Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Выйти из банковского чёрного списка стало проще

22.08.18108

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) предписывает банкам и другим финансовым организациям следить за операциями своих клиентов. Те лица, которые будут признаны подозрительными, с большой долей вероятности могут попасть в чёрный список. До недавнего времени выйти из данного списка попавшим туда компаниям не представлялось возможным. Даже если это произошло по ошибке. Однако с конца марта 2018 года ситуация изменилась. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) предписывает банкам и другим финансовым организациям следить за операциями своих клиентов. Те лица, которые будут признаны подозрительными, с большой долей вероятности могут попасть в чёрный список. До недавнего времени выйти из данного списка попавшим туда компаниям не представлялось возможным. Даже если это произошло по ошибке. Однако с конца марта 2018 года ситуация изменилась. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Какие клиенты для банка «подозрительные»?

Банки должны следить за соблюдением целого ряда нормативов, установленных Банком России. В их числе и требования по отслеживанию сомнительных операций клиентов. Невыполнение коммерческим банком нормативов грозит отзывом лицензии. Поэтому банки вынуждены проявлять бдительность даже там, где она, казалось бы, совсем излишня.

Банком России для банков разработаны критерии определения сомнительности операций клиентов (организаций и ИП) (Методические рекомендации, утверждённые Банком России 02.04.2015 № 9-МР, 02.04.2015 № 10-МР, 13.04.2016 № 10-МР, 21.07.2017 № 18-МР). О подозрительных клиентах банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг.

По данным Росфинмониторгинга, в начале ноября 2017 года в чёрном списке, составленном на основании информации, полученной от всех российских банков, числились более 460 тысяч клиентов. Причём с начала 2017 года этот список вырос более чем вдвое.

В рамках антиотмывочного закона банк может сомнительному клиенту (организации или предпринимателю):

- запретить проведение конкретной сомнительной операции;

- закрыть доступ к программе «Клиент – Банк»;

- заблокировать абсолютно любые расходные операции по расчётному счёту, в том числе и по уплате налогов[1]. При этом какой-либо ответственности за такую блокировку банк не несёт[2].

А с некоторыми подозрительными клиентами банку проще расстаться без объяснения причин[3].

До 30 марта 2018 года банки не обязаны были сообщать своим клиентам, что в отношении их проводятся проверки. Признавая клиента сомнительным, банки чётко не называли причины этого и не выносили предупреждений данному клиенту. Они могли просто закрыть счёт под предлогом, что он неправильно используется. И когда предприниматель или организация обращались с жалобой в Банк России, то узнавали, что они являются подозрительными клиентами.

Компании и ИП, признанные подозрительными, автоматически попадают в чёрный список, так называемый стоп-лист или список 550-П (формируется на основании Положения Банка России от 20.07.2016 № 550-П). По средствам данного списка происходит механизм обмена информацией между финансовыми организациями, Банком России и Росфинмониторингом о клиентах, которым банками ранее было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении Закона № 115-ФЗ. Этот механизм заработал в конце июня 2017 года. Хотя формально попадание в чёрный список — не стопроцентное основание для отказа работать с таким клиентом, а лишь повод для дополнительной проверки, банки не хотят брать на себя риск и работать с теми, кто уже есть в чёрном списке.

Так какие клиенты попадут под пристальное внимание банка?

Это те клиенты, которые:

- проводят операции, реальными целями которых являются уклонение от уплаты налогов (таможенных платежей), вывод денег за рубеж, отмывание преступных доходов и т. д.[4];

- платят мало налогов[5]. Под тщательный контроль подпадут те, у кого доля обязательных платежей (налогов, сборов, взносов, таможенных платежей) меньше 0,5% от оборотов по счёту либо незначительно выше этой цифры.

По указанию Банка России банки также обращают внимание на следующие дополнительные признаки:

- с банковского счёта клиента не выплачивается зарплата работникам, а также не перечисляются связанные с ней НДФЛ и страховые взносы. Подозрительно также, если указанные платежи есть, но они не соответствуют среднесписочной численности работников либо перечисленные в бюджет налоги и взносы не соответствуют выплачиваемым работникам суммам;

- фонд зарплаты работников слишком мал: не превышает официального прожиточного минимума (исходя из расчёта на человека). Узнать о количестве работников, получающих зарплату, банку достаточно просто, если она перечисляется со счёта в этом же банке на индивидуальные карты работников. К примеру, открытые в рамках зарплатного проекта;

- со счёта платится НДФЛ, а страховые взносы – нет;

- на счёте остаётся небольшой остаток денег (незначительный по сравнению с обычными объёмами операций);

- деньги платятся за то, что обычно не требуется компаниям и ИП, которые занимаются аналогичной деятельностью, либо большинство поступлений и платежей не связаны между собой. К примеру, организация получает деньги за маркетинговые исследования и почти все полученные деньги перечисляет контрагентам за поставку фруктов, овощей или за доставку цветов;

- нет обычных хозяйственных платежей (например, за аренду, коммуналку, канцтовары);

- деньги поступают на счёт компании или ИП суммами, как правило, не превышающими 600 тыс. рублей (чтобы уйти от обязательного контроля банка за операциями)[6];

- значительную часть поступлений клиент перечисляет на счета физических лиц, затем с этих счетов поступившие деньги снимаются наличными, в том числе с использованием платёжной карты;

- резко растут доли операций по снятию наличных со счетов организаций и ИП, в том числе и с использованием корпоративных карт, при этом наличными снимается более 30% от оборота по счетам и т. д.

Диалог между банком и клиентом приветствуется

Изначально порядок создания и существования чёрного списка не предусматривал возможности удаления из него даже тех, кто попал туда по ошибке[7]. Это, конечно, было несправедливо. И в ряде случаев делало невозможной работу нормальных организаций и предпринимателей.

К тому же некоторые критерии, по которым банки могут счесть своего клиента подозрительным, не вполне соответствуют закону. К примеру, требование о том, чтобы сумма налоговых платежей была не менее 0,5% от средств, поступивших на счёт компании. Понятно, что у тех, кто работает по законным агентским схемам (например, у турагентов), эта сумма может быть меньше. Ведь налоги они должны платить только со своего вознаграждения. Под подозрение часто попадали компании, получающие часть выручки на счёт в одном банке, но уплачивающие налоги со счета в другом банке.

После многочисленных жалоб бизнесменов в ноябре 2017 года Банк России выпустил Рекомендации, позволяющие банкам удалять своих клиентов из чёрного списка[8].

В данных Рекомендациях Банк России посоветовал банкам оперативно сообщать клиентам о том, какие документы надо представить в банк в случае появления сомнений по той или иной операции. Для разрешения конфликтных ситуаций с клиентами Банк России также рекомендовал создать в каждом банке специальное подразделение или выделить отдельного сотрудника, который будет этим заниматься.

А сам Банк России пообещал тщательно изучать жалобы клиентов на отказы в обслуживании. Но конкретного механизма, позволяющего клиентам отстаивать своё право на исключение из чёрного списка, создано не было.

С 30 марта 2018 года вступили в силу поправки в Закон о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма[9]. Поправки законодательно определили порядок, позволяющий добросовестным клиентам покинуть чёрный список.

Механизм внесудебного урегулирования споров из-за отказа в обслуживании выглядит так:

- банк сообщает клиенту, по каким причинам не стал проводить операцию или открывать счёт (ранее такая информация была засекречена);

- клиент представляет в банк доказательства необоснованности решения (теперь банк обязан такие документы принять и рассмотреть);

- банк в течение 10 рабочих дней рассматривает доказательства и сообщает клиенту, устранены причины для отказа в обслуживании или нет;

- если всё в порядке, то сообщение об устранении оснований, по которым ранее было принято оспариваемое решение, банк должен направить не позднее следующего рабочего дня самому клиенту-отказнику и в Росфинмониторинг[10]. Направляя такое сообщение об удалении ранее представленных сведений, банк должен указать его причину. К примеру, «техническая ошибка», «снижение степени (уровня) риска клиента». Если договор с клиентом к моменту принятия решения уже был расторгнут, банк должен направить сведения об отсутствии оснований для такого расторжения[11];

- если банк продолжает настаивать на своём, клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию при Банке России[12].

А если не поможет — написать в Банк России жалобу на кредитную организацию.

Обратите внимание: действия банка по-прежнему можно сразу обжаловать в суде, но целесообразно сначала воспользоваться новым инструментом. Комиссия при Банке России рассмотрит жалобу гораздо быстрее: решение примут в течение 20 рабочих дней с момента её поступления от заявителя и данное решение сразу вступит в силу[13]. Госпошлины за подачу жалобу в комиссию нет. Судебные перспективы есть лишь у тех, кого внесли в чёрный список вообще безосновательно. К примеру, из-за технической ошибки.

Решить конфликт поможет межведомственная комиссия

С 21 апреля 2018 года действуют правила работы межведомственной комиссии при Банке России[14]. В комиссию можно пожаловаться, если обслуживающий банк не внял доводам компании и не разблокировал или не открыл счёт.

В комиссию компания должна подать заявление с приложениями. В качестве прилагаемых документов могут быть:

- копии документов, представленных в финансовую организацию для проведения операции либо открытия банковского счёта (вклада) (представляются по усмотрению заявителя);

- копия сообщения (решения) финансовой организации об отказе (при наличии);

- копии документов, представленных в финансовую организацию в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;

- копия сообщения финансовой организации о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;

- копия доверенности или иного документа, на основании которого физическое лицо выступает в качестве представителя заявителя (в случае наличия представителя);

- документы, представляемые заявителем, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счёта (вклада) (представляются по усмотрению заявителя).

Установленной формы заявления нет.

Направить заявление и документы можно двумя способами:

- в электронной форме через интернет-приёмную Банка России;

- по почте.

Комиссия может принять решение как очно, так и заочно. Обычно на заседание комиссии никого не приглашают, но по решению председателя комиссии или иного лица, которое председательствует в заседании, могут пригласить заявителя.

Рассмотрев обращение клиента и обоснование банка, комиссия может оставить решение банка в силе либо отменить его.

Обратите внимание: решение комиссии окончательное, пересмотру оно не подлежит. Если компания снова обратится с той же жалобой в комиссию, обращение не рассмотрят.

Заявителю сообщение о решении комиссии направят в течение трёх рабочих дней одним из двух способов:

- электронной почтой, если заявление поступило через интернет-приёмную Банка России;

- обычной почтой, если заявление поступило на бумаге.

Для банка решение межведомственной комиссии будет обязательным. Он обязан открыть счёт или провести операцию, которую ранее счёл сомнительной, в течение трёх дней после получения из комиссии решения, защитившего организацию или ИП.

Соответственно, клиентам, восстановившим своё честное имя, дадут доступ к банковскому обслуживанию. Если же они были внесены в чёрный список, их оттуда удалят.

Поэтому в споре с банком, не желающим вас обслуживать, не опускайте руки, смело отстаивайте свои права, и у вас всё получится.

[1] (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ)

[2] (п. 12 ст. 7 Закона № 115-ФЗ)

[3] (п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ)

[4] (Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т)

[5] (Методические рекомендации, утвержденные Банком России 13.04.2016 № 10-МР, 02.02.2017 № 4-МР)

[6] (ст. 6 Закона № 115-ФЗ; Указание Банка России от 20.07.2016 № 4077-У)

[7] (Положение, утверждённое Банком России 20.07.2016 № 550-П)

[8] (Методические рекомендации о подходах к учёту кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счёта (вклада), о случаях расторжения договора банковского счёта (вклада) с клиентом, доведённой Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента, утверждённые Банком России 10.11.2017 № 29-МР)

[9] (Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

[10] (Методические рекомендации, утверждённые Банком России 13.04.2016 № 10-МР, 02.02.2017 № 4-МР)

[11] (п. 2.6.3 Положения Банка России от 09.06.2012 № 382-П)

[12] (п. 13.5 ст. 7 Закона № 115-ФЗ)

[13] (п. 13.5 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, п. 4.9 Указания Банка России от 30.03.2018 № 4760-У)

[14] (Указание Банка России от 30.03.2018 № 4760-У)

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить