Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Основные направления реформы рынка юридических услуг

28.05.1884

В октябре 2017 года на сайте Минюста РФ была опубликована разработанная данным органом концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Основная цель предлагаемой реформы – повысить качество оказываемых услуг. При этом важно отметить, что реализация данной концепции фактически уже началась.

В октябре 2017 года на сайте Минюста РФ была опубликована разработанная данным органом концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Основная цель предлагаемой реформы – повысить качество оказываемых услуг. При этом важно отметить, что реализация данной концепции фактически уже началась. В частности, Верховным Судом РФ был подготовлен ряд законопроектов, предполагающих внесение изменений в основные процессуальные кодексы. Предлагаемые изменения носят существенный характер, соответственно, для того, чтобы быть готовыми к нововведениям, важно в них заранее разобраться. В данной статье мы рассмотрим основные направления, в которых, скорее всего, будет реализовываться реформа рынка юридических услуг.

Адвокатская монополия

Первое и наиболее заметное из них касается возможности введения так называемой адвокатской монополии при рассмотрении дел в судах. То есть предлагается дать право на возмездной основе оказывать юридические услуги только тем юристам, которые приобрели статус адвокатов.

Основная причина, по которой предлагается введение данной нормы, заключается в том, что ведение дел в судах требует особого уровня квалификации юристов. Кроме того, законодательство об адвокатской деятельности в настоящее время достаточно структурировано, именно поэтому оно может быть использовано для того, чтобы на его основе выработать необходимые стандарты оказания правовых услуг.

Вместе с тем сам Минфин РФ признался, что не сразу пришёл к мысли, что объединение юридического сообщества должно осуществляться на основе адвокатуры. Выбор стоял между ней и саморегулируемыми организациями.

Но почему всё-таки идея создания саморегулируемых организаций юристов, скорее всего, не получит своей реализации? Ведь Минфин РФ в тексте концепции фактически называет её бесперспективной.

Потому что саморегулируемые организации не очень хорошо зарекомендовали себя на практике. Не секрет, что они недостаточно эффективно выполняют свои функции, например, по выработке отраслевых стандартов деятельности, а также осуществлению контроля за деятельностью своих членов.

Кроме того, при формировании данных саморегулируемых организаций могут возникнуть и другие значительные негативные последствия. А именно:

  • создание двойных профессиональных и этических стандартов однородной по своему содержанию деятельности по предоставлению юридических услуг;
  • потенциальная возможность введения в заблуждение потребителей относительно различных регулярных режимов субъектов предоставления юридических услуг (адвокатов и неадвокатов) и другие.

Соответственно, если рассматриваемая реформа будет реализована, то основой её реализации будет именно адвокатура.

Важно обратить внимание на то, что попытка введения адвокатской монополии уже однажды предпринималась в нашей истории. В частности, в Арбитражном процессуальном кодексе существовала часть 5 статьи 59. В ней говорилось, что представителями организаций могут выступать в арбитражном суде руководители этих юридических лиц, а также лица, состоящие в штате таких организаций, и адвокаты.

Аналогично решался вопрос и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления. Их представителями могли быть только лица, состоящие в штате этих органов и организаций, либо адвокаты.

Таким образом, идея введения адвокатской монополии ненова, и однажды она уже даже была реализована на законодательном уровне.

Однако сейчас таких правил нет, и по определённым причинам от данных норм было решено отойти. Что именно произошло?

Дело в том, что в 2004 году Конституционный Суд РФ признал рассматриваемые положения Арбитражного процессуального кодекса не соответствующими Конституции. Речь идёт о Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан».

Позиция Конституционного Суда была такова, что если само государство не может обеспечить необходимый уровень квалифицированной юридической помощи, то требовать от организаций, чтобы они обращались только к адвокатам или держали у себя штатных юристов, нельзя.

Но отсутствие жёстко установленных требований при оказании юридических услуг не было в тот момент единственной проблемой, связанной с реализацией адвокатской монополии.

Для самих юристов такая ситуация была неудобна. Не все из них готовы были становиться адвокатами, ведь эта деятельность предполагает некоторые ограничения. Например, они связаны с невозможностью работать по найму, использовать упрощённый режим налогообложения и т. д. Кроме того, у адвокатов есть риск привлечения в качестве защитника в уголовном процессе, естественно, по фиксированным ставкам. Конечно, правила статьи 59 АПК РФ пытались обойти разными способами. Например, заключать на время трудовые договоры с юристами. А это приводило к новым спорным ситуациям.

И вот мы снова подошли к идее введения адвокатской монополии. Правда, на этот раз всё-таки некоторые сложности, с которыми столкнулись в прошлый раз, Минфин РФ учёл. Возможно, это поможет реализовать её более эффективно и сделать адвокатуру более привлекательной. В частности, предлагаемые нововведения касаются организационных форм деятельности адвокатов, вопросов налогообложения, возможности адвокату работать по найму, ограничений деятельности иностранных юристов и некоторых других.

Организационно-правовые формы деятельности адвокатов

В настоящее время согласно положениям статьи 20 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Выбрать, в какой именно форме осуществлять деятельность, адвокат может самостоятельно, при этом он должен обязательно уведомить о своём выборе совет адвокатской палаты. Несложно заметить, что в данном перечне отсутствуют основные виды коммерческих организаций, такие как общества с ограниченной ответственностью и товарищества.

Реализация концепции предполагает расширить перечень организационно-правовых форм адвокатских образований. Как результат, должны будут возникнуть коммерческие формы адвокатской деятельности. В частности, предполагается, что адвокатскую деятельность также смогут осуществлять общества с ограниченной ответственностью, непубличные акционерные общества, полные товарищества и производственные кооперативы.

При этом для таких организаций будет установлен специальный статус. Для этого в Закон об адвокатуре нужно будет внести изменения, касающиеся, например, таких вопросов, как использование наименования, состав учредителей юридического лица, предмет его деятельности и т. д.

Такое нововведение необходимо для того, чтобы, во-первых, адвокат по-прежнему мог осуществлять публичные функции своей деятельности (защиты прав и интересов граждан и организаций), а во-вторых, мог вести деятельность с использованием тех организационных форм, которые отражают запросы его клиентов.

При этом Минфин РФ обращает внимание на то, что таким образом обновлённая адвокатура должна стать более привлекательной для самых разных участников рынка оказания юридических услуг и позволит решить сразу несколько задач. В частности, это позволит надлежащим образом оформлять договорённости, касающиеся распределения финансовых результатов при совместной деятельности адвокатов.

В настоящее время распределение гонораров в адвокатских образованиях, как правило, происходит соразмерно тому, какой вклад каждый из адвокатов внёс по тому или иному делу. Но сейчас есть сложности с оформлением такого распределения, поскольку нередко оно происходит с нарушением правового режима, который устанавливается для некоммерческих организаций. То есть в этом случае изменения помогут закрепить на законодательном уровне тот порядок, который уже существует. Кроме того, если изменения будут реализованы, то у адвоката появится возможность работать ещё и по трудовому договору, в том числе и у другого адвоката. При этом сказано, что реализация данного положения концепции должна обеспечивать соблюдение гарантий независимости и самостоятельности.

Сейчас в Законе об адвокатуре содержится правило, согласно которому адвокат, который рассматривается как независимый профессиональный советник по правовым вопросам, не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника. Исключение составляет только научная, преподавательская и иная творческая деятельность.

Вопросы налогообложения

Минюст РФ предполагает совместно с Министерством финансов рассмотреть вопросы, касающиеся различных вариантов оптимизации налоговой нагрузки для адвокатских образований и отдельных адвокатов. Сейчас согласно положениям главы 21 Налогового кодекса РФ услуги адвокатов НДС не облагаются. Это связано с тем, что они не являются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Однако, как мы уже выяснили, в концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи предполагается возможность для адвокатского образования оказывать услуги от своего имени. В этом случае если никакие изменения в законодательстве не произойдут и новые правила не будут внесены в Налоговый кодекс, то такие услуги будут облагаться НДС. Именно поэтому предлагается рассмотреть вопрос о том, чтобы вообще освободить адвокатские образования от налогообложения НДС. Причём такое может быть не только в отношении услуг, оказываемых физическими лицами, но и предоставляться по всему объёму услуг.

Кроме того, предлагается внести в Налоговый кодекс изменения, касающиеся налога на прибыль. Налоговый кодекс РФ будет дополнен нормой, которая бы предусматривала в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, распределение адвокатским образованием вознаграждения между адвокатами согласно заключённому между ними соглашению, а также выплату вознаграждения адвокатам, которые работают по трудовым договорам и не являются партнёрами (участниками) такого адвокатского образования.

Ещё предлагается дополнить перечень расходов, которые учитываются в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли, расходами, которые обусловлены спецификой деятельности адвокатских образований. Например, это могут быть расходы на уплату обязательных взносов в адвокатские палаты.

Иностранные лица

Одним из итогов обновления адвокатуры может стать в значительной степени вытеснение с рынка юридических услуг иностранных лиц.

Предполагается, что оказание юридической помощи иностранными адвокатами, а также юристами иностранных государств будет возможно только при соблюдении определённых условий:

  • они должны регистрироваться в специальном реестре, который будет вести федеральный орган юстиции;
  • консультации они могут давать только по вопросам, касающимся права конкретного иностранного государства;
  • должен быть соблюдён принцип взаимности, то есть иностранное государство, в котором это лицо является юристом, должно предоставлять российским адвокатам статус, позволяющий им оказывать юридическую помощь на территории данной страны.

Однако всё это не означает, что иностранные лица вообще не смогут получить статус адвоката на территории России. У них будет такая возможность, но только при соблюдении определённых требований:

  • если они имеют высшее юридическое образование, которое было получено в Российской Федерации или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве, но только если оно признано в России;
  • если соблюдены принципы взаимности, то есть в этом иностранном государстве российский гражданин также может получить статус адвоката или аналогичный статус.

Этапы реформы

Реформа рынка профессиональной юридической помощи не является одномоментным мероприятием, соответственно, она должна будет реализовываться в несколько этапов. В частности, Минфин РФ выделяет три таких этапа.

2018 год. На данном этапе планируется разработать ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные направления реформы. А именно создание условий для выбора адвокатами организационно-правовых форм коммерческих организаций для ведения их деятельности, обеспечение работы адвокатов по трудовому договору и другие.

2019 год. В рамках этого этапа планируется создать нормативные акты, которые смогли бы обеспечить временный упрощённый порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру. Приём в адвокатуру будет происходить путём тестирования. Кроме того, на этом этапе предполагается подвести итоги о реализации первого этапа реформы для оценки готовности перехода к третьему, заключительному.

2020–2022 годы. В этот период реформы предполагается сам процесс перехода в обновлённую адвокатуру всех юристов. Планируется принимать в адвокатуру лиц (в том числе в упрощённом порядке), которые оказывают юридическую помощь. Данный процесс будет проходить на основании правил, которые были разработаны на втором этапе.

К 2022 году реализация концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи должна быть уже закончена.

Таким образом, мы рассмотрели основные направления реформы рынка юридических услуг. Основная цель данной реформы – это улучшение качества оказываемых услуг. При этом её реализация будет проходить в нескольких направлениях. Соответственно, для того чтобы быть готовыми к данным изменениям, важно заранее в них разобраться.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить