Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Оферта и публичная оферта: отличия, правила, применение в договорах и на сайтах

сейчас13

Проверьте, улавливаете ли вы тонкий момент, когда реклама превращается в оферту. Если в этом не разобраться и предложение по факту будет публичной офертой, любой желающий сможет потребовать заключения договора. О частной оферте тоже рассказала. Узнайте, как правильно писать ответ, чтобы он сам не являлся офертой.

Что такое оферта

Представьте, что вам необходимо что-то продать или предложить свои услуги. Чтобы ваше предложение могло привести к заключению договора, оно должно отвечать определенным требованиям. Именно такое предложение и называется офертой, а тот, кто ее направляет, — оферентом.

Покажу, что это за требования.

  1. Оферта направляется четко определенному кругу лиц или конкретному лицу.
  2. Оферта сформулирована ясно и недвусмысленно, ее можно однозначно понять.
  3. Оферта обязательно должна включать все существенные условия будущего договора. Если вы предлагаете продать товар, то должны указать, какой именно товар, его цену и, возможно, другие важные детали, без которых не получится заключить договор (ст. 435 ГК РФ).
  4. Из текста оферты видно, что оферент хочет заключить договор.

Важно

Оферта — не договор, это приглашение к заключению сделки. До ее принятия клиент или покупатель спокойно может передумать и отказаться. Если покупатель принимает оферту, она превращается в договор.

Что такое публичная оферта и чем отличается от обычной

Чтобы предложение стало публичной офертой, оно должно быть адресовано всем без исключения. То есть предложение направляют не конкретному лицу, а неограниченному числу потенциальных клиентов. Из текста видно, что оферент хочет заключить сделку на предложенных условиях с любым желающим.

Важно

Любой, кто отвечает условиям публичной оферты, может настаивать на заключении договора.

В качестве примеров публичной оферты можно привести публикацию информации о предлагаемых товарах на интернет-ресурсе (например, в интернет-магазине, когда дается характеристика товаров, указаны цены, способы оплаты, доставки и возврата); указание стоимости товаров в торговом зале.

Как применять оферту в договорах

Оферту составляют в произвольной форме, но нужно прописать существенные условия договора. Обязательно укажите:

  • кто делает предложение;
  • реквизиты вашей компании или ИП;
  • информацию о товаре или услуге.

Как правило, указывают срок, в течение которого оферта считается действительной. Если оферту направляют конкретному лицу, можно приложить подписанные экземпляры договора.

Оферта превращается в договор в момент ее акцепта, то есть действия, которое совершает покупатель. Следовательно, оферта + акцепт = договор (ст. 438 ГК РФ).

Пример оферты

Допустим, некая фирма направляет письмо в адрес предприятия. В письме предлагает провести семинар на определенную тематику, указывает сроки оказания услуг, их стоимость, срок действия предложения. К оферте прилагает два подписанных экземпляра договора, чтобы адресат мог ознакомиться со всеми условиями, которые предлагает фирма.

Такое письмо — это полноценная оферта. В нем четко указаны существенные условия.

Составляем оферту

В КонсультантПлюс есть пример оферты, посмотрите, как она выглядит. Там же скачивайте удобную форму оферты. А если нет доступа, берите бесплатно пробный от Что делать Консалт.

Если предприятие ответит согласием в срок, договор будет считаться заключенным. Акцепт должен быть полным и безоговорочным, в противном случае он сам станет офертой. Например, можно направить контрагенту подписанный проект договора или письмо об акцепте. В письме можно указать: «предприятие подтверждает свое согласие на заключение договора (или — «нами акцептована Ваша оферта»), договор подписан с нашей стороны».

Акцептовать оферту можно не только ответным документом, но и действиями, например оплатить выставленный счет (п. 1 ст. 435, п. 1 ст. 438, ст. 443 ГК РФ).

Важно

Если адресат оферты не согласен с предложенными условиями, он может просто не отвечать на предложение. Молчание не является акцептом.

Если вы хотите только уточнить какую-то информацию у оферента, например, можно ли получить скидку, укажите в ответном письме, что оно не является новой офертой. Тогда ваше письмо не будет акцептом. А вы сможете акцептовать оферту, которая пришла первой, и заключить договор на первоначальных условиях.

Как применять оферту на сайте

На сайте размещают публичную оферту. В ней также должны быть все существенные условия, а воля продавца заключить договор с любым, кто отзовется, должна быть явно выраженной. Утвержденной формы для публичной оферты нет (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Публичную оферту можно опубликовать на сайте продавца или исполнителя. Где именно на сайте нужно размещать оферту, строгих правил нет. Главное, чтобы к ней был свободный доступ без всяких ограничений. Все цены, условия оплаты — всё это должно быть на виду. Образец публичной оферты тоже смотрите в КонсультантПлюс.

Верховный Суд подтвердил, что если все эти условия соблюдаются, предложение на сайте будет публичной офертой (Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденный Президиумом ВС РФ 18.10.2023).

Что еще важно. Отличайте публичную оферту от публичного договора. А еще оферту можно отозвать, но не всегда. Подробности в КонсультантПлюс.

Узнавайте о новых материалах в Телеграм-боте

Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов

Старший юрист-консультант компании Что делать Консалт. Опыт работы более 13 лет в области гражданского законодательства, опыт судебного сопровождения споров

  • 1.2K просмотров
  • 0 подписчиков
  • 5 материалов