Мотивированный отказ от приемки работ: что это такое
Обычно заказчик узнает от подрядчика, что всё готово, принимает результат, и это оформляют актом.
Но, если подрядчик сдал плохой результат, заказчик составляет мотивированный отказ от приемки работ. Там он фиксирует все свои претензии (гл. 37 ГК РФ).
Когда нужен мотивированный отказ от приемки работ. Этот документ требуется во всех случаях, когда заказчик недоволен результатом.
Важно
Просто проигнорировать приемку работ, не подписывать акт и не составлять мотивированный отказ — опасно.
Даже если у заказчика есть все доказательства, что работа сделана плохо, об этом нужно сообщить подрядчику. Иначе подрядчик сможет сам составить акт приемки в одностороннем порядке. Такой акт сам по себе или вместе с другими доказательствами может подтвердить, что вы фактически приняли результат. Соответственно, за работы придется заплатить, даже если у вас есть по ним претензии (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
Пример
Подрядчик закончил работы, но итог заказчику не понравился. Он проигнорировал акт, не направил мотивированный отказ и не стал платить. Тогда подрядчик составил односторонний акт приемки работ и потребовал оплату. Заказчик ответил на претензию: работы некачественные, платить не буду, и подробно описал недостатки. Подрядчик решил взыскать долг через суд.
Решение суда
Заказчик проиграл, потому что уклонился от подписания акта и не объяснил причины. Это означает, что работы были приняты. Заказчик напомнил, что он указал недостатки в ответе на претензию об оплате. Но это не помогло — нужен именно мотивированный отказ (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2025 № Ф08-4867/2025).
Когда составляют мотивированный отказ. Заказчики оформляют мотивированный отказ по разным причинам, это зависит от того, какие были работы или услуги, как составлен договор и что говорит закон. Рассмотрим на примерах.
- Результат расходится с договором. Например, подрядчик использовал более дешевые материалы, чем прописали в договоре, и качество ухудшилось.
- Подрядчик нарушил сроки. Например, сдал работу позже на 14 дней, и заказчику уже неактуально.
- Нет дополнительной документации, которую подрядчик должен был передать. Например, исполнительную документацию по договору строительного подряда.
- Подрядчик нарушил нормативные правила во время работ. Например, у здания может обрушиться кровля из-за неправильного расчета несущей способности перекрытий. Или мост может рухнуть, потому что подрядчик не учел, что он может раскачиваться при сильном ветре.
Могут быть и другие причины — из условий договора или закона. Если недостатки серьезные и устранить их нельзя, заказчик может отказаться не только от приемки, но и в целом от договора. В таком случае он вправе потребовать от подрядчика возместить убытки (п. 3 ст. 723 ГК РФ).
Как заказчику возместить убытки с подрядчика — читайте в КонсультантПлюс. Посмотрите подробные алгоритмы на каждый случай и узнайте, можно ли взыскать убытки сверх суммы договора.
Как обосновать отказ от приемки работ
Заказчику нужно четко прописать, чем его не устраивает результат. Иначе суд может посчитать отказ немотивированным, и придется оплатить работы.
Как обосновать отказ — зависит от вида работ или услуг. Такими доказательствами могут быть:
- заключения экспертов;
- фото-, видеофиксация недостатков;
- акты о выявлении недостатков работ или услуг.
Обоснование отказа должно подтверждать причины отказа от приемки. Например, результат ремонта по договору подряда не соответствует условиям договора или строительным правилам, неровно покрашены стены, нет ручек на окнах и т. д. Такие недостатки может подтвердить фото или видео совместно с актами о недостатках и заключениями экспертов.
Как оформить мотивированный отказ
В законе нет ничего о том, как оформлять мотивированный отказ. Рекомендуем придерживаться следующего алгоритма действий.
- Специалисты заказчика оценивают работы или услуги и фиксируют недостатки. Удобно заносить всё в отдельный документ, например ведомость по недостаткам. Если нужно, привлеките экспертную организацию.
- Ведомость по недостаткам передают в юридический отдел. Юристы сопоставляют недостатки с условиями договора, требованиями по закону и составляют проект мотивированного отказа.
- Специалисты и руководитель заказчика согласовывают проект и разрабатывают окончательный вариант.
- Заказчик подписывает мотивированный отказ и направляет подрядчику.
Включите в мотивированный отказ:
- реквизиты договора;
- реквизиты акта приемки;
- перечень недостатков с подробным описанием каждого;
- подтверждение недостатков, например фотографии недостатков;
- требование к подрядчику и срок, когда он должен его удовлетворить. Например, что подрядчик должен устранить недостатки в течение 10 календарных дней.
Когда и как направить мотивированный отказ
По умолчанию сообщить о недостатках нужно в разумный срок. При этом на практике в договоре обычно фиксируют конкретные сроки, в пределах которых заказчик может направить мотивированный отказ.
Пример формулировки:
«Заказчик в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения акта выполненных работ рассматривает и подписывает оба его экземпляра и передает один из них подрядчику либо направляет мотивированный отказ от подписания акта».
Если такие условия согласованы, ориентируйтесь на них (п. 4 ст. 720 ГК РФ).
Пример
Если по договору заказчик должен направить отказ в течение 10 дней, а он направил на 15-й день, суд может признать работы принятыми.
В договоре обычно прописано, каким образом заказчик направляет мотивированный отказ. Например, по адресу, указанному в договоре или электронной почте. Если способ в договоре не обозначен, руководствуйтесь правилами по закону: направьте отказ по юридическому адресу подрядчика (п. 4 ст. 165 ГК РФ).
Образец мотивированного отказа от приемки работ
Надежнее всего скачивать образцы мотивированного отказа из КонсультантПлюс, а если нет доступа, берите бесплатно пробный.
Мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг (образец заполнения)