Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Законы, которых не дождались

08.01.1834

Как известно, для того чтобы закон начал действовать, он должен пройти достаточно сложную процедуру принятия от законопроекта до полноценного закона. Однако далеко не все проекты преодолевают все три чтения Государственной Думы и становятся счастливыми обладателями подписи президента. Так случилось и в 2017 году, который был щедр на законопроекты, ряд из которых, к сожалению, а другие, наоборот, к счастью, так и не стали законами.

Как известно, для того чтобы закон начал действовать, он должен пройти достаточно сложную процедуру принятия от законопроекта до полноценного закона. Однако далеко не все проекты преодолевают все три чтения Государственной Думы и становятся счастливыми обладателями подписи президента. Так случилось и в 2017 году, который был щедр на законопроекты, ряд из которых, к сожалению, а другие, наоборот, к счастью, так и не стали законами. Правда, стоит учесть, что у некоторых из них шанс ещё есть. В этой статье мы рассмотрим наиболее интересные, неоднозначные, а иногда и просто странные законопроекты, которые были внесены на рассмотрение в Государственную Думу в прошедшем году.

  1. В социальные сети только по паспорту

Одним из самых неоднозначных законопроектов 2017 года стало предложение депутата Виталия Милонова о том, чтобы запретить отдельным категориям граждан пользоваться социальными сетями.

Причём, несмотря на то что наиболее обсуждаемой оказалась та часть законопроекта, которая касается граждан до 14 лет, сама инициатива была намного шире, ведь новый закон должен был называться «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно данному законопроекту владелец сервиса при регистрации в нём нового пользователя в обязательном порядке должен был бы проверить у него паспортные данные (удостоверяющие личность), а иначе его самого могли бы оштрафовать на сумму до 300 тысяч рублей. Естественно, штрафы в таком размере предусматривались за каждый факт допуска гражданина в социальную сеть без подобной авторизации. Поэтому те лица, у которых паспорта ещё нет, возможности пользоваться социальными сетями автоматически лишались.

Но штрафовать предлагалось не только социальные сети, но простых граждан. Те из них, которые решили бы каким-то образом обойти данное правило, также могли бы быть оштрафованы на сумму до трёх тысяч рублей.

Но и это ещё не всё! Проект предусматривал возможность создать в социальной сети одним гражданином только одной странички и, конечно, поскольку она бы создавалась на основании данных его паспорта, только под его настоящим именем и фамилией.

Помимо прочего данный законопроект вообще содержал очень много запретов. Он запрещал:

- распространять пользователям информацию о несанкционированных митингах, собраниях и любых несогласованных мероприятиях;

- публикацию переписки любых пользователей социальных сетей без их предварительного согласия на это;

- распространять информацию, которая пропагандирует любую нетерпимость (но, прежде всего, национальную), употребление табака и алкоголя, нетрадиционные сексуальные отношения и многое другое.

- продажи товаров (причём любых) несовершеннолетним через социальные сети.

Не стоит и говорить, что, если этот законопроект был бы всё-таки принят, то пользование социальными сетями стало бы гораздо менее интересным, причём это касалось бы не только несовершеннолетних.

  1. Отказ от новогодних праздников

Проект Федерального закона «О внесении изменений в ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации» предусматривает внесение изменений, обусловленных практикой трудовых отношений и рядом политических событий в истории России.

Данный законопроект предполагает внесение изменений в статью 112 Трудового кодекса, в которой содержится перечень нерабочих праздничных дней. Сейчас данная статья начинается с того, что 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января признаются новогодними каникулами, а учитывая, что 7 января – это Рождество и тоже нерабочий день, получается, что мы каждый год можем гарантированно отдыхать восемь дней. При этом, поскольку на это время обычно попадают и выходные дни, каникулы становятся ещё длиннее.

Законопроект предлагает несколько изменить такую ситуацию. Оставить праздничным днём 1 января и добавить к нему 31 декабря, 18 марта – новый праздник, посвящённый воссоединению Крыма с Россией и 7 ноября – день Великой Октябрьской социалистической революции. А о таком понятии как «новогодние каникулы» вообще забыть.

Вместе с тем путём нехитрых математических расчётов можно догадаться, что, несмотря на появление трёх дополнительных нерабочих дней, в общем количестве выходных дней мы всё-таки теряем.

Как могла появиться такая инициатива, наверное, теряется в догадках любой, кто только слышал про этот законопроект. И самое ужасное то, что он всё ещё не снят с рассмотрения в Государственной Думе! То есть опасность того, что это всё-таки может случиться, к сожалению, до сих пор есть.

Чем же обосновывают авторы данного законопроекта необходимость столь кардинальных изменений? В пояснительной записке указываются причины, почему это нужно сделать. Дело в том, что авторам законопроекта поступает очень много писем, в которых граждане России требуют отменить новогодние каникулы. Тут, как говориться, без комментариев.

  1. Возможность обращения взыскания на единственное место жительства гражданина

Инициатива такой возможности изложена в проекте федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон ″Об исполнительном производстве″», подготовленного Минюстом России.

Как известно, сейчас даже в случае, если у гражданина нет никакого другого имущества, кроме жилого помещения, например квартиры, взыскать задолженность с такого гражданина путём продажи единственного жилья нельзя.

В настоящее время в ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» закреплён принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

А в ст. 445 Гражданского-процессуального кодекса РФ сказано, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на жилое помещение или его части, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением. Исключение касается только ипотеки.

Такие правила действуют для того, чтобы ограничить и не допустить увеличение количества граждан, у которых нет собственного постоянного места жительства.

Однако, несмотря на важные цели таких ограничений, разработчики проекта обратили внимание на то, что такой подход к защите неприкосновенности имущества нарушает баланс интересов между кредиторами и должниками в пользу последних, ведь жилые помещения могут быть разными.

Поэтому в проекте предлагается всё-таки предусмотреть возможность обращения взыскания на помещение, являющееся единственным местом жительства гражданина, но при этом выделять ему определённую минимальную сумму, которой будет достаточно для того, чтобы он мог купить новое жильё, соответствующее установленным нормативам площади.

А вот на те помещения, размер которых не превышает двукратную норму предоставления жилого помещения, по-прежнему согласно законопроекту будут распространяться существующие правила.

Законопроект был подготовлен ещё в январе 2017 года, но до сих пор так и не дошёл даже до рассмотрения в Государственной Думе в первом чтении.

Во многом это связано с тем, что в проекте не учтены многие вопросы, с которыми, скорее всего, пришлось бы столкнуться на практике, если он всё-таки был бы принят.

Например, в нём не обращается внимания на то, что разница между нормой предоставляемого жилья и тем, какой реальный метраж имеют сейчас жилые помещения, не учитывает интересы наследников должника, а также не обращается внимания на завышение кадастровой стоимости имущества и т. д.

Возможно, если данные вопросы будут решены, то однажды данный проект станет законом, но в 2017 году его принятия мы так и не дождались.

  1. Ограничение рекламных пауз в фильмах

Автор данного законопроекта – кинорежиссёр, а по совместительству ещё и депутат Государственной Думы Станислав Говорухин.

В пояснительной записке к проекту он рассказал, почему действующие правила закона о рекламе недостаточно защищают зрителей и их обязательно нужно менять.

Дело в том, что, по мнению режиссёра, основная цель авторов фильма – донести до зрителей свою мысль, видение героев и понимание мира. Причём при воплощении замысла важна художественная изобразительность. Но как же реализовать замысел, если интригующие, а иногда и трагические моменты фильма всё время прерываются различными весёлыми анонсами?

Сейчас согласно положениям ст. 14 Федерального закона «О рекламе» допускается прерывать фильм рекламой при демонстрации его по телевизору, но только если продолжительность таких перерывов не превышает четыре минуты.

Но вот количество таких рекламных пауз может быть сколько угодно. Тогда как, например, в кино прерывать фильмы рекламой или совмещать их с бегущей строкой нельзя.

В законе предлагалось ввести дополнительные ограничения и для телевидения. А именно распространять рекламу только до или после демонстрации фильма. Если же нужно показать её в течение фильма, то это можно сделать только с согласия правообладателя.

Идея автора проекта, конечно, хорошая, и мало кто был бы против того, чтобы по телевизору показывали меньше рекламы. Однако идея так и осталась идеей, несмотря на то что законопроект появился в начале 2017 года, к сожалению, на рассмотрение Государственной Думы он так и не был предоставлен.

  1. В отношении электронных сигарет те же запреты, что и для обычных

Данный проект предполагал принять Федеральный закон «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака».

То есть если бы такая инициатива прошла, то у нас бы уже сейчас действовал целый (и не маленький!) закон, посвящённый исключительно обращению электронных сигарет.

Закон, может быть, и отдельный, но правила, которые предлагалось ввести в отношении электронных сигарет, очень сильно напоминали те, которые касаются обычных.

По мнению разработчиков проекта, его принятие должно было решить проблему роста популярности устройств, имитирующих курение табака (а именно, электронных кальянов, вейпов и т. д.). В связи с этим авторы проекта предложили:

во-первых, запретить размещать устройства, имитирующие курение табака в торговом зале, а демонстрировать их только по просьбе покупателя;

во-вторых, запретить курение бестабачных курительных изделий в кафе, барах, ресторанах и других местах общественного питания;

в-третьих, запретить продажу данных устройств несовершеннолетним;

в-четвёртых, ограничить рекламу данных устройств так же, как это сделано в отношении обычных сигарет.

  1. Обязанность застройщика представлять доказательства проверки качества объекта строительства

По данному проекту предлагалось обязать застройщиков в случае направления им запроса представлять доказательства проверки качества объекта строительства.

В проекте было сказано, что если в течение гарантийного срока участник долевого строительства направит застройщику требование безвозмездно устранить недостатки объекта, то он в ответ обязан будет провести проверку качества данного объекта долевого строительства.

Также предлагалось установление 30-дневного срока на устранение застройщиком недостатков, выявленных в ходе эксплуатации объекта строительства. Сейчас такого срока нет, его просто согласовывают между собой две стороны договора.

И также предполагалось, что если за это время застройщик не устранит недостатки, то можно будет требовать в суде возмещения расходов на их устранение или пропорциональное снижение цены приобретаемого объекта.

К сожалению, несмотря на то что данный закон предоставил бы больше гарантий соблюдения прав дольщиков при строительстве, сейчас он уже снят с рассмотрения Государственной Думы.

  1. Штрафы, которые нам удалось избежать

И в завершение особенно приятные новости. Несмотря на то что в Государственную Думу достаточно регулярно вносились предложения о введении новых штрафов и увеличении уже существующих, большинство из них, к счастью, остались только предложениями.

Итак, нас не будут штрафовать за:

- Неоформление договора (трудового или гражданско-правового) с иностранцем или лицом без гражданства.

Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, а вот отдельной ответственности только за то, что с иностранцем не оформили договор, нет. Данный пробел предложило исправить МВД РФ. Причём данным проектом устанавливались довольно высокие штрафы за такое нарушение – до 800 тысяч рублей.

- Продажу фейверков нетрезвым гражданам и лицам до 18 лет.

В настоящее время установлен запрет на продажу пиротехники гражданам, которые ещё не достигли возраста 16 лет, запрет на продажу пиротехники нетрезвым гражданам отсутствует. Если бы такой проект прошёл, то штраф продавцу за продажу пиротехники указанной категории лиц составил бы 300 тысяч рублей.

- Непредставление клиентами экспедиторов сведений о себе.

Согласно проекту Федерального закона № 162019-7 юридическое лицо, которое хочет сотрудничать с экспедитором и заключить с ним договор, должно представить ему целый список документов, таких как устав, свидетельство о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор.

А если какие-то из документов не представить, то за это могли бы оштрафовать, причём штраф составил бы до 100 тысяч рублей, а за повторное нарушение ‒ до 200 тысяч, при этом деятельность организации могли бы приостановить почти на три месяца.

- Действия, мешающие Федеральной антимонопольной службе проводить проверки.

Штрафы за такие действия уже есть, однако автор данного законопроекта (а им, как можно было догадаться, оказалась сама антимонопольная служба) считает, что они недостаточны (всего 10 тысяч рублей). В законопроекте предлагалось увеличить их до 100 тысяч рублей.

Итак, 2017 год порадовал нас многими новыми законами, а ещё больше теми проектами, которые так ими и не стали. Что будет дальше, посмотрим в новом году.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить