Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Новый год настаёт… Именно так поётся в популярной песенке. И если для большинства людей в конце года она звучит как предвкушение подарков и встреч с друзьями и коллегами на праздничных мероприятиях, то главному бухгалтеру она напоминает об увеличении забот, связанных с закрытием текущего года и планированием работы в новом.
Новый год настаёт… Именно так поётся в популярной песенке. И если для большинства людей в конце года она звучит как предвкушение подарков и встреч с друзьями и коллегами на праздничных мероприятиях, то главному бухгалтеру она напоминает об увеличении забот, связанных с закрытием текущего года и планированием работы в новом.
Мероприятий, которые должен осуществить бухгалтер в декабре, достаточно много, и они касаются важных аспектов бухгалтерского учёта и налогообложения. Пусть данная статья послужит бухгалтерам своеобразной шпаргалкой.
Ознакомиться с изменениями законодательства
Из года в год мы наблюдаем, как меняется наше законодательство, особенно налоговое. Традиционно самые масштабные изменения появляются прямо накануне нового года. Ознакомиться с ними лучше в текущем году, чтобы заранее их учесть при финансовом планировании своей деятельности в 2018 году и тем самым избежать дополнительных расходов и налоговых рисков.
Внести изменения в учётную политику
Учётная политика организации должна применяться последовательно из года в год[1].
Однако её следует откорректировать в случаях, если[2]:
Обратите внимание! Минфин России в 2017 году внёс изменения в ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации» и выпустил Информационное сообщение от 02.08.2017 № ИС-учёт-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», комментирующее данные изменения.
Перечислим основные из них.
Подходы к выбору способа учёта в соответствии с новыми нормами ПБУ следующие.
Организация при формировании учётной политики может выбрать способ учёта из тех, которые допускают федеральные стандарты бухучёта (ФСБУ), к которым теперь официально приравнены все действующие ПБУ[9].
Если речь идёт о несущественной информации, то можно выбрать любой способ, ориентируясь исключительно на требование рациональности[10]. Напомним, что несущественная информация ‒ та, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в отчётности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчётности.
Если же информация существенна, то действия бухгалтера или иного лица, составляющего учётную политику, зависят от ситуации.
Ситуация 1. В ФСБУ закреплён единственный способ учёта. Тогда учёт надо вести именно тем способом, который установлен ФСБУ. Другой способ учёта закрепить в учётной политике можно лишь в исключительных случаях.
Ситуация 2. В ФСБУ прописано несколько способов. Тогда организация может выбрать один из них. Применение выбранного способа ведения бухучёта должно приводить к повышению качества информации об объекте.
Ситуация 3. В ФСБУ нет способов учёта конкретного объекта. В этой ситуации организация должна самостоятельно разработать такой способ.
При разработке способа учёта нужно придерживаться чёткого алгоритма использования различных источников. В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчётности (далее ‒ МСФО) по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учёта, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учёта по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учёта, принимаемыми согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» органами негосударственного регулирования бухгалтерского учёта[11].
Если же организация вправе вести упрощённый бухучёт, то при формировании учётной политики достаточно учитывать лишь требования рациональности[12].
Напоминаем, что изменения в учётную политику утверждаются приказом руководителя не позднее 31 декабря 2017 года[13]. Однако требование объявлять изменения учётной политики на год, следующий за отчётным в своей отчётности, теперь отменено[14].
Провести годовую инвентаризацию
Инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчётности следует провести в четвёртом квартале. Срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация, устанавливает в приказе (форма ИНВ-22) руководитель организации[15].
По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (например, по форме ИНВ-26), в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учёте[16]. Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчёте[17].
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучёта «подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация»[18].
Основные моменты инвентаризации, на которые необходимо обратить особое внимание.
Сверка проводится на основании письменного заявления плательщика, подаваемого в произвольной форме.
От ИФНС обязательно надо получить документы, подтверждающие сальдо расчётов[19]. Это могут быть справки о состоянии расчётов или акты сверки расчётов. Справка о состоянии расчётов по налогам и страховым взносам содержит данные налогового органа о сумме переплаты (задолженности) организации по налогам, пеням и штрафам на конкретную дату. Если сведения из справки не соответствуют данным организации, ей стоит провести с ИФНС сверку расчётов[20].
Если у организации имеется переплата, то, после того как составлен акт сверки, организация может зачесть или вернуть её, подав соответствующее заявление[21].
Инвентаризация расчётов ‒ это сверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности по данным вашей организации и данным её контрагентов, а именно:
Форму акта сверки взаиморасчётов фирмы разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированного формата этого документа[22]. Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах.
Инвентаризация расчётов обязательна[23]. Она необходима для подтверждения правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта сумм дебиторской и кредиторской задолженности перед составлением годовой бухгалтерской отчётности и создания резервов по сомнительным долгам. А также она поможет отложить признание в доходах кредиторской задолженности, которой скоро исполнится три года (если акт сверки будет подписан контрагентом).
Результаты инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности позволят проверить правильность расчёта налога на прибыль. Ведь кредиторскую задолженность в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям[24] необходимо учесть во внереализационных доходах[25] в том отчётном (налоговом) периоде, в котором этот срок истёк (прекратилось обязательство)[26]. А дебиторскую задолженность, признанную безнадёжной по основаниям, указанным в п. 2 ст. 266 НК РФ, нужно учесть во внереализационных расходах, если в отношении неё организация не формировала резерв по сомнительным долгам.
По итогам проведения инвентаризации расчётов инвентаризационная комиссия составляет акт инвентаризации расчётов по форме ИНВ-17 в двух экземплярах (один ‒ для бухгалтерии, второй остаётся у инвентаризационной комиссии).
Суммы задолженности, подтверждённой и не подтверждённой дебиторами и кредиторами, а также суммы безнадёжных долгов с истекшим сроком исковой давности отражаются в акте отдельно.
Если при инвентаризации будут выявлены безнадёжная дебиторская или кредиторская задолженности, то руководителем подписывается приказ о списании безнадёжных долгов.
Осуществить переоценку основных средств
Проведение переоценки не является обязательным, поэтому заранее следует проанализировать необходимость и налоговые последствия её проведения. Однако если организация хотя бы однократно проводила переоценку основных средств, то в дальнейшем её необходимо проводить ежегодно. Результаты переоценки ОС всегда отражаются на 31 декабря отчётного года[27].
При этом для целей налогообложения прибыли переоценка стоимости ОС не учитывается[28]. И в результате в бухгалтерском учёте компании могут возникать постоянные разницы по ПБУ 18/02.
Для целей налога на имущество переоценка ОС:
Проверить наличие объектов недвижимости в кадастровом перечне
С 2014 года действует норма[29] о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не как их среднегодовая стоимость. Непременным условием для расчёта налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость, не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года).
Уплату налога на имущество по кадастровой стоимости производят собственники этого имущества, применяющие как ОСНО, так и УСН[30]. С 1 января 2016 года норма распространяется и на организации, у которых данное имущество находится на праве хозяйственного ведения[31].
В учётной политике желательно указать на наличие имущества, налоговой базой для которого является кадастровая стоимость. Перечень такого имущества целесообразно вынести в отдельное приложение.
Проверить необходимость создания оценочных резервов
Для этого надо посмотреть:
Если ответ хотя бы на один вопрос положительный, то компании придётся создавать соответствующий бухгалтерский резерв. Оценочные резервы нужны для того, чтобы не завышать стоимость активов в балансе. Организации, которые вправе вести упрощённый бухучёт, обязаны создавать только резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухучёту № 34н).
Проверить налоговый статус работников по НДФЛ на конец года
У иностранных работников и специалистов, часто выезжающих в зарубежные командировки, налоговый статус «резидент/нерезидент» может меняться в течение года. Следует проверить «налоговое резидентство» таких работников по состоянию на 31 декабря 2017 года и при необходимости пересчитать НДФЛ. П. 2 ст. 207 кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Если ваша организация не сможет удержать у налогового нерезидента всю сумму НДФЛ, начисленную к доплате, то ей, как налоговому агенту, надлежит в срок не позднее 1 марта 2018 года письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учёта о невозможности удержать налог, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога[35].
А вот возвращать переплату работникам в соответствии с приобретённым им статусом налогового резидента работодатель не должен. За возвратом НДФЛ им придётся обратиться в ИФНС[36].
Выбор ответственного обособленного подразделения для уплаты налога на прибыль
Юридические лица, осуществляющие деятельность в одном субъекте РФ через несколько обособленных подразделений, имеют возможность упростить уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ. Для этого необходимо выбрать одно ответственное подразделение, которое будет перечислять налог на прибыль в этом субъекте РФ[37].
Уведомить налоговые органы по местонахождению каждого обособленного подразделения по рекомендуемой форме нужно в срок до 31 декабря 2016 года[38].
Однако подать такое уведомление вы должны только в случае изменения порядка уплаты налога с 1 января 2018 года, или изменения количества обособленных подразделений в регионе, или наличия других изменений, влияющих на порядок уплаты налога[39].
Изменение порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
Организации могут уплачивать авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. Правда при этом будет необходимо представлять декларации по налогу на прибыль ежемесячно. Для перехода на новый порядок уплаты авансовых платежей с 01.01.2018 г. нужно уведомить налоговые органы не позднее 9 января 2018 года[40] в произвольной письменной форме.
Если компания, наоборот, хочет вернуться на общеустановленную отчётность с 01.01.2018 г., то отказаться от уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли она вправе с начала нового налогового периода[41]. О своём решении ей следует уведомить налоговый орган, представив ему заявление, не позднее 31 декабря 2017 года[42], а с учётом п.7 ст. 6.1 НК РФ ‒ не позднее 9 января 2018 года.
После принятия решения о возврате на общий порядок уплаты авансовых платежей необходимо посчитать, должна ли организация уплачивать ежемесячные авансовые платежи в течение первого квартала или нет. Порядок исчисления ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале, определён в п. 2 ст. 286 НК РФ. Величина платежа составит одну треть разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев 2017 года, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия 2017 года.
Ревизия лимитов нормируемых расходов
Нормативы расходов на рекламу, представительских расходов, расходов на добровольное медицинское и личное страхование и других расходов рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода и привязываются к определённым показателям[43].
Нормируемые расходы не всегда удаётся полностью признать в составе налоговых расходов в течение года. Поэтому проверьте, не увеличился ли по итогам предельный размер таких расходов. Если да, то вы сможете учесть при расчёте налога на прибыль в декабре дополнительные суммы нормируемых расходов. К тому же вы сможете увеличить вычет НДС по нормируемым расходам[44].
Напоминаем, что нормируемые расходы на рекламу ‒ 1% от выручки[45], представительские расходы ‒ 4% от фонда оплаты труда (ФОТ)[46]. Также от ФОТ нормируются расходы на долгосрочное страхование жизни работников, их добровольное и негосударственное пенсионное страхование (12%)[47], расходы на добровольное медицинское и личное страхование работников и оплату медицинских услуг (6%)[48], расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство (3%)[49] и другие.
Проверка остатков налоговых резервов (если такие создавались) на конец года
Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право создавать в налоговом учёте следующие виды резервов:
Решение о создание резерва должно быть закреплено в учётной политике организации.
Поэтому, прежде всего, необходимо проверить, закреплено ли решение о создании резервов в учётной политике для целей налогообложения прибыли на 2017 и 2018 годы.
Если в учётной политике на 2017 год отсутствует положение о создании резерва, то все отчисления в него придётся восстановить.
Если организация планирует продолжить создание резервов в следующем году, то у большинства резервов может образоваться переходящий остаток. Организация вправе перенести такой остаток на следующий налоговый период. При этом он как бы засчитывается в счёт вновь созданного резерва, а разницы учитываются в составе доходов или расходов[55]:
При отказе от создания любого резерва с 2018 года его остаток за 2017 год надо включить во внереализационные доходы на 31 декабря 2017 года[56].
Если же какого-либо сформированного в 2017 году резерва не хватило на покрытие всех расходов, то 31 декабря 2017 сумму превышения надо включить в состав соответствующих расходов.
«Упрощенцам» и планирующим ими стать
Если компания собирается перейти на УСН с 2018 года, то напомним для неё нескольких важных моментов.
Если компания уже применяет УСН, то с 2018 года она может изменить объект налогообложения, уведомив налоговые органы по рекомендуемой форме[62] не позднее 31 декабря 2016 года[63].
Налогоплательщики, применяющие в 2017 году УСН и принявшие решение с 2018 года использовать иной режим налогообложения, должны подать уведомление в налоговую инспекцию об отказе о применении УСН по форме 26.2-3[64] не позднее 15 января 2018 года[65]. Этот порядок действий применим и к тем, кто только планировал применять этот спецрежим с 2018 года и успел подать уведомление.
[1] П. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
[2] п. 10 ПБУ 1/2008
[3] П. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008, абз. 6 и 7 ст. 313 НК РФ.
[4] п. 5.1 ПБУ 1/2008; ч. 2 ст. 8, ч. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ
[5] абз. 2 п. 15 ПБУ 1/2008
[6] п. 6 ПБУ 1/2008
[7] п. 7.1 ПБУ 1/2008
[8] п. 7.3 ПБУ 1/2008
[9] ч. 3 ст. 8, ч. 1.1 ст. 30 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ
[10] п. 7.4 ПБУ 1/2008
[11] п. 7.3 ПБУ 1/2008; Информационное сообщение ИС-учёт-9
[12] п. 7.2 ПБУ 1/2008
[13] Абз. 6 ст. 313 НК РФ, п. п. 8, 11 ПБУ 1/2008.
[14] п. 7.2 ПБУ 1/2008
[15] ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации
[16] п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации
[17] п. 5.5 Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
[18] ч. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ
[19] п. 74 Положения по бухучёту № 34н
[20] п. 74 Положения по бухучёту № 34н
[21] п. 2.7, п. 3.2.1, п. 3.2.2 Приказа ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (в ред. Приказа ФНС России от 16.09.2016 № ММВ-7-8/494@)
[22] Письмо Минфина России от 18.02.2005 № 07-05-04/2
[23] п. п. 27, 77, 78 Положения по бухучёту № 34н, Письмо Минфина России от 14.01.2015 № 07-01-06/188
[24] ст. ст. 415 - 419 ГК РФ
[25] п.п. 18 п. ст. 250 НК РФ
[26] п. 1 ст. 271 НК РФ
[27] П. 15 ПБУ 6/01; п. 46 Методических указаний по учёту ОС
[28] п. 1 ст. 257 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.09.2015 № 03-03-06/4/52221
[29] ст. 378.2 НК РФ
[30] п. 2 ст. 346.11 НК РФ
[31] Письмо Минфина России от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770
[32] п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, письма Минфина России от 27.05.2016 № 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 № 07-01-06/188
[33] п. 25 ПБУ 5/01, п. 20 Методических указаний по учёту МПЗ, Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 № ИС-учёт-3
[34] абз. 3, 4 п. 38, п. 39 ПБУ 19/02; п. 7.1 ПБУ 1/2008
[35] п. 5 ст. 226 НК РФ
[36] п. 1.1 ст. 231 НК РФ
[37] П. 2 ст. 288 НК РФ.
[38] П. 2 ст. 288 НК РФ, Письмо ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986.
[39] П. 2 ст. 288 НК РФ.
[40] п. 7 ст. 6.1, п. 2 ст. 286 НК РФ.
[41] абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ
[42] абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ
[43] П. 3 ст. 318 НК РФ.
[44] п. 7 ст. 171 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-07-11/285
[45] п. 4 ст. 264 НК РФ
[46] пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ
[47] п. 16 ст. 255 НК РФ
[48] п. 16 ст. 255 НК РФ
[49] п. 24.1 ст. 255 НК РФ
[50] ст. 324.1 НК РФ
[51] п. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ
[52] ст. 267 НК РФ
[53] ст. 266 НК РФ
[54] ст. 267.2 НК РФ
[55] п. 5 ст. 266 НК РФ
[56] п. 7 ст. 250 НК РФ
[57] П. п. 2, 3 ст. 346.12 НК РФ.
[58] абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ
[59] Рекомендуемая форма № 26.2-1 утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
[60] п. 7 ст. 6.1, п. 1 ст. 346.13 НК РФ
[61] Пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.
[62] Форма № 26.2-6 утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
[63] п. 2 ст. 346.14 НК РФ
[64] утв. Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@
[65] п. 7 ст. 6.1, п. 6 ст. 346.13 НК РФ
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности