Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Введение пилотного проекта ФСС в Москве

23.12.2034

В 2021 году новый механизм назначения и выплаты пособий коснётся Москвы и Московской области. В статье Оксаны Смолановой читайте об основных изменениях, предусмотренных новым порядком выплаты пособий ФСС.

В 2021 году новый механизм назначения и выплаты пособий коснётся Москвы и Московской области. В статье Оксаны Смолановой читайте об основных изменениях, предусмотренных новым порядком выплаты пособий ФСС.

25 ноября 2020 года Правительство РФ внесло в Госдуму РФ проект[1] поправок к некоторым законам по обязательному социальному страхованию. Поправки о прямых выплатах начнут действовать с 2022 года (ч. 2 ст. 6[2] проекта). Но уже с 1 января 2021 года действующие нормы о назначении и выплате пособий по зачётному принципу применяться не будут (ч. 4 ст. 6[3] проекта).

Основные изменения, предусмотренные проектом:

  • уточняются права и обязанности всех сторон социального страхования;
  • определяется порядок взаимодействия заинтересованных лиц;
  • закрепляется механизм назначения и выплаты пособия при электронном обмене, а также формирование листка нетрудоспособности в электронном виде;
  • вводится требование, согласно которому при нарушении сроков выплаты пособий ФСС обязан выплатить пеню в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы за каждый день просрочки;
  • предусматривается механизм возмещения излишне понесённых расходов ФСС;
  • устанавливается порядок проведения проверок и достоверности документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты пособий;
  • вводится ответственность за нарушение требований законодательства об обязательном социальном страховании.

В настоящее время в ряде субъектов РФ уже реализуется пилотный проект «Прямые выплаты», предусматривающий уплату работодателями страховых взносов в ФСС РФ в полном объёме, а также назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, в том числе пособий по больничным листкам, территориальными органами ФСС РФ. С 1 января 2021 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» присоединятся в том числе Москва и Московская область.

Расскажем об основных изменениях, предусмотренных новым порядком, выплаты пособий ФСС.

Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования

Положения законопроекта расширяют полномочия ФСС. В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 3[4] проекта страховщик имеет право:

- запрашивать у страхователей сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, документы, подтверждающие сведения, представленные страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, а также сведения и документы, связанные с расходами на выплату социального пособия на погребение;

- проводить проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, а также сведений и документов, необходимых для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, требовать и получать от страхователя документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;

- проводить проверки полноты и достоверности представляемых застрахованным лицом сведений и документов;

- запрашивать и получать в медицинских организациях, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы временной нетрудоспособности, сведения и документы, необходимые для проверки наступления страхового случая, а также для проверки соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

- запрашивать и получать в налоговых органах сведения о начисленных и уплаченных страхователями страховых взносах;

- осуществлять проверку соблюдения условий и порядка формирования листков нетрудоспособности;

- предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении расходов на страховое обеспечение по необоснованно сформированным с нарушением установленных условий и порядка листкам нетрудоспособности;

- представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

- принимать по результатам проведённых контрольных мероприятий решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения в случаях выявления фактов недостоверности или сокрытия сведений;

- иные полномочия;

Новые обязанности работодателей, в частности, следующие (п. 2 ст. 2[5], п. 2 ст. 3[6] проекта):

- своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган ФСС сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованному обеспечения по страхованию, а также заявление и документы для принятия решения о финансовом обеспечении расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (п. 4 ст. 1[7] проекта);

- возмещать страховщику суммы излишне понесённых им расходов на выплаты страхового обеспечения, если эта переплата произошла из-за того, что работодатель подал недостоверные или неполные сведения (п. 2 ст. 3[8] проекта).

В соответствии с пунктом 14 статьи 3[9] проекта застрахованное лицо должно представлять работодателю сведения, в том числе при трудоустройстве, которые необходимы для выплаты страхового обеспечения. Кроме того, надо своевременно сообщать, если сведения изменятся. Направлять информацию можно будет как на бумаге, так и электронно по форме, утверждённой ФСС РФ.

Порядок назначения и выплаты пособий

Главной особенностью новой системы выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является то, что ФСС назначает и выплачивает застрахованному лицу пособия напрямую, минуя работодателя. За работодателем останется только функция сбора и предоставления в фонд необходимых документов для выплаты пособия работнику. Конкретный их перечень и порядок их получения страховщиком установит правительство.

Сведения о застрахованном лице, полученные страхователем, передаются им в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в срок не позднее трёх рабочих дней со дня их получения (пп. 15 п. 14 ст. 3[10] проекта). При этом работодатель по-прежнему должен будет оплачивать работнику первые три дня в случае заболевания.

Правила назначения, расчёта и выплаты пособия страховщиком будут установлены в отдельной статье (пп. 16 п. 14 ст. 3[11] проекта).

Проектом предполагается, что преимущественно будут оформляться только электронные листки нетрудоспособности (ст. 5[12] проекта). Бумажные бланки больничных листов будут выдаваться только в определённых случаях.

Поэтому для работодателей, которые ещё не перешли на электронные больничные листы, рекомендуется сделать это заранее. Переход на электронные больничные позволит сократить время работников медицинских учреждений и страхователей на оформление больничных листов, поможет избежать ошибок в оформлении бланков и значительно уменьшит случаи страхового мошенничества.

Выплата пособий будет осуществляться ФСС через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию, указанную в сведениях о застрахованном лице (п. 14 ст. 3[13] проекта).

Информацию о назначении и выплате пособий ФСС РФ должен будет размещать в Единой государственной информационной системе социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом[14] от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Проектом предусмотрена ответственность за совершение нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Например, при отказе представить документы страхователю грозит штраф в размере 200 рублей за каждый документ (п. 18 ст. 3[15] проекта). В случае подачи неполных или искажённых сведений либо документов, то штраф составит 20 % от суммы излишне понесённых расходов на выплату страхового обеспечения, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей (п. 14 ст. 1[16], п. 18 ст. 3[17] проекта). В случае нарушения страхователем срока представления сведений — 5 000 рублей.

Помимо этого, излишне понесённые расходы ФСС взыщет со страхователя или застрахованного лица. Для этого предусмотрят порядок выставления требования и взыскания.

***

Подводя итоги, отметим, что новый механизм назначения и выплаты пособий обладает, безусловно, рядом преимуществ, а именно:

  • повышение социальной защищенности граждан (своевременное и полное обеспечение граждан страховыми выплатами);
  • оплата пособий не будет привязана к тому, перечисляет ли организация страховые взносы;
  • снижение затрат страхователей на обработку и расчёт пособий;
  • упрощение документооборота между субъектами обязательного социального страхования;
  • автоматизация функций, связанных с начислением и выплатой пособий;
  • исключение нарушений при назначении пособий (например, выплаты не будут задерживаться из-за недостатка финансовых средств у работодателя);
  • упрощение порядка заполнения формы 4-ФСС и расчёта по страховым взносам, в отчётности не нужно отражать данные по пособиям.

Экономические субъекты, которые одними из первых приняли участие в пилотном проекте «Прямые выплаты», уже оценили преимущества нового порядка и получили в целом положительный результат от внедрения нового механизма выплат.

[1] Проект Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[2] Ст. 6 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[3] Ст. 6 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[4] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[5] Ст. 2 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[6] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[7] Ст. 1 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[8] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[9] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[10] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[11] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[12] Ст. 5 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[13] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[14] Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи» {КонсультантПлюс}.

[15] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[16] Ст. 1 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[17] Ст. 3 проекта Федерального закона № 1062568-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (ред., внесённая в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.11.2020) {КонсультантПлюс}.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить