Главное за неделю в рассылке
«Что делать Бухгалтеру»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
В связи с ситуацией в экономике нашей страны всё чаще звучат вопросы об установлении цены в договоре
В связи с ситуацией в экономике нашей страны всё чаще звучат вопросы об установлении цены в договоре. Эксперт «Что делать Консалт» в своей статье даёт подробные разъяснения.
Законодательное понятие «ориентировочная цена договора» отсутствует.
Толковый словарь русского языка (ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) значение слова «ориентировочный» даёт как «предварительный, приблизительный». Согласно ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) (ред. от 22.04.2020) {КонсультантПлюс} договорной ценой является цена товаров, работ или услуг, согласованная сторонами в договорах купли-продажи, подряда или возмездного оказания услуг.
Диспозиция ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) {КонсультантПлюс} говорит о том, что цена работы может быть приблизительной или твёрдой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твёрдой.
Если стороны не могут заранее утвердить цену договора, она может быть приблизительной или ориентировочной (ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) {КонсультантПлюс}). Суды толкуют ориентировочную цену как твёрдую, но которую можно изменить соглашением сторон (Решение АС Тюменской области по делу № А70-1109/2010).
В СПС КонсультантПлюс есть путеводители по любым видам договоров, а также полная база сопутствующих документов.
Если итоговая стоимость работ существенно превысит согласованную ориентировочную, подрядчик обязан предупредить об этом заказчика. Если подрядчик не сделает этого заблаговременно (до выполнения работ и подписания актов сдачи-приёмки), он утрачивает право на получение оплаты сверх определённой сторонами (Определение ВАС РФ от 18.08.2008 № 10408/08 по делу № А40-33570/07-26-260 «В передаче дела по иску о взыскании задолженности по договору подряда для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в иске, обоснованно исходил из отсутствия предварительного согласования истцом с ответчиком необходимости превышения объёмов выполняемых работ и увеличения цены договора, установленных договором между ними» {КонсультантПлюс}). Однако если заказчик всё же подпишет акты сдачи-приёмки работ, то он обязан будет оплатить их по такой стоимости.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Рекомендуем выбирать формулировки для определения вида цены договора, опираясь на следующую правоприменительную практику: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.04.2011 по делу № А70-1109/2010 «Неисполнение генподрядчиком обязанности по возмещению разницы между сметной и фактической стоимостью материалов, подтверждённой заключением экспертов, является задолженностью за выполненные строительно-монтажные работы, подлежащей взысканию» {КонсультантПлюс} и избегать таких условий как «…цена работ, выполняемых подрядчиком/исполнителем, определена ориентировочно и составляет на момент заключения договора хххх рублей».
В данном случае условие договора об ориентировочной цене подразумевает возможность её изменения соглашением сторон, а не приблизительность стоимости подлежащих выполнению работ по смыслу ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) {КонсультантПлюс}. Избежать ошибок при составлении договора поможет справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Корректировка ориентировочной цены происходит в порядке, установленном договором, и зависит от условий, согласованных сторонами (например, внесение изменений в техническое задание, выполнение части работ из материалов подрядчика, а части — из материалов заказчика, необходимость выполнения дополнительных работ и т. п.) (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 08АП-9051/2016 по делу № А70-1644/2016 Требование: О взыскании основного долга по договору подряда. Решение: Требование удовлетворено в части {КонсультантПлюс}, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 № 13АП-30371/2015, 13АП-30374/2015 по делу № А56-15864/2015 «Взаимные требования сторон договора субподряда правомерно удовлетворены в части, поскольку взыскание с генподрядчика заявленной неустойки за нарушение сроков оплаты работ, рассчитанной исходя из ставки, в 43 раза превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, явно не соответствует последствиям нарушения обязательства, к тому же субподрядчик обязан оплатить генподрядчику пользование опалубкой и убытки, вызванные её повреждением и утратой, а также оплатить давальческое сырье» {КонсультантПлюс}, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2015 № Ф07-10359/2014 по делу № А56-9083/2014 {КонсультантПлюс}).
Таким образом, стороны гражданского договора в силу свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) {КонсультантПлюс}) могут устанавливать ориентировочные расценки с обязательным указанием порядка формирования итоговой цены.
Возможность использования ориентировочных цен имеется также при проведении сверки расчётов между контрагентами (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2017 № Ф05-20740/2016 по делу № А41-8551/2016 {КонсультантПлюс}).
Ориентировочная цена договора в рамках обеспечения закупок для государственных нужд может устанавливаться согласно ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» {КонсультантПлюс} только в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 (ред. от 29.12.2021) «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» {КонсультантПлюс}.
Типовые ситуации в СПС КонсультантПлюс позволят бухгалтеру быстро решать вопросы, с которыми он сталкивается ежедневно.
Условие договора об ориентировочной цене можно указать для закупки по:
Установление ориентировочной цены в гособоронзаказе, заключенном с единственным поставщиком, также допустимо на основании ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О государственном оборонном заказе» {КонсультантПлюс} и п. 41 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 23.08.2021) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу) {КонсультантПлюс}.
Энциклопедия спорных ситуаций СПС КонсультантПлюс позволит увидеть разные точки зрения по одному и тому же вопросу: что думает Минфин, налоговая, суды.
Указанное постановление допускает устанавливать приблизительную цену в случаях, когда невозможно на основании исходных данных зафиксировать её в твёрдом выражении.
Согласно подп. «д» п. 5 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 23.08.2021) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу) {КонсультантПлюс} уточнение ориентировочной цены путём перевода её в фиксированную цену является одним из видов государственного регулирования цен. Согласно п. 44 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 23.08.2021) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу) {КонсультантПлюс} условия перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены.
Порядок перевода ориентировочной цены в фиксированную определён разделом 3 Положения о государственном регулировании цен:
«В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию» (п. 46 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 23.08.2021) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу) {КонсультантПлюс}).
Из вышеприведенных норм следует, что в процессе перевода ориентировочной цены в фиксированную цена может быть уменьшена, окончательное установление фиксированной цены осуществляется государственным заказчиком — федеральным органом власти, обладающим компетенцией, действовать от лица Российской Федерации. Перечень обосновывающих документов определён в п. 37 Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (ред. от 23.08.2021) «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу) {КонсультантПлюс}.
Конструктор договоров: составление идеального трудового договора с юридически корректными формулировками и с учётом действующего законодательства.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности