PROпроверки 3.0

Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!

Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам
Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!
  • Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
  • Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
  • Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам
Бухгалтеру

Защита компании от налоговой проверки на стадии предпроверочного анализа

Марина Каштанова

Tax and Legal management

257

Актуальная тема

Ни для кого не секрет, что фокус налогового контроля давно сместился в сторону предпроверочного анализа налогоплательщиков. Налоговые органы направляют компаниям требования о выявленных разрывах и расхождениях, информационные письма о выявленных критериях недобросовестности контрагентов, приглашают налогоплательщиков на различные комиссии.

Цель – склонение компании к добровольному уточнению налоговых обязательств в пользу бюджета.

Как правило, на заседании комиссии все аргументы сводятся к негативной характеристике выбранных контрагентов и перспективам открытия выездной налоговой проверки в случае отказа уточнить налоговые обязательства.

Вызов налогоплательщика на комиссию практически всегда свидетельствует о том, что в отношении него проводится предпроверочный анализ.

В ходе участия в заседании комиссии важно понять, насколько всесторонне и основательно налоговым органом проведён такой анализ, какие мероприятия уже проведены налоговым органом и каковы их результаты.

Встречаются ситуации, когда территориальные налоговые органы ограничиваются поверхностным анализом информационных систем АСК НДС-2, АИС Налог-3 и других без проведения мероприятий, необходимых для установления реальной картины взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами. И на вопросы налогоплательщика о причинах возникших претензий налоговый орган каких-либо однозначных и определённых ответов дать не может.

Это говорит о том, что территориальный налоговый орган пытается обеспечить пополняемость бюджета минимально затрачиваемыми усилиями. Но это только один из возможных вариантов развития событий.

Встречаются случаи, когда объём проведённых налоговым органом мероприятий в ходе предпроверочного анализа практически равен объёму мероприятий, проводимых в ходе выездной налоговой проверки. А заседание комиссий проводится по сценарию полноценного рассмотрения материалов проверки.

Ранее мы рассказывали о том, что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС. 

При полном отсутствии нормативного регулирования процедуры предпроверочного анализа налогоплательщик оказывается в ситуации непонимания того, какие действия необходимо совершить, а какие нет. Появляется масса вопросов, на которые нет ответов.

Налоговая служба постоянно совершенствует методы анализа деятельности налогоплательщиков.

Знание и понимание работы механизмов предпроверочного анализа позволяют существенно снизить вероятность проведения выездной налоговой проверки.

Приняв участие в достаточно большом количестве заседаний налоговых комиссий и сопровождая налогоплательщиков при проведении предпроверочного анализа, однозначно могу сказать, что компании нужно занимать весьма активную позицию с самого начала.

В том числе проводить свои мероприятия по обстоятельствам и контрагентам, которые были обозначены инспекцией. В комплекс таких мероприятий входит: направление различных запросов, получение необходимой информации, проведение опросов, встречи с контрагентами и их контрагентами, формирование аналитических данных, представление своей позиции налоговому органу.

Банки в течение трёх дней со дня получения запроса налоговиков обязаны выдавать имеющуюся у них в распоряжении информацию. Подробнее об этом – в статье эксперта.

Также для компании важно проанализировать свои риски и принять необходимые решения, которые позволят нивелировать негативные последствия.

Звучит отчасти абсурдно: налогоплательщик дополнительно к ведению предпринимательской деятельности должен обеспечивать ведение отдельного бизнес-процесса по работе с контрагентами в рамках исполнения налоговых обязательств. Тем не менее на сегодняшний день реальность именно такая, какая она есть.

Своевременность реагирования на претензии налогового органа, как показывает практика, имеет свои положительные результаты. А бездействие со стороны налогоплательщика воспринимается как лишнее доказательство и подтверждение наличия в его деятельности налоговых правонарушений.

Марина Каштанова, руководитель отдела практики налоговых споров компании Tax and Legal management

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 784-73-75, smi@4dk.ru

Проводится ли СОУТ на вакантных рабочих местах 35 Можно ли ввести суммированный учёт рабочего времени? 120 Штраф за неведение воинского учёта 104
Консультант Плюс
для бухгалтера
Бесплатный доступ на 3 дня
Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email