Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Что такое экстремизм страховщиков и как защитить себя

13.05.25334

Показал, как проявляется сегодня экстремизм страховщиков и почему с ним может столкнуться каждый, кто обращается в страховую. Разобрал, почему такое возможно и что делать для защиты от недобросовестной страховой компании.

Что такое экстремизм страховщиков

Я вижу, что в последние годы страховые компании сознательно занижают выплаты или отказывают в них. Это проявляется в следующем:

  • игнорируют документы от страхователя;
  • делегируют проверку страховых случаев третьим лицам, хотя не имеют права на это;
  • немотивированно занижают суммы выплат;
  • отказываются от договора страхования после страхового случая;
  • искажают картину страховых случаев для контролирующих органов;
  • вводят в заблуждение суд и злоупотребляют процессуальными правами.

Я называю это «экстремизм страховщиков», по аналогии с известным термином «потребительский экстремизм».

Пример

По сведениям ресурса ДОМКЛИК, на 1 июля 2024 года число ипотечных заемщиков в России достигло 10,7 млн человек. Тогда в месяц появлялось около 115 тысяч ипотечных сделок. Учитывая, что страхуется жизнь заемщика и сама квартира, каждый месяц заключалось около 230 тысяч договоров страхования.

Но формально эти договоры не являются обязательными, а значит, страхователю очень трудно защитить свои права.

Всё чаще до высших судов доходят дела по необоснованным отказам в страховых выплатах. В декабре 2024 года КС РФ порекомендовал изменить правила о страховании жизни в ипотеке.

Что можно сделать страхователю для защиты своих прав

Дам несколько советов страхователям, которые столкнулись с экстремизмом страховщиков.

  1. Подайте жалобу на страховую компанию. Можно обратиться в Банк России или к финансовому омбудсмену. Оба эти механизма нельзя назвать эффективными, но можно использовать, когда от страховой компании нужно получить документы, которые они не предоставляют: договор с экспертом, заключение экспертизы и т. д.
  2. Обратитесь в прокуратуру. Это сработает, когда страховая не дает вам ответы по существу или не представляет запрошенные документы. Требуйте привлечь страховую к административной ответственности по статье 5.39 КоАП РФ. Образец заявления смотрите на pravozachitnik.ru.
  3. Обратитесь в суд. Это самый действенный способ, хотя и есть риск отказа.

Пример

Владелица дома 1945 года постройки застраховала его от пожара и других неприятностей. Через два месяца дом пострадал в огне, но страховая отказала в выплате. По условиям договора не может быть застраховано жилье, которое построили в 1960 году или раньше. Страховая заявила, что женщина ничего не сказала о возрасте дома.

Дело дошло до Верховного Суда, и тот подчеркнул: поинтересоваться годом постройки должна сама страховая. Кроме того, договор составлял сам страховщик, страхователь мог к нему только присоединиться. Наконец, женщина добросовестно уплатила страховую премию, а страховщик ее принял (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20.08.2024 № 71-КГ24-7-К3).

Иногда перед обращением в суд нужно подать претензию страховой компании. Например, во многих спорах по поводу возмещения в рамках ОСАГО или КАСКО. Как это сделать и что будет, если претензию не подать, читайте в Готовом решении КонсультантПлюс. А если у вас нет системы КонсультантПлюс, забирайте бесплатный демодоступ от Что делать Консалт.

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов

Главное за неделю в рассылке
«Что делать Юристу»

Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы

Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Юрист по защите прав страхователей. Делится опытом, как эффективно спорить со страховыми компаниями

  • 334 просмотра
  • 0 подписчиков
  • 1 материал