Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Обучение персонала. Использование приёмов фасилитации при проведении тренингов

27.02.14305

В современных условиях ключевым фактором успеха любой компании является высококвалифицированный персонал. Правильное планирование карьеры сотрудников, профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка обеспечивают организацию квалифицированными работниками, что просто необходимо для эффективной работы и реализации стратегических планов. Одним из наиболее доступных и эффективных методов обучения персонала как при подготовке, так и при повышении квалификации является проведение тренингов.

К основным методам и приёмам тренинга относятся деловые и ролевые игры, кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др. Выбор оптимальных приёмов зависит прежде всего от цели и содержания тренинга, особенности группы, ситуации, возможностей и специализации тренера.

В данной статье рассмотрим приёмы фасилитации, которые стали популярны в России в последнее время при проведении бизнес-тренингов.

Термин «фасилитация» уходит корнями в латинский язык (лат. facil – лёгкий. В переводе с английского слово «facilitate» означает помогать, облегчать, способствовать. Цель применения фасилитационных методов во время проведения тренинга заключается в нахождении того верного метода обучения, который позволит работать группе с наибольшей эффективностью. Спецификой фасилитации в тренинге является то, что в процессе обсуждения вопроса тренер знает ответ, к которому он ведёт группу, при этом он сам становится участником процесса, в который вовлечена группа.

Классические методы обучения характерны тем, что преподаватель владеет теорией и не использует методы групповой работы и рефлексии как вспомогательные средства для достижения максимальной эффективности обучения. Однако в середине прошлого века стало ясно, что таких методов обучения недостаточно, и начали появляться методы, которые позволяли участникам группы обсуждать в ходе своей работы наиболее важные для них вопросы. Проще говоря, от классического обучения этот метод отличается тем, что преподаватель не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с участниками группы обучения. Такой тренинг предполагает наличие определённой цели и её достижение в процессе обучения.

Главное условие использования фасилитационных методов состоит в том, что члены группы на момент начала работы должны владеть информацией, необходимой для решения поставленной задачи. Эта информация может быть дана членам группы в виде классического теоретического курса, такого как лекция или семинар, или в виде домашнего задания для подготовки к тренингу. Лишь при соблюдении данного условия становится возможным то, для чего применяют фасилитационные методы, а именно: объединить имеющиеся знания участников группы для совместной выработки наиболее эффективного способа решения поставленной задачи.

Очень важно в начале мероприятия разъяснить задачи каждого. Тренер не должен выслушивать мнение всех и делать свой выбор в пользу того или иного высказывания, а группа должна понимать, что каждому следует предложить свою идею и продвинуть её, а не высказывать, ожидая от преподавателя экспертной оценки. Задача тренера – провести встречу таким образом, чтобы «вытащить» из участников все лучшие идеи и помочь им перейти к решениям. Задача участников – высказать свои идеи и бороться за их победу.

Как и любое другое мероприятие, тренинг должен быть хорошо спланирован и иметь три составляющие – начало, основную часть и окончание.

Главная задача начала тренинга – это знакомство участников, выработка настроя на присутствие и концентрация участников на теме.

Для знакомства участников группы применяют такие методы, как «Линия», «Карта», «Мяч знакомств», «Карусель», «Интервью в парах». Любой из этих методов отлично подходит для того, чтобы познакомить участников группы и в непринуждённой атмосфере сфокусироваться на открытом обсуждении поставленных вопросов. Так, для малых групп наиболее подходящим является метод «Интервью в парах». Суть метода заключается в том, что участники разбиваются на пары и в виде интервью проводят опрос друг друга, записывая ответы. Этот процесс не должен занимать больше 10-15 минут. По окончании интервью участники проводят презентацию. Пары выступают перед группой и, используя полученные ответы, представляют друг друга.

После знакомства участников группы можно переходить к основной части тренинга. Тренер формулирует цель тренинга, направленную на решение определённой проблемы. Основная часть тренинга, как правило, делится на два этапа. Первый этап – генерация идей, или этап дивергенции; второй – выбор идей, или этап конвергенции. Основная суть дивергентно-конвергентного процесса – это разделение этих двух этапов. Их ни в коем случае нельзя совмещать. Дело в том, что во время создания идей их не выбирают и не критикуют, как в обычной дискуссии.

Главная задача основной части тренинга – сгенерировать максимальное количество идей и выбрать среди них лучшие. Самый популярный метод генерации идей – «Мозговой штурм». В классическом виде этот метод направлен на получение спонтанных творческих идей при непосредственном участии всех членов группы. При этом участники предлагают как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.

Тренер должен следить за выполнением участниками группы следующих правил «Мозгового штурма»:

  • НЕТ ограничениям в количестве идей;
  • НЕТ критике и оценкам высказанных идей, даже если оценка положительная;
  • ДА любым, даже самым фантастическим идеям;
  • ДА комбинированию и улучшению идей.

В процессе «Мозгового штурма» тренер предлагает каждому участнику группы высказывать идеи по заявленной теме. Опрос ведётся по кругу, и все идеи обязательно фиксируются на флипчарте. Если во время очередного круга у какого-то члена группы нет идеи, он говорит «Пас» и опрос продолжается дальше, до тех пор, пока все участники не скажут «Пас». Когда все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо их представить, просмотреть и прояснить, если что-то непонятно. Обычно в этот момент могут появиться дополнительные идеи, которые также необходимо зафиксировать на флипчарте. Нельзя отбрасывать ни одной идеи, равно как нельзя переформулировать их, даже если кто-то из участников, в том числе и её автор, выскажется, что идея звучит нелепо. В таком случае стоит напомнить собравшимся о правилах, одно из которых запрещает оценивать идеи на данном этапе. После того, как все идеи записаны, их необходимо систематизировать любым известным методом (таблица, матрица, ментальная карта и т. д.). Выбор метода систематизации зависит от ситуации и от поставленной перед группой задачи. Если во время систематизации у группы возникают новые идеи, их также необходимо зафиксировать. В результате «Мозгового штурма» должен появиться систематизированный итоговый список идей.

Следует отметить, что независимо от того, какой метод выбран, важно, чтобы на этапе сбора идей использовался основной инструмент фасилитатора – «Групповая память», то есть группе должен быть доступен флипчарт, на котором записываются все обсуждаемые вопросы и решения. В таком случае идеи становятся общими, так как авторы идеи не подписываются под ними. Совокупность записей на флипчартах помогает воспроизвести ход тренинга и служит готовым материалом для составления протокола. Флипчарт своей невысокой стоимостью, мобильностью и удобством пока не даёт шансов ни одной современной технологии стать надёжным инструментом и помощником при проведении тренингов.

Второй этап – этап отбора идей, главная задача которого – выбрать из перечня самые инновационные. Следует заранее продумать, каким способом следует выбирать лучшие решения поставленной проблемы. Например, это может быть голосование. Для голосования каждому участнику выдаётся по пять наклеек, которыми на флипчарте можно отметить понравившиеся идеи.

После завершения основной части следует переходить к окончанию мероприятия. В конце тренинга необходимо подвести итоги, повторить решения, которые были приняты. Это делается для того, чтобы все участники группы осознали, что время тренинга было потрачено не напрасно и есть общий достигнутый результат.

Кроме выводов, очень важно услышать мнение участников тренинга, чтобы каждый мог высказать свои впечатления от встречи, поблагодарить тренера и коллег и получить рекомендации. Для окончания мероприятия подходят несколько методов. Самый простой – беседа в парах. Применяется для экономии времени и облегчения процесса завершения мероприятия. Для этого требуется, чтобы каждый участник вместе с коллегой подумал о том, что дал им тренинг, просмотрел выбранные решения и определился, когда эти решения и идеи можно воплотить в жизнь. Все основные пункты, выделенные участниками, также фиксируются на флипчарте. Метод беседы в парах применим для небольшой группы. Для завершения работы большой группы лучше применить метод «Коктейльной вечеринки». Суть метода «Коктейльная вечеринка» заключается в том, что у каждого участника есть своё мнение, которое он может высказать и обсудить со всеми. Участники ищут собеседников (желательно малознакомых коллег) и делятся мнениями, обсуждают идеи. Через 4-5 минут тренер даёт знак, что пора искать другого собеседника. В процессе обсуждения у участников возникают новые взгляды, рождаются общие идеи, что мотивирует работать над ними как единая команда. Такой метод применяется в большой группе как средство обмена информацией, позволяющее быстро обменяться мнениями и обсудить пути решения задач.

Завершая тренинг, имеет смысл снова повторить решения, которые были приняты, обобщить результаты, достигнутые группой в процессе тренинга.

Обычно после подведения итогов участники обсуждают проведённую работу, и таким образом тренер получает обратную связь. Удобный способ услышать каждого участника – метод «Говорящей палочки», заимствованный у старых индейских племен. Суть его заключается в том, что палочка передаётся от одного участника к другому. Когда участник держит в руках палочку, он может рассказать, какие чувства остались у него от сегодняшней встречи, что было плохо или хорошо, может выразить благодарность преподавателю и коллегам. Главное правило – говорит только тот, у кого в руках палочка.

Существует много методов проведения начала мероприятия, основной части и окончания. Стоит отметить, что методы фасилитации применимы при любой работе с группой, будь то обучение или совещание. В данной статье рассмотрена только одна фаза дивергентно-конвергентного этапа тренинга, где применён лишь один метод создания вариантов решения – «Мозговой штурм» и лишь один метод выбора идей – «Голосование». Часто для успешного проведения группового мероприятия используется несколько фасилитационных инструментов. Так, например, на практике фаза дивергентно-конвергентного этапа может быть не одна, и при каждой фазе можно применять различные методы создания вариантов решений, методов выбора идей. Опытный тренер, владеющий фасилитационными методами ведения тренингов, должен умело варьировать их, чтобы максимально быстро и с наименьшими усилиями достичь результата, не упуская из вида то, вовлечены ли участники в процесс и насколько методика интересна группе.

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов