Годовой отчёт 2020 без ошибок!

Получите эксклюзивный доступ к главной книге года Татьяны Крутяковой!

анализ всех значимых изменений 2020 года в сфере бухгалтерского
и налогового учёта;
рекомендации по формированию бухгалтерской отчётности с учётом современных требований РСБУ;
ответы на актуальные вопросы применения норм статьи 54.1 НК РФ;
и многое другое.
Годовой отчёт 2020 без ошибок!

Получите эксклюзивный доступ к главной книге года Татьяны Крутяковой!

  • Анализ всех значимых изменений 2020 года в сфере бухгалтерского и налогового учёта.
  • Рекомендации по формированию бухгалтерской отчётности с учётом современных требований российских стандартов бухгалтерского учёта.
  • Ответы на актуальные вопросы применения норм статьи 54.1 НК РФ.
  • и многое другое
Бухгалтеру

Введение пилотного проекта ФСС в Москве

Оксана Смоланова

Старший экономист-консультант «Что делать Консалт»

629

В 2021 году новый механизм назначения и выплаты пособий коснётся Москвы и Московской области. В статье Оксаны Смолановой читайте об основных изменениях, предусмотренных новым порядком выплаты пособий ФСС.

25 ноября 2020 года Правительство РФ внесло в Госдуму РФ проект[1] поправок к некоторым законам по обязательному социальному страхованию. Поправки о прямых выплатах начнут действовать с 2022 года (ч. 2 ст. 6[2] проекта). Но уже с 1 января 2021 года действующие нормы о назначении и выплате пособий по зачётному принципу применяться не будут (ч. 4 ст. 6[3] проекта).

Основные изменения, предусмотренные проектом:

  • уточняются права и обязанности всех сторон социального страхования;
  • определяется порядок взаимодействия заинтересованных лиц;
  • закрепляется механизм назначения и выплаты пособия при электронном обмене, а также формирование листка нетрудоспособности в электронном виде;
  • вводится требование, согласно которому при нарушении сроков выплаты пособий ФСС обязан выплатить пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
  • предусматривается механизм возмещения излишне понесённых расходов ФСС;
  • устанавливается порядок проведения проверок и достоверности документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты пособий;
  • вводится ответственность за нарушение требований законодательства об обязательном социальном страховании.

В настоящее время в ряде субъектов РФ уже реализуется пилотный проект «Прямые выплаты», предусматривающий уплату работодателями страховых взносов в ФСС РФ в полном объёме, а также назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе пособий по больничным листкам, территориальными органами ФСС РФ. С 1 января 2021 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» присоединятся в том числе Москва и Московская область.

Расскажем об основных изменениях, предусмотренных новым порядком, выплаты пособий ФСС.

Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования

Положения законопроекта расширяют полномочия ФСС. В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 3[4] проекта страховщик имеет право:

- запрашивать у страхователей сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, документы, подтверждающие сведения, представленные страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, а также сведения и документы, связанные с расходами на выплату социального пособия на погребение;

- проводить проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, а также сведений и документов, необходимых для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, требовать и получать от страхователя документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

- проводить проверки полноты и достоверности представляемых застрахованным лицом сведений и документов;

- запрашивать и получать в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы временной нетрудоспособности, сведения и документы, необходимые для проверки наступления страхового случая, а также для проверки соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

- запрашивать и получать в налоговых органах сведения о начисленных и уплаченных страхователями страховых взносах;

- осуществлять проверку соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

- предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по необоснованно сформированным с нарушением установленных условий и порядка листкам нетрудоспособности;

- представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

- принимать по результатам проведённых контрольных мероприятий решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения в случаях выявления фактов недостоверности или сокрытия сведений;

- иные полномочия;

Новые обязанности работодателей, в частности, следующие (п. 2 ст. 2[5], п. 2 ст. 3[6] проекта):

- своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган ФСС сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованному обеспечения по страхованию, а также заявление и документы для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (п. 4 ст. 1[7] проекта);

- возмещать страховщику суммы излишне понесённых им расходов на выплаты страхового обеспечения, если эта переплата произошла из-за того, что работодатель подал недостоверные или неполные сведения (п. 2 ст. 3[8] проекта).

В соответствии с пунктом 14 статьи 3[9] проекта застрахованное лицо должно представлять работодателю сведения, в том числе при трудоустройстве, которые необходимы для выплаты страхового обеспечения. Кроме того, надо своевременно сообщать, если сведения изменятся. Направлять информацию можно будет как на бумаге, так и электронно по форме, утверждённой ФСС РФ.

Порядок назначения и выплаты пособий

Главной особенностью новой системы выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является то, что ФСС назначает и выплачивает застрахованному лицу пособия напрямую, минуя работодателя. За работодателем останется только функция сбора и предоставления в фонд необходимых документов для выплаты пособия работнику. Конкретный их перечень и порядок их получения страховщиком установит правительство.

Сведения о застрахованном лице, полученные страхователем, передаются им в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее трёх рабочих дней со дня их получения (пп. 15 п. 14 ст. 3[10] проекта). При этом работодатель по-прежнему должен будет оплачивать работнику первые три дня в случае заболевания.

Правила назначения, расчёта и выплаты пособия страховщиком будут установлены в отдельной статье (пп. 16 п. 14 ст. 3[11] проекта).

Проектом предполагается, что преимущественно будут оформляться только электронные листки нетрудоспособности (ст. 5[12] проекта). Бумажные бланки больничных листов будут выдаваться только в определённых случаях.

Поэтому для работодателей, которые ещё не перешли на электронные больничные листы, рекомендуется сделать это заранее. Переход на электронные больничные позволит сократить время работников медицинских учреждений и страхователей на оформление больничных листов, поможет избежать ошибок в оформлении бланков и значительно уменьшит случаи страхового мошенничества.

Выплата пособий будет осуществляться ФСС через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию, указанную в сведениях о застрахованном лице (п. 14 ст. 3[13] проекта).

Информацию о назначении и выплате пособий ФСС РФ должен будет размещать в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом[14] от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Проектом предусмотрена ответственность за совершение нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Например, при отказе представить документы страхователю грозит штраф в размере 200 рублей за каждый документ (п. 18 ст. 3[15] проекта). В случае подачи неполных или искажённых сведений либо документов, то штраф составит 20 % от суммы излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей (п. 14 ст. 1[16], п. 18 ст. 3[17] проекта). В случае нарушения страхователем срока представления сведений — 5 000 рублей.

Помимо этого, излишне понесённые расходы ФСС взыщет со страхователя или застрахованного лица. Для этого предусмотрят порядок выставления требования и взыскания.

***

Подводя итоги, отметим, что новый механизм назначения и выплаты пособий обладает, безусловно, рядом преимуществ, а именно:

  • повышение социальной защищенности граждан (своевременное и полное обеспечение граждан страховыми выплатами);
  • оплата пособий не будет привязана к тому, перечисляет ли организация страховые взносы;
  • снижение затрат страхователей на обработку и расчёт пособий;
  • упрощение документооборота между субъектами обязательного социального страхования;
  • автоматизация функций, связанных с начислением и выплатой пособий;
  • исключение нарушений при назначении пособий (например, выплаты не будут задерживаться из-за недостатка финансовых средств у работодателя);
  • упрощение порядка заполнения формы 4-ФСС и расчёта по страховым взносам, в отчётности не нужно отражать данные по пособиям.

Экономические субъекты, которые одними из первых приняли участие в пилотном проекте «Прямые выплаты», уже оценили преимущества нового порядка и получили в целом положительный результат от внедрения нового механизма выплат. 


[1] Проект Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[2] Ст. 6 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[3] Ст. 6 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[4] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[5] Ст. 2 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[6] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[7] Ст. 1 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[8] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[9] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[10] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[11] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[12] Ст. 5 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[13] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[14] Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи» {КонсультантПлюс}.

[15] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[16] Ст. 1 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[17] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 974-73-74, smi@4dk.ru

Подтверждение проявления должной осмотрительности. Критерии, выработанные судебной практикой 114 Новые правила дистанционной (удалённой) работы 88 Учёт расходов при оплате бонусами «Спасибо» на маркетплейсе Беру.ру 155
Консультант Плюс
для бухгалтера
Бесплатный доступ на 3 дня
Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email