Актуальная тема
Как мотивировать сотрудников на вакцинацию против COVID-19? Задача, которая стоит перед руководителями почти всех предприятий. И, по сути, глобальная на сегодняшний день проблема. Наш собеседник — Елена Владимировна Фёдорова, ведущий специалист компании, являющейся Клиентом «Что делать Консалт», — поделилась своим опытом.
***
Елена Владимировна, сколько у вас было вакцинированных в июне, когда вышел указ мэра? Вы же данные, наверное, собирали?
Наша компания относится к предприятиям текстильной и лёгкой промышленности, занимается производством и продажей. Мы подпадаем под распоряжение мэра о вакцинации, так как основной вид деятельности — оптовая продажа. У нас фабрики, склады, магазины. Только по Москве персонала полторы тысячи человек. И, кстати, во время пандемии, исключительно благодаря соблюдению санитарных правил, у нас не было вспышек заболевания.
На момент выхода указа у нас было вакцинировано — я буду говорить про центральный офис, без филиалов — порядка 25-30 %. Мы тут же издали приказ по компании с перечнем мер по выполнению распоряжения мэра. На корпоративном портале, в специальном разделе, работники должны были предоставить либо сертификат о вакцинации, либо документ о проведении вакцинации первым компонентом вакцины, либо медотвод от прививки, либо справку о перенесённом недавно коронавирусе и результаты анализа с количеством антител.
И как народ отреагировал?
Конечно, народ начал бурлить. Те, кто хотел сделать прививки, уже сделали. Не сделали те, кто считает, что им это не нужно, что их и так пронесёт, что прививка – это вред. Приводили совершенно разные, нелепые аргументы. Кто-то говорил, что это опасно для здоровья. Кто-то: «А зачем её делать, наша прививка не признана в мире, мы не сможем поехать за границу». Я со своими подчинёнными — у меня в отделе в непосредственном подчинении десять человек – беседовала, выясняла их аргументы, приводила свои. Когда слышу высказывания о возможности выезда за границу, например, я спрашиваю: «Вы для чего прививку делаете? Цель какая – сохранение здоровья или возможность поехать за границу?»
Очень много говорилось про добровольность, мол, нас заставляют. Мой ответ простой: прививка абсолютно добровольное дело. Другой вопрос, что в нашей компании должно быть 60 % вакцинированных сотрудников согласно распоряжению мэра Москвы. И компания должна соответствовать законодательству. Значит, если вы не считаете для себя возможным и необходимым сделать прививку, вам нужно работать в другой компании, деятельность которой не подпадает под распоряжение мэра. Так что налицо полная свобода выбора.
Ещё важный момент — социальная ответственность. У нас многие сотрудники берегут своих родителей, не ездили долго к ним в гости, потому что их надо поберечь. Но точно так же надо беречь тех, кто вместе с вами работает, их детей, для которых пока нет ещё прививки.
И что стали делать у вас в компании?
Мы не можем народ заставить. И, конечно, имеем полное юридическое право отправить людей в неоплачиваемый отпуск, но это самый последний шаг, на который руководство компании идти не хотело бы. Более того, большое количество сотрудников, отправленных в неоплачиваемый отпуск, — это полный коллапс в деятельности компании. Значит, нужно убеждать, а не вешать этот дамоклов меч про неоплачиваемый отпуск. И убеждать с позиции разума.
Людям нужна информация. Интернет даёт огромный массив информации, но как отделить фейки от реальности, многим непонятно. Поэтому руководство компании решило, что прежде всего нужно дать людям информацию, которая будет воспринята большинством как достоверная и полезная. А это личный опыт людей, с которыми вместе работаешь и знаешь их не первый день, важен для тех, кто сомневается.
У нас есть инструменты: корпоративная газета, которую мы перевели в онлайн-формат, корпоративный портал — там появилась рубрика про здоровье. Статьи пишут наши сотрудники — свою историю взаимодействия с ковидом. Кто-то переболел, у кого-то родственники переболели, люди рассказывали, как они пришли к решению сделать прививку либо к пониманию, что прививку делать надо. Делятся своими впечатлениями именно на личном примере и руководство компании, и рядовые сотрудники, и сотрудники из регионов.
Руководство компании решило, что прежде всего нужно дать людям информацию.
Мы пригласили врача. Сделали зум для всех желающих. Врач подготовил презентацию о коронавирусе и вакцинах и отвечал на наши вопросы. Мы сделали запись, аудио, видео, и это всё выложили на своём корпоративном портале для тех, кто не смог принять участие в онлайн-трансляции.
Кто-то из сотрудников поделился стенограммой лекции врача, который непосредственно работает в ковидном госпитале. Он рассказывает о том, как протекает заболевание, как какая вакцина действует, развенчивает все эти мифы, которые вокруг вакцинации ползут.
Я сама подписана на образовательный онлайн-ресурс. И когда увидела там, что будет вебинар о прививках, купила этот вебинар просто для себя, мне это интересно. Лектор рассказывал историю вакцинации человечества, начиная от оспы, от бешенства, дальше он уделил время и ковидным прививкам. И я, конечно, поделилась со своими сотрудниками и этой информацией, изложенной в научно-популярной форме, вполне понятной для простого человека.
Когда я вижу, что люди, с кем я общаюсь, оперируют фактами на уровне «я где-то слышал» или на «Яндекс.Дзен» что-то прочитали, я предлагаю им всё-таки изучить информацию из более серьёзных источников. Про «Яндекс.Дзен» хорошо сказал тот врач: там люди большей частью самовыражаются, собирают лайки, просмотры, и им всё равно, что они пишут. Источники типа «Яндекс.Дзен» не добавляют понимания процессов и рождают только страх и панику. Когда я анализирую более серьёзные источники, у меня появляются серьёзные аргументы.
Когда я анализирую более серьёзные источники, у меня появляются серьёзные аргументы.
Когда мне люди говорят: «Прививка от коронавируса отрицательно влияет на фертильность» (способность к деторождению), я понимаю, что вытаскивают из запасников «старые, застиранные простыни». Я в своей жизни изучала вопрос прививок довольно плотно три раза. У меня двое детей, с большой разницей в возрасте, каждый раз я заново изучала вопрос, делать ли детям базовые прививки или нет. И у меня сейчас подрастает внучка. Поэтому относительно недавно, два года назад, я снова погрузилась в этот вопрос. Так вот тезис про нарушение фертильности звучит из уст антипрививочников относительно всех прививок, и очень давно. Но лично я не нашла в изученном материале доказательств этого тезиса. И вижу, что сейчас его активно распространяют на прививки от COVID-19, как будто это уникальное свойство исключительно этих вакцин. На самом же деле этот пугающий фактор является лишь предположением противников прививок вообще и не имеет на сегодня доказательной базы.
Но молодые девочки у меня в отделе говорят: «Я не буду делать прививку, мне ещё рожать». Я спрашиваю, делали ли им родители в детстве плановые прививки? Получаю утвердительный ответ и рассказываю (на примере личного опыта изучения вопросов прививок своим детям), что тема о том, что у нас плохо с деторождением, относится не к ковидным прививкам, она существует вообще! Это давний аргумент в разговорах о вреде прививок (любых). «Все прививки отрицательно влияют на деторождение», — говорят противники прививок. А дальше я не нашла этому ни одного прямого доказательства. Все доказательства сводятся к тому, что уже много поколений делают прививки своим детям, обычные, плановые, и вот сейчас мы видим большие проблемы с деторождаемостью у молодёжи. Но ведь есть много других факторов, которые влияют на снижение рождаемости и на проблемы в этой области здоровья. Есть социальные моменты, нестабильность в обществе, низкие зарплаты. Есть экология, изменения климата. Почему в снижении рождаемости виноваты только прививки-то? Молодое поколение просто вообще никуда не спешит. Они не спешат рожать вообще, они рожают после 30, а там уже общие проблемы по здоровью. То есть прямого вывода, что прививки влияют на деторождение, я не нашла, когда изучала вопрос. И сейчас эту тему просто притянули на ковидные прививки, как одну из пугалок.
Я в своей жизни изучала вопрос прививок довольно плотно три раза. Относительно недавно я снова погрузилась в этот вопрос.
У меня есть близкая родственница, убеждённая антипрививочница, и она давала мне много статей, глубоко научных. Сторонники теории, направленной против прививок, которые имеют научный поход, а не оголтелые критики, не говорят: «Не делайте прививки никогда, это зло». Они говорят: «Думайте!»
Я, например, слышала такое: якобы человек, который получил прививку «Спутник V», становится опасен для окружающих, потому что он источает в окружающую среду коронавирус, привнесённый в неё с прививкой (по аналогии с живой вакциной от полиомиелита). Я говорю: «Вы вообще читали о том, как сделан и как работает «Спутник»? Там нет коронавируса, там есть аденовирус (и не весь, а только часть). Если даже я, привившись, что-то источаю, то я источаю аденовирус, которым мы все болеем ежегодно, многократно». Да и как можно проводить аналогии между вакциной от полиомиелита и «Спутником V»?
От полиомиелита используют два типа вакцины – живую (с ослабленными вирусами) и инактивированную (с убитыми вирусами) вакцины. «Спутник» — векторная вакцина. То есть это три разных типа вакцин. Как можно сравнивать все эти вакцины? Разный принцип создания, разный принцип действия.
Повторюсь, те, кто всерьёз занимаются изучением последствий всеобщей вакцинации (наш стандартный календарь прививок) и пишут научные статьи о воздействии на организм и последствиях тех или иных прививок, не призывают «Не прививайтесь никогда и ничем». Что касается детских прививок, сложно найти более глубокую информацию о прививках, чем ту, которую дают именно антипрививочники. Они глубоко погружаются в тему. И вывод у всех глобально, по сути, один: «Изучайте вопрос и думайте. Делать или не делать, что делать, что нет, когда делать, какие вакцины выбрать. Осуществляйте свой свободный, но ОСОЗНАННЫЙ выбор».
Я это рассказываю для того, чтобы люди глубже копнули сами. Чтобы они поняли, что это несложно.
Я рассказываю людям то, что узнала из разных источников сама, не для того, чтобы они поверили мне или этим источникам, а для того, чтобы дать им толчок к самостоятельному поиску и анализу информации. Я показываю, что есть много серьёзных источников, для изучения которых, однако, совсем не обязательно иметь специальное медицинское образование. И я рассказываю об этих источниках, даю ссылки, записи лекций. Я говорю: «Вот вы несёте в массы много негатива про прививку – и это будет плохо, и это плохо. А вы знаете, как она устроена?» Отвечают: «Ну, я не медик, я ничего в этом не понимаю». И я не медик. Но есть вполне понятные объяснения в интернете в формате «простым языком о сложном», их просто надо найти, они глубже. Интернет — это большая сточная канава, и всё золото, все ключи на дне. А сверху, сами понимаете, что плавает. Так вот, когда человек сверху подгребает, он именно это и найдёт. А если человек хочет найти ключ, который туда кто-то уронил или он сам уронил, то весомые вещи будут на дне лежать и копать в поисках нужно глубже. И когда я рассказываю, что я читала, я это рассказываю для того, чтобы люди глубже копнули сами. Чтобы они поняли, что это несложно. Я не умнее их. С точки зрения медицинских знаний уж точно.
И как, ситуация изменилась, люди в компании стали делать прививки?
Да, мы поставленные задачи выполнили – 60 % привитых. Непривитыми остались те, у кого декретный отпуск, реальный медотвод и т. д.
Какие-то материальные, денежные методы вы использовали для мотивации?
Нет. Материальные методы для мотивации не работают в этом вопросе. Понимаете, у нас пытались премировать за сделанную прививку. Не работает это. Вот пример. У нас есть фабрика в небольшом посёлке городского типа. Работникам фабрики объявили: «Каждому, кто принесёт сертификат о прививке, заплатят две тысячи рублей». Для маленьких городов, для текстильных фабрик две тысячи рублей – это хорошие деньги. «Ааа, вы за это ещё хотите заплатить, тут что-то точно не так», — сказали люди.
Материальные методы для мотивации не работают в этом вопросе.
То есть это не работает. Чем больше мы начинаем уговаривать, премировать, тем больше нам говорят: «Ну, конечно же, у вас приказ провести беседы с сотрудниками. Вы это делаете почему? Вам велено!» Мне говорят мои сотрудники: «Вам велели нас агитировать, у вас задание, вы отрабатываете установку руководства». И это пересилить очень сложно: «Ах, вы нас уговариваете, тут точно что-то не так!» Когда начинаешь уговаривать, народ думает, что-то не то, где-то пытаются нарушить мою свободу. Дают премии – люди думают: «Ага, мою свободу пытаются купить».
Поэтому я просто делюсь собственным опытом, своими мыслями и даю ссылки на информацию, а главное, даю посыл самостоятельно поискать, подумать, проанализировать и сделать самостоятельный вывод. А не пойти и сделать прививку, потому что заставили или заплатили. Это должен быть самостоятельный, осознанный выбор – делать или не делать. Именно осознанный!
А найти информацию можно. Тот, кто хочет, находит. И моя задача, как руководителя, сделать так, чтобы мои сотрудники захотели найти, помочь им в этом.
Вы сами прививку сделали давно?
В марте.
И как перенесли?
Хорошо. Я делала «Спутник V». После первого компонента вакцины у меня была головная боль на следующий день. Температуры не было. После второго компонента, через три недели, вообще никаких побочных симптомов. Только плечо в месте укола болело пару дней. Прививку сделали и мои родители, которым за 70. У них совсем не было температуры. Единственное, у них тоже болело плечо в месте укола. Мой сын привился вместе со мной, сыну 18. А вот у него была температура 38,5 после первого компонента в течение одного дня. И после второго компонента у сына тоже была температура один день, но не такая высокая, как в первый раз.
Где вы проводили вакцинацию, в поликлинике?
Нет, в ГУМе. Мне так было удобнее по времени просто. Я поехала в выходные в ГУМ. Пришла, девушка на ресепшне внесла в компьютер мои паспортные данные, потом я заполнила анкету — такую, как заполняешь в любой клинике при первом посещении. У меня весь процесс занял 15 — 20 минут, я нигде не сидела, не ждала. Как только заполнила анкету, пошла к врачу, врач задал дополнительные вопросы о нюансах состояния моего здоровья, я тоже свои вопросы врачу задала и получила ответы. Мне дали памятку, как себя вести, телефон горячей линии, если будут какие-то вопросы. И всё, дальше я пошла в соседний кабинет и сделала укол.
Чувствуете ли вы себя более защищённой, сделав эту прививку? Психологическая уверенность появилась?
Конечно. Я могу потратить ваше время и объяснить, почему я пошла и сделала прививку. Среди моих знакомых и друзей, близких на уровне второго рукопожатия были переболевшие, тяжело переболевшие, умершие. Было среди моих знакомых много на тот момент и тех, кто уже сделал прививку. И среди них не было ни одного заболевшего с прививкой, я лично не знаю никого. И я лично не знаю ни одного, у кого после прививки были осложнения серьёзнее одного дня температуры.
Я сказала себе, что я вижу серьёзный повод обезопасить себя от этой болезни, и я хочу это сделать.
Дальше, по тому, что происходит вокруг, я понимаю, что этот COVID-19 такая вещь, которой когда-нибудь заболеет каждый. Каждый. И я хочу перенести этот вирус как? Как те, кто висел на волоске между жизнью и смертью, и мы ходили, тряслись за них? Нет! Как те, кто дома болел, но со страшными последствиями? Нет! Это всё я видела среди своих знакомых. И я сказала себе, что я вижу серьёзный повод обезопасить себя от этой болезни, и я хочу это сделать. Благо, что наше государство, учёные, врачи эту возможность мне дают. Да, я понимаю, что гарантий, что я не заболею, нет. Но есть гарантия лёгкого течения заболевания. Есть гарантия существенного снижения опасности, которую несёт в себе этот вирус. И я себе эту гарантию дала.
Через полгода будете делать ревакцинацию?
На основании того, что я вижу и читаю, думаю, что да. Когда полгода пройдёт, может быть, будет какая-то другая информация. У меня было несколько вопросов по ревакцинации. Я нашла ответ в лекции врача. Я понимаю, как это работает и считаю, что ревакцинироваться через полгода нужно. При этом я понимаю, что всю жизнь делать каждые полгода прививку я бы не хотела. Может быть, выработаем коллективный иммунитет, не будет необходимости делать это каждые полгода. В любом случае буду мониторить ситуацию, искать информацию, анализировать и принимать решения.
Елена Владимировна, что бы вы хотели сказать тем, кто раздумывает, делать или не делать прививку?
Ровно то, что я уже неоднократно сказала в течение нашей беседы. Внимательно подумать, изучить вопрос, изучить опыт друзей близкого круга. Я доверяю врачам. Мы же доверяем врачам: когда что-то болит, мы идём к врачу. Когда люди заболевают коронавирусом, они вызывают скорую помощь, ложатся в больницу. Почему же мы не доверяем тем же врачам, когда они говорят нам, что стоит сделать прививку, и объясняют почему. Надо просто поискать эти объяснения, серьёзные аргументы за или против и решить для себя, делать или не делать и почему.
Кстати, ещё один миф — вакцина от коронавируса не достаточно исследована. Всё давно исследовано, векторные вакцины существуют больше 20 лет. Надо искать инофрмацию. Когда мы просто сидим и боимся, мы поступаем безответственно, прежде всего по отношению к самим себе, и мы не решаем проблему. Я исключительно за разумный взрослый подход.
Спасибо за интервью! Здоровья вам и вашим близким!
Интервью вела Елена Смолина