Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Изменения в валютном законодательстве

28.02.1828

С 1 марта 2018 года для валютных операций вступят в силу новые правила оформления. Также с 14 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вносящий изменения в Закон о валютном регулировании и КоАП РФ. В данной статье расскажем, с какими изменениями столкнутся организации при проведении валютных операций.

С 1 марта 2018 года для валютных операций вступят в силу новые правила оформления. Также с 14 мая 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ, вносящий изменения в Закон о валютном регулировании и КоАП РФ. В данной статье расскажем, с какими изменениями столкнутся организации при проведении валютных операций.

О нормативных актах валютного регулирования в России

Валютное регулирование является законодательной формой осуществления валютной политики государства. Валютная политика в России направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля.

К основным элементам валютного регулирования указанных экономических отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации[1].

Для реализации функций, предусмотренных федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов[2].

На основании Закона № 173-ФЗ Банком России разрабатывается нормативно-правовая база по основным вопросам валютных правоотношений, а именно: правила представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядок оформления документов по валютным операциям, а также порядок учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Таким документом являлась Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция 138-И).

Однако 1 марта 2018 года вступит в силу новый документ, регулирующий порядок представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций – инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И (ред. от 29.11.2017 г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – Инструкция 181-И). Старая инструкция с этой же даты утратит свою силу.

Новая Инструкция 181-И согласно информации ЦБ РФ направлена на обеспечение необходимой степени свободы валютной сферы, что должно способствовать развитию экспорта, реинвестированию в российскую экономику ранее выведенных средств, отказу от использования офшоров. Поэтому в данную инструкцию включены нормы, позволяющие уменьшить нагрузку на резидентов в части оформления документов валютного контроля и перераспределить её на уполномоченные банки. Рассмотрим их.

Положениями новой инструкции нагрузки на резидентов при совершении валютных операций снижены.

  1. Отменён паспорт сделки.

Одно из основных послаблений – отмена паспорта сделки. Теперь вместо оформления паспорта сделки устанавливается упрощённый порядок постановки контрактов на учёт с присвоением им уникальных номеров.

В целях поддержки российских экспортёров постановка договора (контракта) по экспортным операциям на учёт имеет упрощённый порядок. Вдобавок к этому сумма обязательств по экспортному договору (контракту), на который распространяется требование о постановке на учёт, должна быть равна или превышать эквивалент 6 млн рублей (в отличие от договора (контракта) предусматривающего импорт товаров (услуг и пр.), на который распространяется правило постановки на учёт по сумме обязательств от 3 млн рублей)[3].

Вдобавок к этому Инструкция 181-И отменяет требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учёта, но тем не менее сохраняет требования о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций[4].

  1. При заключении контрактов стоимостью не превышающей 200 тыс. рублей, документы по валютной операции предоставлять необязательно

Также вводится правило, исключающее необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций с иностранной валютой, по договорам (контрактам), заключённым с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте не превышает 200 000 рублей. В этом случае резидент в установленном уполномоченным банком порядке должен представить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции[5]. При списании валюты Российской Федерации с расчётного счёта резидента в валюте Российской Федерации по контракту, сумма обязательств по которому не превышает в эквиваленте 200 000 рублей, резиденту достаточно представить в уполномоченный банк расчётный документ по операции[6].

Перечень сведений по валютным операциям, которые должны быть предоставлены в распоряжение уполномоченного банка, чтобы он самостоятельно отразил их в данных по операциям, представлен в приложении 2 к Инструкции 181-И. В этот перечень входят номер счёта резидента или нерезидента, сведения об операции, сведения о договоре.

Если же в договоре (контракте) не хватает каких-то сведений, необходимых для корректного заполнения ведомости банковского контроля, банк УК запрашивает дополнительные сведения у экспортёра или импортёра.

  1. Перечень оснований для привлечения участников валютных операций к административной ответственности значительно уменьшен.

Положения новой инструкции также существенно уменьшают основания привлечения участников валютных операций к административной ответственности. С момента вступления Инструкции 181-И в законную силу процедуру учёта документов по валютным операциям начнут оформлять банки. Резиденту нужно будет только своевременно предоставить все необходимые документы. Административная ответственность, связанная с ошибками, которые допускалась при оформлении паспортов сделок, будет нивелирована.

Ещё одно немаловажное нововведение – банк теперь не может отказать в приёме договора (контракта) на обслуживание ни по каким основаниям, даже если есть основания полагать, что валютные операции по договору (контракту) могут осуществляться с целью легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. Напомним, в Инструкции-138-И оснований для отказа в принятии на обслуживание контракта было несколько:

  • несоответствия данных, указанных в паспорте сделки (далее – ПС), сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС[7];
  • если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией[8];
  • непредставление резидентом в уполномоченный банк документов и информации, указанных в п. 6.6 Инструкции 138-И, в том числе представление неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации)[9];
  • при наличии оснований предусмотренных правилами внутреннего контроля, разработанными в соответствии с требованиями Банка России, предполагать, что валютные операции, которые будут проводиться по контракту (кредитному договору), могут осуществляться в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма[10].

Ещё раз напоминаем, что теперь у банков таких оснований для отказа в приёме контракта на обслуживание не будет. Однако не стоит думать, что банк будет лишён возможности противодействия незаконным валютным операциям либо иным нарушениям валютного законодательства. Контроль банков и ответственность за нарушение валютного законодательства возрастут согласно грядущим изменениям в валютном законодательстве. Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 325-ФЗ), который вступит в силу с 14.05.2018 г., предоставит банкам дополнительные основания для отказа в осуществлении валютной операции и уточнит административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации денежных средств путём дифференциации штрафов, налагаемых на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и должностных лиц.

Усиление контроля банков и ответственности за нарушение валютного законодательства

Основные положения Закона № 325-ФЗ сводятся к следующему.

  1. Вводится требование об указании во внешнеторговых контрактах, заключаемых между резидентами и нерезидентами, конкретных сроков исполнения обязательств сторонами. До этого валютное законодательство не имело такого требования к договорам, что вызывало затруднения у органов валютного контроля относительно определения сроков возврата денежных средств при привлечении резидентов к административной ответственности.
  2. Резиденты должны представлять в уполномоченные банки информацию о конкретных сроках получения от нерезидентов иностранной валюты или валюты РФ за исполнение обязательств по внешнеторговому контракту, а также информацию о конкретных сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым контрактам путём передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности в счёт осуществленных резидентами авансовых платежей (в настоящее время действуют правила о предоставлении информации об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов валютной выручки или исполнения нерезидентами обязательств по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг или передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности). Таким образом, после вступления Закона № 325-ФЗ в силу при составлении внешнеэкономических договоров (контрактов) станет необходимо указывать сроки исполнения сторонами обязательств, а также добавить такую информацию в действующие контракты (договоры).
  3. Вводится требование о предоставлении резидентами уполномоченным банкам информации о сроках возврата авансовых платежей, осуществленных в пользу нерезидентов, в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов.
  4. Дополнен перечень оснований для отказа в осуществлении уполномоченными банками валютных операций. Банки не будут проводить операции, если они не отвечают требованиям к валютным операциям между резидентами, если они нарушают требования по использованию счетов резидентов в иностранных банках и если операции нарушают нормы о правах и обязанностях резидентов, установленные соответственно ст. ст. 9, 12 и 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации» от 10.12.2013 № 173-ФЗ (далее – ФЗ «О валютном регулировании»).

Также банки будут отказывать в проведении валютных операций, если они не отвечают требованиям иных актов валютного законодательства РФ, если документы, представленные резидентом, не отвечают требованиям ФЗ «О валютном регулировании», а также в случае непредставления документов по запросу органов валютного контроля, перечисленных в ч. 4 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании», а именно:

  • документов, удостоверяющих статус юридического лица, – для нерезидентов; документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;
  • свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  • уведомления налогового органа по месту учёта резидента об открытии счёта (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • документов (проектов документов), являющихся основанием для проведения валютных операций, включая договор займа и дополнения и (или) изменения к нему и др.
  • таможенных деклараций, документов, подтверждающих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Данный список не является исчерпывающим.

Напоминаем, что в настоящее время при наличии всех необходимых документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении операции только в случае, установленном ч. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Речь идёт о ситуации, когда возникают подозрения в том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, либо финансирования терроризма.

Резиденты будут уведомляться уполномоченными банками об отказе в осуществлении валютной операции в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

  1. Изменяется понятие «должностное лицо» применительно к составам правонарушений, установленным ч. ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ[11].

В настоящее время в силу примечания 1 к статье 15.25 КоАП РФ под должностными лицами для целей применения указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ понимаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон № 325-ФЗ отменяет указанное примечание, и в этой ситуации надлежит руководствоваться общими положениями об ответственности должностных лиц, установленными ст. 2.4 КоАП РФ. Таким образом, за осуществление незаконных валютных операций и нарушение требований о репатриации валютной выручки к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но также их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В связи с этим уточняется ответственность за нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Так, за осуществление незаконных валютных операций руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в юридических лицах, будут привлекаться к ответственности в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

За невыполнение требований валютного законодательства о репатриации валютной выручки по внешнеторговым договорам (контрактам) на должностных лиц накладывается ответственность от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, валюты Российской Федерации накладывает на должностных лиц ответственность в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 4.1 КоАП РФ).

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары накладывает на должностных лиц такую же ответственность в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 КоАП РФ).

При этом примечание 1 к статье 15.25 КоАП РФ, предписывающее применение административной ответственности в отношении должностных лиц по ч. ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ только к индивидуальным предпринимателям, утратило силу.

  1. Серьёзные последствия ждут должностных лиц, которые допустили неоднократное нарушение вышеуказанных частей ст. 15.25 КоАП РФ. Законом № 325-ФЗ статья 15.25 КоАП РФ дополняется новой частью 5.1, согласно которой должностное лицо, ранее подвергнутое аналогичному административному наказанию за административные правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, дисквалифицируется на срок от шести месяцев до трёх лет. Следует учитывать, что согласно внесённым в часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ изменениям, рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении должностных лиц, осуществляется судом общей юрисдикции.

В свою очередь, для определения того, было ли должностное лицо ранее подвергнуто административному наказанию, надо руководствоваться положениями ст. 4.6 КоАП РФ, которая предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Так как в Законе № 325-ФЗ не оговаривается, что следует считать аналогичным правонарушением для целей применения части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ, то на практике это может привести к спорным ситуациям.

  1. Изменяется порядок расчёта штрафов, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ. С даты вступления положений Закона № 325-ФЗ в силу процентный коэффициент, применяемый к базе для расчёта штрафов (суммам несвоевременно зачисленных или возвращенных на счета в уполномоченных банках денежных средств), будет равен ключевой ставке ЦБ РФ вместо действующей сейчас ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Из анализа изменений валютного законодательства можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые немаловажные поблажки, в основном идёт усиление валютного контроля и требований к участникам валютных операций со стороны государства.

Поэтому во избежание административного наказания компаниям необходимо более тщательно прорабатывать условия заключаемых контрактов и следить за сроками их исполнения.

[1] П. 1 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».

[2] П. 2 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле».

[3] Абз. 4.2 Инструкции 181-И.

[4] Абз. 2.1 Инструкции 181-И.

[5] Абз. 2.7 Инструкции 181-И.

[6] Абз. 2.15 Инструкции 181-И.

[7] Абз. 6.9.1 Инструкции0138-И.

[8] Абз. 6.9.2 Инструкции0138-И.

[9] Абз. 6.9.3 Инструкции0138-И.

[10] Абз. 6.9.4 Инструкции0138-И.

[11] Ст. 2 Федерального закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить