Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Учёт расходов при оплате бонусами «Спасибо» на маркетплейсе Беру.ру

11.01.21367

Активное развитие интернет-торговли привело к тому, что организации всё чаще участвуют в бонусной программе оплаты своей продукции бонусами от Сбербанка. В статье рассмотрим особенности учёта расходов при оплате на Беру.ру бонусами «Спасибо» для покупателей — физических лиц и продавцов.

Активное развитие интернет-торговли привело к тому, что организации всё чаще участвуют в бонусной программе оплаты своей продукции бонусами от Сбербанка. В статье рассмотрим особенности учёта расходов при оплате на Беру.ру бонусами «Спасибо» для покупателей — физических лиц и продавцов.

Облагается ли НДФЛ скидка по бонусам «Спасибо» от Сбербанка?

При покупке на онлайн-платформе Беру.ру для покупателя — физического лица предусмотрена возможность расплачиваться баллами/бонусами за часть покупки. Эта операция представляет собой поощрение в рамках программы лояльности в виде скидки. Размер скидки определяется как произведение истраченных баллов на курс балла к рублю.

Беру.ру предполагает, что бонусы «Спасибо» действуют в полной мере. Это значит, что при оплате клиент может спокойно списать с карты Сбербанка столько баллов, сколько ему угодно. В данном случае действует равное соотношение бонуса к рублю. То есть сумма баллов равна сумме рублей. Единственное условие: реальные деньги всё же должны поучаствовать в оплате чека.

Многих пользователей Беру.ру интересует вопрос: является ли облагаемым доходом предоставление такой скидки для покупателя — физического лица.

Получение физическим лицом — покупателем поощрения в рамках программы лояльности в виде скидки на товары не признаётся его доход и, следовательно, не облагается НДФЛ. Так как такое поощрение предоставляется физическим лицам только при соблюдении определённых условий: банковские бонусы надо ещё заработать. А для этого надо оплачивать покупки картой банка или выполнять иные требования, прописанные в программе лояльности.

Такие разъяснения были представлены и ранее в письмах Минфина России от 19.04.2012 № 03-04-08/0-78[1] и от 16.12.2015 № 03-04-07/73675[2].

Таким образом, физическим лицам выгодно совершать расходы, и это вполне безопасно с налоговой стороны.

Балльные расходы с покупок у продавца

Компания-продавец осуществляет торговлю через Беру.ру, и при оформлении заказа частные лица могут оплачивать товар бонусами «Спасибо от Сбербанка» часть стоимости заказа (программа лояльности).

Чаще всего в рассматриваемой ситуации между компанией-продавцом и маркетплейсом Беру.ру заключается агентский договор, где маркетплейс Беру.ру выступает в роли посредника. В зависимости от того, действует агент от своего имени или от имени принципала, к агентскому договору применяются правила соответственно о договоре комиссии или поручения, если эти правила не противоречат положениям главы Гражданского кодекса РФ об агентировании или существу агентского договора (ст. 1011 ГК РФ).

Поскольку действующим законодательством РФ порядок предоставления скидок через посредников не урегулирован, то следует применять общие правила выставления первичных документов и исходить из условий договора.

Подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265[3] Налогового кодекса даёт налогоплательщику возможность включать в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль в том числе суммы премий (скидок), выплаченных продавцом покупателю вследствие выполнения определённых условий договора, в частности объёма покупок.

Однако чаще всего маркетплейс (посредник) предоставляет скидки покупателям за свой счёт. В данном случае происходит ситуация, когда тратится на скидки именно посредник. Получается, что посредник выплачивает за свой счёт скидки покупателям. На расчёт налога на прибыль и НДС у комитента (компании продавца) такая скидка не повлияет.

Важным условием в посредническом договоре должно быть условие, что комитент не возмещает посреднику расходы в виде скидок и премий покупателям за счёт комиссионного вознаграждения. Таким образом, посредник уменьшит свою выручку. Подобные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 31.01.2013 № 03-03-06/1/1838[4].

Следовательно, комиссионер спишет при расчёте налога на прибыль премию покупателя за счёт своего посреднического вознаграждения.

При такой продаже никаких налоговых претензий к компании-продавцу быть не может, даже если скидка на товар бонусами предоставляется в размере 99 % от стоимости товара. Также отсутствует налоговый контроль за ценами, так как участник программы лояльности и торговая организация не являются взаимозависимыми лицами.

Таким образом, программы лояльности «Спасибо от Сбербанка» в данном случае выгодны и продавцам, и покупателям.

[1] Письмо Минфина России от 19.04.2012 № 03-04-08/0-78 «По вопросу налогообложения доходов физических лиц в рамках программ поощрения потребителей» {КонсультантПлюс}.

[2] Письмо ФНС России от 25.12.2015 № БС-4-11/22949@ «Об обложении налогом на доходы физических лиц денежных средств, получаемых в рамках программы лояльности по операциям с банковскими картами» (вместе с Письмом Минфина России от 16.12.2015 № 03-04-07/73675) {КонсультантПлюс}.

[3]Ст. 265 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.11.2020) {КонсультантПлюс}.

[4] Вопрос: ...Об учёте агентом расходов в виде скидок на товары принципала в целях налога на прибыль (Письмо Минфина России от 31.01.2013 № 03-03-06/1/1838) {КонсультантПлюс}.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить