы рассказали о ключевых нововведениях к Закону о контрактной системе, которые начнут применяться заказчиками и поставщиками в 2019 году. Как видно, большинство изменений обусловлены переходом закупок в электронный формат и направлены на упрощение процедур. А поскольку было достаточно времени на подготовку к таким изменениям,то больших трудностей законодательные нововведения не создадут ни заказчику, ни участнику закупки.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить