Главное за неделю в рассылке
«Что делать Юристу»
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
В нашей стране законодательство предусматривает передачу имущества на праве оперативного управления. Право оперативного управления обычно применяют в отношении государственного или муниципального имущества
В нашей стране законодательство предусматривает передачу имущества на праве оперативного управления. Право оперативного управления обычно применяют в отношении государственного или муниципального имущества. Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает обо всех особенностях этой процедуры.
Бюджетное учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Это право возникает в отношении имущества, закреплённого за учреждением собственником или приобретённого им по иным основаниям. Оперативное управление — это вещное право, при котором учреждение владеет и распоряжается имуществом в пределах, установленных собственником, в соответствии с уставными целями и назначением самого имущества. Исторически данный вид права возник в советский период, когда преобладала в основном государственная собственность. Также при таком виде управления имущество может быть изъято собственником и использовано по своему усмотрению. Учреждение может отказаться от права оперативного управления относительно некоторого имущества. Главное понимать, что обладателем любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель – публично-правовое образование (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» {КонсультантПлюс}, ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) {КонсультантПлюс}).
В СПС КонсультантПлюс есть Путеводители по любым видам договоров, а также полная база сопутствующих документов.
Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.
Примерные условия, которые могут содержаться в решении:
Для движимого имущества это может быть:
Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.
На основании ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) {КонсультантПлюс} в обязательном порядке должен быть также составлен акт передачи. Этот документ подводит итог всей процедуры, и с его подписания имущество можно считать приобретённым учреждением (кроме недвижимости – она переходит в собственность с момента государственной регистрации). Опять же форма его законодательно не разработана, и акт может быть издан самостоятельно с учётом следующего: необходимо детально прописать имущество для его однозначной идентификации, указать, что имущество передаётся в исправном состоянии, в пригодном для использования виде. Акт является двухсторонним документом, поэтому подлежит подписанию и учредителем, и бюджетным учреждением в лице своих представителей.
По итогу передачи имущества может заключаться договор. Заключить его необходимо в том случае, если данное действие закреплено на нормативном уровне у учредителя. Некоторыми субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями утверждены типовые формы договоров.
Следует учесть, что на праве оперативного управления нельзя передать земельный участок, так как такой вид права при владении землёй не предусмотрен гражданским законодательством. В таких случаях оформляют право постоянного бессрочного пользования землей либо аренду.
При передаче недвижимости требуется регистрация права оперативного управления.
Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» {КонсультантПлюс}).
Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.
Следовательно, передать недвижимый актив можно только в случае, если он зарегистрирован в установленном порядке. Если этого не сделано, передача недействительна. Для регистрации недвижимости потребуются (ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» {КонсультантПлюс}, ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» {КонсультантПлюс}):
Для регистрации самого права оперативного управления нужно собрать и подать в орган регистрации следующий пакет документов (гл. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» {КонсультантПлюс}, ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» {КонсультантПлюс}):
Документы (до 1 января 2023 года) можно подать на бумажном или электронном носителе, непосредственно обратившись в орган регистрации или направив по почте (ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» {КонсультантПлюс}).
Срок регистрации — 7 рабочих дней с даты передачи документов непосредственно в орган регистрации и 9 рабочих дней с даты приёма в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной регистрации недвижимости» {КонсультантПлюс}).
Государственная пошлина за осуществление указанных действий не взимается (ст. 333.35, Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) {КонсультантПлюс}).
Стоит отметить, что относительно федерального имущества, которое закрепляется за федеральными бюджетными учреждениями, есть интересное правило, которое заключается в том, что взаимодействие между органами относительно согласования решений, связанных с распоряжением имуществом, должно быть осуществлено только в электронной форме через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в интернете (далее — МВ-портал) посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, включая обращения федеральных органов исполнительной власти. Рассмотрение обращений по указанным вопросам, поступивших посредством бумажного документооборота, не осуществляется, за исключением обращений, имеющих ограничения в связи с возможностью разглашения служебной и государственной тайны, направление которых осуществляется в бумажном виде с указанием вида ограничения (<Письмо> Росимущества от 31.01.2020 № ВЯ-08/2882 «О порядке распоряжения федеральным имуществом» {КонсультантПлюс}).
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
Имущество может также приобретаться учреждением самостоятельно путём совершения сделок, получения доходов от использования собственности. Так как учреждение — стандартный участник гражданско-правовых отношений, его правоспособность приобретать права не может быть ограничена учредителем. Таким образом, учреждение вправе быть стороной в сделке по приобретению недвижимости и получать решение от учредителя не нужно для закрепления такой недвижимости на балансе (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2005 по делу № А56-24511/2001 «Отказывая в иске о государственной регистрации права государственной собственности РФ и права оперативного управления государственного учреждения на объект нежилого фонда, приобретённый ГУ по договору купли-продажи, суд неправомерно сослался на то, что договор не содержит сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю, поскольку из предшествовавших заключению договора и последующих действий сторон не следует наличие неясности относительно того, какой объект отчуждается» {КонсультантПлюс}). На основании норм Бюджетного кодекса (ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) {КонсультантПлюс}) такое имущество содержится за счёт собственных средств учреждения, в расчёте государственной субсидии такие активы не учитываются. Использовать любое имущество учреждение может только в соответствии с целями своей деятельности (ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) {КонсультантПлюс}).
Таким образом, использование учреждением своего имущества независимо от источника его появления будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя.
Вопрос
Может ли бюджетное учреждение получить от своего учредителя — субъекта РФ имущество? Как это оформить и зарегистрировать?
Ответ
Может, имущество передаётся на праве оперативного управления. Учредитель — субъект РФ вправе передать учреждению любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое. Для передачи издаётся решение о передаче имущества, подписывается акт приёма-передачи, в случае передачи недвижимости регистрируется право оперативного управления.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
Бот сообщит, что вышла статья или видео по вашим интересам, а любимый автор выпустил материал. Еще он умеет ставить важные темы на контроль и приглашает на розыгрыши призов
Новости профессионального комьюнити и лучшие материалы
Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности