Что такое экстремизм страховщиков
Я вижу, что в последние годы страховые компании сознательно занижают выплаты или отказывают в них. Это проявляется в следующем:
- игнорируют документы от страхователя;
- делегируют проверку страховых случаев третьим лицам, хотя не имеют права на это;
- немотивированно занижают суммы выплат;
- отказываются от договора страхования после страхового случая;
- искажают картину страховых случаев для контролирующих органов;
- вводят в заблуждение суд и злоупотребляют процессуальными правами.
Я называю это «экстремизм страховщиков», по аналогии с известным термином «потребительский экстремизм».
Пример
По сведениям ресурса ДОМКЛИК, на 1 июля 2024 года число ипотечных заемщиков в России достигло 10,7 млн человек. Тогда в месяц появлялось около 115 тысяч ипотечных сделок. Учитывая, что страхуется жизнь заемщика и сама квартира, каждый месяц заключалось около 230 тысяч договоров страхования.
Но формально эти договоры не являются обязательными, а значит, страхователю очень трудно защитить свои права.
Всё чаще до высших судов доходят дела по необоснованным отказам в страховых выплатах. В декабре 2024 года КС РФ порекомендовал изменить правила о страховании жизни в ипотеке.
Что можно сделать страхователю для защиты своих прав
Дам несколько советов страхователям, которые столкнулись с экстремизмом страховщиков.
- Подайте жалобу на страховую компанию. Можно обратиться в Банк России или к финансовому омбудсмену. Оба эти механизма нельзя назвать эффективными, но можно использовать, когда от страховой компании нужно получить документы, которые они не предоставляют: договор с экспертом, заключение экспертизы и т. д.
- Обратитесь в прокуратуру. Это сработает, когда страховая не дает вам ответы по существу или не представляет запрошенные документы. Требуйте привлечь страховую к административной ответственности по статье 5.39 КоАП РФ. Образец заявления смотрите на pravozachitnik.ru.
- Обратитесь в суд. Это самый действенный способ, хотя и есть риск отказа.
Пример
Владелица дома 1945 года постройки застраховала его от пожара и других неприятностей. Через два месяца дом пострадал в огне, но страховая отказала в выплате. По условиям договора не может быть застраховано жилье, которое построили в 1960 году или раньше. Страховая заявила, что женщина ничего не сказала о возрасте дома.
Дело дошло до Верховного Суда, и тот подчеркнул: поинтересоваться годом постройки должна сама страховая. Кроме того, договор составлял сам страховщик, страхователь мог к нему только присоединиться. Наконец, женщина добросовестно уплатила страховую премию, а страховщик ее принял (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20.08.2024 № 71-КГ24-7-К3).
Иногда перед обращением в суд нужно подать претензию страховой компании. Например, во многих спорах по поводу возмещения в рамках ОСАГО или КАСКО. Как это сделать и что будет, если претензию не подать, читайте в Готовом решении КонсультантПлюс. А если у вас нет системы КонсультантПлюс, забирайте бесплатный демодоступ от Что делать Консалт.