Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Комиссия по легализации налоговой базы меняет задачи и цели

17.11.1775

В налоговых органах работает комиссия по легализации налоговой базы. Однако время не стоит на месте, и у налоговых органов изменились цели, задачи, а также критерии отбора налогоплательщиков, которые могут попасть под прицел налоговых органов. Какие новшества внесены в работу комиссии легализации налоговой базы, узнаете из нашей статьи.

В налоговых органах работает комиссия по легализации налоговой базы. Однако время не стоит на месте, и у налоговых органов изменились цели, задачи, а также критерии отбора налогоплательщиков, которые могут попасть под прицел налоговых органов.

Какие новшества внесены в работу комиссии легализации налоговой базы, узнаете из нашей статьи.

Цель, предмет, участники комиссии

Как уже всем известно, с 1 янавря 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговым органам. Ужесточилась ответственность к налогоплательщикам за неуплату страховых взносов. Теперь введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в крупном или особо крупном размере для всех категорий страхователей. Как следствие, внесены изменения в цели и задачи комиссии по легализации налоговой базы, да и сама она называется «Комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам».

Основной целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов путём побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых выявлено либо имеются достаточно оснований полагать, что они:

  • неполно отражают в учёте хозяйственные операции;
  • несвоевременно (неполно) перечисляют НДФЛ в бюджет;
  • несвоевременно (неполно) перечисляют страховые взносы;
  • фальсифицируют налоговую и бухгалтерскую отчётность;
  • либо без видимых причин представляют уточнённые налоговые декларации, а также уточняют страховые взносы.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее ‒ плательщики) НДФЛ и страховых взносов.

В письме ФНС России определена последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчётности недостоверных сведений;
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

Комиссии организуется в рамках:

а) межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления;

б) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ.

В состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители других органов исполнительной власти при возникновении такой необходимости. Например, представители Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

При наличии достаточных оснований для вызова плательщика налогов и сборов на комиссию налоговики письменно уведомляют должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Обратите внимание! В ходе работы комиссия должна соблюдать нормы, предусмотренные ст. 102 НК РФ, а также Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Этапы работы комиссии по легализации

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

  • отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;
  • проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
  • направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчётности и внесения изменений в налоговую отчётность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям;
  • подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
  • рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;
  • мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  • подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Критерии отбора налогоплательщиков, приглашаемых на комиссию

Итак, мы подошли к самому интересному: по каким критериям ведётся отбор налогоплательщиков, которые приглашаются на заседание комиссий.

Отбор плательщиков начинается с анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков с учётом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, а также в случаях, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др. и формирования списков плательщиков, которые будут приглашаться на комиссию.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому ИП;

Для этой категории плательщиков налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 листа В декл. 3-НДФЛ).

  • налогоплательщики - налоговые агенты по НДФЛ. Речь идёт о налоговых агентах, которые имеют задолженность по перечислению НДФЛ и которые снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего отчётного (налогового) периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путём сопоставления за отчётный период показателей, отражённых в расчётах по форме 6-НДФЛ с данными расчётов по страховым взносам за аналогичный отчётный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчётов 6-НДФЛ, сравниваются с поступлениями НДФЛ, отражёнными в карточках «Расчёты с бюджетом» за конкретный отчётный период. Также по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчётного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учётом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчётах по форме 6-НДФЛ и расчётах по страховым взносам.

Налогоплательщики ‒ налоговые агенты, которые имеют обособленные подразделения, состоящие на учёте в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор производят с учётом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчёты с бюджетом», в целом по налоговому агенту.

Так, в данный список попадут налогоплательщики ‒ налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор таких налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчётах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчётный (налоговый) период. Расчёт производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

И еще одна категория налогоплательщиков также подлежит приглашению на комиссию. Это ИП.

В поле зрения налоговых органов попадут ИП:

  • заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода;

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95%.

  • применяющие общую систему налогообложения, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (стр. 010 - 050 разд. 3, сумма стр. 020 разд. 4 и графа 2 разд. 7).

Без внимания налоговики не оставили и налогоплательщиков ‒ физических лиц. Те из них, которые не задекларируют полученные доходы, будут также приглашены на комиссию.

Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное) с учётом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями статьи 217.1 НК РФ. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

Плательщики страховых взносов также окажутся в числе приглашенных

На комиссию имеют основания быть приглашены следующие плательщики страховых взносов (далее ‒ СВ):

1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчеётного (расчётного) периода при постоянном количестве работников;

Отбор плательщиков СВ осуществляется путём сопоставления исчисленных и уплаченных сумм СВ за отчётный (расчётный) период, отражённых в расчётах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017 г., с поступлениями СВ, отражёнными в карточках «Расчёты с бюджетом» (КРСБ).

При отборе анализируется динамика с учётом информации, имеющейся в налоговом органе (расчёты по страховым взносам за соответствующий отчётный (расчётный) период, представленные в налоговые органы, за периоды начиная с 01.01.2017 г.), расчёты по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчётный (расчётный) период, сведения о среднесписочной численности.

При отборе плательщиков взносов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учёте в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, берутся во внимание сведения, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчёты с бюджетом» в целом по данному плательщику.

3) снизившие численность работников в течение отчётного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчётным периодом;

Отбор плательщиков осуществляется при условии, что количество работников, с выплат которым начислены страховые взносы, значительно отличается в сторону уменьшения по сравнению с аналогичным отчётным (расчётным) периодом предыдущего года.

При отборе анализируется динамика с учётом информации, имеющейся в налоговом органе (расчёты по страховым взносам, расчёты по форме 6-НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ), о среднесписочной численности.

4) плательщики, исчислявшие в предыдущих отчётных периодах страховые взносы по дополнительным тарифам 9% либо 6%, при этом в текущем отчётном периоде применившие иные ставки тарифов;

5) ещё одна категория плательщиков СВ, которые могут попасть в поле зрения налоговиков, это плательщики, использующие труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также плательщики, относящиеся к организациям угольной промышленности, снизившие суммы исчисленных страховых взносов по тарифам на дополнительное социальное обеспечение членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников угольной промышленности.

Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные налогоплательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, однако назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности, а также налогоплательщики, заявляющие возмещение НДС.

На наш взгляд, мы перечислили наиболее значимые критерии отбора налогоплательщиков. В письме ФНС России перечислены ещё критерии отбора, по которым налогоплательщика могут пригласить на заседание комиссии по легализации налоговой базы.

Информирование налогоплательщика о заседании комиссии

Если налоговым органом принято решение о том, что налогоплательщика следует пригласить на заседание комиссии, то ему направляется информационное письмо по рекомендованной форме с целью побуждения к самостоятельному анализу результатов своей коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам.

В указанном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика, и предлагается налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке статьи 81 НК РФ, то есть подать уточнённую налоговую декларацию.

Информационное письмо должно направляться заблаговременно. Рекомендуется не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии. При этом срок для принятия решения о предоставлении уточнённых налоговых деклараций (расчётов по форме 6-НДФЛ, расчётов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении установленного срока в случае непредставления уточнённых налоговых деклараций (расчётов по форме 6-НДФЛ, расчётов по страховым взносам), непогашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Последствия неявки на заседания комиссии

В случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика СВ на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если налогоплательщик, налоговый агент, плательщик СВ не явился на заседание комиссии без уважительной причины и данные отчётности, которые не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, большая вероятность того, что налоговым органом будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении такого налогоплательщика.

Более того, в случае неявки надлежащим образом уведомлённых, налогоплательщиков, налоговый агент, плательщик СВ на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьёй 19.4 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом первым вышеуказанной статьи неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц ‒ от 2 000 до 4 000 рублей.

Чтобы не стать кандидатом для приглашения на комиссию по легализации налоговой базы и базы страховых взносов, рекомендуем тщательно изучить критерии отбора и самостоятельно анализировать результаты своей коммерческой деятельности.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить