Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Подводные камни при проверке кассовой дисциплины и ККТ

06.08.1862

В данной статье мы рассмотрим ошибки, которые встречаются на практике при работе с онлайн-кассой, а также основные моменты, на которые обращают внимание представители ИФНС при проверке соблюдения Закона о ККТ № 54-ФЗ.

С 01.07.2017 ИФНС России ужесточила контроль над операциями с наличными расчётами и соблюдением кассовой дисциплины. В результате организации, которые осуществляют расчёты с физическими лицами и оказывают услуги населению, обязаны применять онлайн-кассы. В то же время есть такие компании и ИП, которые получили отсрочку до 01.07.2018, а некоторые даже до 01.07.2019. В данной статье мы рассмотрим ошибки, которые встречаются на практике при работе с онлайн-кассой, а также основные моменты, на которые обращают внимание представители ИФНС при проверке соблюдения Закона о ККТ № 54-ФЗ.

Порядок и особенности проведения проверки кассовой дисциплины

На практике редко, но встречались случаи, когда продавцы не использовали кассовую технику при расчётах с физическими лицами при продаже товаров.
Покупатель в силу своего незнания принимал обычные товарные чеки, а продавец, пользуясь этим, не показывал выручку и не платил налоги.
Поэтому налоговые органы ужесточили контроль за полнотой учёта выручки в организациях и у ИП (ст. 7 Закона № 54-ФЗ). Обязанность проведения контроля применения кассовой техники Минфин России возложил на ИФНС на сновании приказов № 132н и 133н от 17.10.2011 (далее — Регламент по соблюдению требований к ККТ, Регламент по соблюдению учёта выручки). При осуществлении контроля и надзора налоговые органы:
- проверяют соблюдение организациями и ИП требований Закона № 54-ФЗ;
- осуществляют контроль за полнотой учёта выручки в организациях и у ИП;
- проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи кассовых чеков;
- налагают штрафы в случае выявления кассовых правонарушений.
Налоговые органы имеют право проводить контрольные закупки. Такую закупку проводят налоговые органы с целью проверить, соблюдает ли пользователь ККТ законодательство о применении контрольно-кассовой техники. При этом проверяется, правильно ли он оформляет, выдаёт (направляет) покупателям или клиентам кассовые чеки. Также проверяются компании и ИП, которые проводят наличные денежные расчёты (расчёты с использованием платёжных карт), но без использования ККТ. В этом случае проверяется, выдают ли они бланки строгой отчётности или другие предусмотренные законодательством документы (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ).
Максимальный срок, в течение которого проводят контрольную закупку, 5 рабочих дней с даты поручения о проведении проверки (п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н).
Положения Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юридических лиц и ИП на контрольную закупку при проверке ККТ не распространяются. Поэтому для её проведения, например, не нужно привлекать свидетелей и согласовывать её с органами прокуратуры, как того требуют части 4 и 5 статьи 16.1 названного Закона.
Сотрудники ИФНС во время проведения контрольной закупки как обычные покупатели приобретают товары, проверяют факт выдачи или невыдачи кассовых чеков при осуществлении наличных и безналичных расчётов. Форма контроля основана на визуальном наблюдении, а также с применением способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами) (п. 23 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать один рабочий день от даты поручения на сотрудника налоговой службы данной функции (п. 24 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Специалисты ИФНС после проверки выдачи чека предоставляют проверяемому объекту поручение на исполнение контрольной закупки, предъявив свои удостоверения (п. 28 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Руководитель проверяемой организации фиксирует факт предъявления поручения на исполнение государственной функции подписью с указанием своей должности и даты предъявления в поручении на исполнение проверки. Фиксация результата выполнения административной процедуры осуществляется в поручении на исполнение. Если руководитель проверяемой организации откажется расписываться в поручении, сотрудники ИФНС сделают в нём отметку об отказе от ознакомления (п. п. 28, 31 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
В случае отсутствия уполномоченного представителя организации или ИП в момент проведения контрольных мероприятий и фиксации данного факта в поручении на исполнение проверки должностное лицо налогового органа вправе ознакомить с указанным поручением любого работника организации, например, кассира-операциониста, продавца, осуществившего наличные денежные расчёты за реализованный товар (оказанную услугу или выполненную работу), с одновременным направлением проверяемому объекту поручения через организации почтовой связи, что не противоречит положениям данного Регламента (Письмо ФНС России от 19.03.2013 № АС-4-2/4547).
Максимальный срок выполнения административной процедуры не может превышать двух рабочих дня от даты поручения (п. 29 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Сотрудники налоговой инспекции проверяют в том числе (п. 41 Регламента по соблюдению требований к ККТ):
- исправность кассовой техники;
- соответствие времени на кассовом чеке реальному;
- реквизиты в чеке для выявления корректировки или подделки информации на нём;
- соответствие фактического места установки ККТ и указанного в документах.
Кроме того, сотрудники налоговой могут требовать от вас объяснения и привлекать специалистов для проведения экспертизы (п. 41 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Эта проверка должна быть проведена не позднее пяти рабочих дней с даты поручения о проведении контрольной закупки (п. 42 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
В результате проведения такой закупки составляется акт о проверке. Он составляется в двух экземплярах и подписывается как сотрудниками налоговой инспекции, так и пользователем ККТ (п. п. 46, 52 Регламента по соблюдению требований к ККТ). Если пользователь (его представитель) отсутствует или уклоняется от его подписания, сотрудники налогового органа проставят об этом отметку в акте и направят его экземпляр организации по почте (п. 49 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Если выявлены нарушения, сотрудники налогового органа возбуждают дело об административном правонарушении. Поэтому при наличии у вас каких-либо замечаний или возражений по проведению контрольной закупки отразите их в самом акте либо в отдельном объяснении (п. п. 48, 53 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Акт должен быть составлен и передан пользователю ККТ не позднее пяти рабочих дней с даты поручения (п. 50 Регламента по соблюдению требований к ККТ).
Инспекторы вправе (п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, п. 7 Регламента по соблюдению требований к ККТ):
- получать беспрепятственный доступ к ККТ и фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
- получать для проверки документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и эксплуатацией ККТ;
- получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки, в том числе через кабинет ККТ;
- проводить проверки выдачи (направления) кассовых чеков и БСО. Если проверяемая организация или ИП вправе не применять ККТ, инспекторы проверяют документы, подтверждающие факт расчёта с покупателями (клиентами). Такие проверки инспекторы могут проводить путём контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары (работы, услуги);
- получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;
- взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
- привлекать к административной ответственности за нарушения в сфере применения ККТ.
Чаще всего инспекторы выявляют следующие правонарушения:
- неприменение ККТ;
- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
- непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
- ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.
Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год (ст. 4.5 КоАП РФ). Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Как правильно отразить розничную выручку?

Согласно пункту 2 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ перед началом осуществления расчётов с применением ККТ формируется отчёт об открытии смены, а по окончании осуществления расчётов — отчёт о закрытии смены. При этом кассовый чек не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчёта об открытии смены.
В начале смены бухгалтер выдает кассиру разменные деньги по РКО.
Кассир в течение дня принимает деньги от покупателей и выдает им чеки. Покупатель может попросить электронный чек. Его надо отправить дополнительно к бумажному.
В конце смены кассир формирует Z-отчёт и сдаёт его вместе со всеми наличными бухгалтеру.
Бухгалтер принимает деньги по двум ПКО: один — на выручку, другой — на возврат суммы размена. А затем записывает все РКО и ПКО за день в кассовую книгу (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Если кассиров несколько, бухгалтер выдаёт разменные деньги одному из кассиров — старшему. Тот раздаёт их кассирам-операционистам, а по окончании смены собирает обратно вместе с выручкой. Передачу денег между старшим кассиром и остальными фиксируют в книге КО-5 (п. 4.5 п. 4 Указания № 3210-У).
Выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признаётся неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из положений Указания Банка России № 3210-У, согласно которым:
- полным оприходованием в кассу наличных денег является отражение в кассовой книге приходных и расходных операций на основании каждого ПКО и каждого РКО (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У);
- остаток наличных денег в кассе необходимо фиксировать в кассовой книге ежедневно (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Исключение составляют те дни, в которые кассовые операции не проводились (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Факт отражения в кассовой книге выручки в сумме меньшей, чем фактически принято наличных денег с применением ККТ, также признаётся неполным оприходованием выручки (Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2016 № 306-АД16-1520 по делу № А72-7820/2015).
Неоприходование или неполное оприходование в кассу наличной выручки является одним из нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, за который налоговые органы могут наложить административный штраф (ч. 1 ст. 15.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ).
ВАЖНО! Ранее при закрытии кассовой смены кассиру на основании данных Z-отчёта необходимо было заполнить журнал кассира-операциониста. При проверке сотрудники налоговых органов сверяли все показатели, отражённые в журнале со сведениями в Z-отчёте.
С применением онлайн-касс такая обязанность отпала. Если контрольно-кассовая техника зарегистрирована после 1 февраля 2017 года, то организация обязана обеспечить передачу в момент расчёта всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Онлайн-касса уже в момент расчёта за товары, работы и услуги передаёт в налоговые органы информацию о произведённых расчётах, и у организации не возникает обязанности вести журнал кассира-операциониста и журнал регистрации показаний счётчиков. Документы, предназначенные для работы с обычной ККТ (журнал кассира-операциониста, справка КМ-6), для онлайн-кассы в настоящий момент не обязательны (письма Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692, ФНС России от 31.03.2017 № ЕД-4-20/6050).
Таким образом, полноту отражения выручки налоговые инспекторы проверяют на основании правильно заполненных кассовых документов и электронных кассовых чеков.
Остановимся более подробно на возможных ошибках, возникающих у пользователей онлайн-касс.

Ошибочное применение освобождения от ККТ

ККТ обязаны применять все организации и ИП, которые используют наличные деньги и (или) электронные средства платежа в расчётах, связанных (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):
- с реализацией ими товаров, работ, услуг;
- с организацией и проведением азартных игр и лотерей.
Под расчётами понимается не только приём, но и выплата денежных средств.
Электронными средствами платежа являются, в частности:
- банковские карты;
- электронные кошельки;
- банковские переводы через онлайн-банкинг.
До 1 июля 2018 года ККТ могли не применять организации и ИП, которые:
- выполняли работы, оказывали услуги населению с выдачей заказчикам БСО (ч. 8, 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
- уплачивали ЕНВД или применяли ПСН (ч. 7, 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
- продавали товары через торговые автоматы (ч. 11 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, Письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-01-15/84966);
- не обязаны были использовать ККТ согласно Закону о применении ККТ в редакции от 08.03.2015 (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
Но есть круг лиц, которые на законодательном уровне получили отсрочку по применению онлайн-касс до 01.07.2019. К ним относятся организации и ИП, уплачивающие ЕНВД, а также ИП, применяющие ПСН, при условии выдачи покупателю товарного чека, квитанции или другого документа вместо кассового чека, а также:
- ИП, которые продают товары через торговые автоматы и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры (ч. 11.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
- организации и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги населению с выдачей заказчикам БСО. Однако при оказании услуг общественного питания не могут отказаться от применения ККТ (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ);
- ИП, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры.
На практике встречались случаи, когда компании и ИП неправильно трактовали законодательство по освобождению от применения онлайн-касс. Чаще всего спорные ситуации возникали из-за квалификации оказываемых услуг.
Под услугами населению понимаются услуги:
- поименованные в собирательной классификационной группировке «Платные услуги населению» на основе ОКВЭД2;
- поименованные в собирательной классификационной группировке «Платные услуги населению» на основе ОКПД2;
- прямо не поименованные в собирательных группировках, но по своему характеру являющиеся услугами населению (Приказ Росстата от 23.05.2016 № 244 (ред. от 03.07.2017) «Об утверждении собирательных классификационных группировок "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»).
ВАЖНО! При получении платы за услуги от физического лица на расчётный счёт безналичным платежом вы обязаны применять онлайн-кассу уже с 01.07.2018 (письма Минфина России от 02.02.2018 № 03-01-15/6172, от 15.08.2017 № 03-01-15/52356, от 12.03.2018 № 03-01-15/15016).
Многие компании, например, думают, что при развозной торговле можно вообще не применять ККТ либо применять одну ККТ на разных торговых точках. Конечно же, это неверно, поскольку при регистрации онлайн-кассы необходимо указывать адрес места расчётов (Приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484).
Покупатель всегда может проверить на сайте налоговой подлинность полученного чека при расчётах и при малейших расхождениях сообщить об этом сотрудникам ИФНС.
Как уже говорилось выше, ИП, осуществляющий деятельность на основании патента, может не применять онлайн-кассы. Но следует иметь в виду, что при утрате права применения ПСН, ИП переходит на другую систему налогообложения, а в этом случае ИП уже обязан применять онлайн-кассы и соблюдать все требования Закона о ККТ!

Отсутствие чека при безналичных расчётах и интернет-операциях

Самой главной и существенной ошибкой при получении платы за товары (услуги) является непробитие онлайн-чека, поскольку, по мнению чиновников, при осуществлении расчёта в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией. С 1 июля 2018 года применять ККТ необходимо даже тогда, когда покупатель оплачивает платёжным поручением, то есть напрямую через банковского оператора (письма Минфина России от 15.08.2017 № 03-01-15/52356, от 28.04.2017 № 03-01-15/26324, ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592).
При этом они подчеркивают, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса (письма Минфина России от 05.05.2017 № 03-01-15/28069, от 16.03.2017 № 03-01-15/15260, от 01.03.2017 № 03-01-15/11618, от 10.02.2017 № 03-01-15/7516, от 25.01.2017 № 03-01-15/3480).
В случае оплаты через сайт продавца или с помощью сервиса «Яндекс.Деньги» пользователь также обязан применять ККТ, но чек (или БСО, если речь идёт о работе или услуге) выдаётся не в бумажном виде. Он направляется в электронном виде на абонентский номер покупателя или на адрес электронной почты в момент расчёта. Как и в случае с обычной торговлей, данные также передаются в ФНС России через оператора фискальных данных. Причём уже существуют специальные модели ККТ, предназначенные для ведения расчётов с применением ЭСП (электронных средств платежа) в сети Интернет с учётом особенностей таких операций. Они встраиваются в бизнес-процесс интернет-торговли и формируют чек в момент расчёта. Информация о таких моделях есть в реестре ККТ, размещённом на официальном сайте ФНС России (п. 1 ст. 4, п. 5 ст. 1.2 Закона о ККТ).
В тех случаях, когда покупатель рассчитывается в сети Интернет банковской картой, как правило, применяют специальную онлайн-кассу, которая предназначена только для расчётов электронными средствами платежа в сети Интернет. Такая касса не печатает чеки, но обеспечивает их передачу покупателям в электронной форме на указанный ими адрес электронной почты или абонентский номер (п. 1 ст. 4, п. 5 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). В чеке должен быть указан адрес сайта продавца (п. 1 ст. 4.7 Закона о применении ККТ).
Специальная онлайн-касса для расчётов в сети Интернет не подходит тем интернет-магазинам, которые, помимо торговли через интернет, ведут и обычную торговлю. Дело в том, что касса для расчётов в сети Интернет при иных расчётах не применяется (п. 1 ст. 4.3 Закона о применении ККТ). Поэтому им удобнее приобрести обычную онлайн-ККТ, которую можно применять при любых расчётах.
При расчётах банковской картой в сети Интернет чеки обязательно выдавать в электронной форме (п. 5 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). За неисполнение этой обязанности предусмотрены штрафы (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Поэтому рекомендуем интернет-магазину в форме заказа предусмотреть поля для указания покупателем телефонного номера и (или) e-mail.
Если платежи поступают продавцу от платёжного агрегатора, который выступает платёжным агентом и проводит денежные средства покупателей через специальный банковский счёт, то у интернет-магазина нет обязанности применять ККТ. ККТ применяет агрегатор (п. 12 ст. 4 Закона о приёме платежей, п. 1 ст. 1.2, ст. 1.1 Закона о применении ККТ, Письмо Минфина России 14.03.2018 № 03-01-15/15693).
Если платежи поступают продавцу напрямую от покупателя, а агрегатор является оператором услуг платёжной инфраструктуры, то ККТ должен применять интернет-магазин.

Отсутствие чека при оформлении возвратных операций

Инспекторы ФНС России могут привлечь организацию и ИП к ответственности за неприменение онлайн-касс при возврате денег покупателю за совершённые покупки (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Кассир обязан пробить чек, который также отражается в режиме реального времени благодаря фискальному накопителю (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона о применении ККТ). Причём при осуществлении возврата денег покупателю в кассовом чеке необходимо указывать признак расчёта «возврат прихода».
Прежде чем принять от покупателя товар и вернуть ему деньги, получите у него заявление о возврате. Такое заявление является основанием для возврата некачественного товара (п. 10.3 Методических рекомендаций по учёту и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5). Однако во избежание претензий со стороны налоговых органов рекомендуем получить подобное заявление и при возврате покупателем качественного товара.
ФНС России выпустила письмо о том, что перешедшие на онлайн-ККТ продавцы могут не использовать унифицированные формы КМ-1—КМ-9, включая и акт КМ-3 о возврате денег покупателям. Аргумент такой: новая редакция Закона о ККТ предусматривает применение только тех подзаконных актов, которые приняты в соответствии с ним. А постановление Госкомстата, которым утверждены эти унифицированные формы, к ним не относится (Письмо ФНС России от 31.03.2017 № ЕД-4-20/6050).
Заметьте, в письме не сказано, что можно не составлять акт при возврате денег покупателям. Смысл в том, что необязательно использовать форму КМ-3. Кроме того, оформление акта предполагается регламентами проверок ККТ и оприходования наличной выручки: они обязывают организацию (ИП) представить этот акт проверяющим по их требованию.
Так что если вам неудобна форма КМ-3, то вы можете либо видоизменить её, либо разработать собственную форму. Но помните, что ваша форма должна отвечать всем требованиям к первичным документам, установленным Законом о бухучёте (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017)). Новой редакцией Закона № 54-ФЗ предусмотрен чек коррекции, который оформляют, если требуется скорректировать данные о продажах, переданные в ФНС. Чек коррекции может оформляться по предписанию налогового инспектора. Например, в программе 1С предусмотрен документ «Чек коррекции (Финансы -> Кассовые чеки коррекции)». Чек коррекции не изменяет состояния регистров.
При выполнении корректировки расчётов, которые были произведены ранее, в силу пункта 4 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ формируется кассовый чек коррекции после формирования отчёта об открытии смены, но не позднее формирования отчёта о закрытии смены.
Чек коррекции онлайн-ККТ пробивается, когда продавцу надо исправить ошибку.
Если чек в момент возврата товара ещё не пробит и покупка находится в процессе оформления, кассир может сделать корректировку или аннулирование чека и продолжить работу. Оператору фискальных данных, а через него в ФНС будет передан уже откорректированный чек.
Если же чек уже пробит и требуется произвести возврат, надо будет оформить чек коррекции (так называемый возврат прихода). Такой чек тоже фискальный документ, и данные о нём передаются в налоговые органы так же, как и данные об обычном чеке.
Если покупатель вернул товар не в день покупки, надо выплатить покупателю стоимость возвращённого товара и оформить обычный кассовый чек с признаком «возврат прихода», при этом деньги можно вернуть из денежного ящика онлайн-ККТ.
Именно поэтому важно учесть все сложности, которые встречаются у пользователей ККТ на практике, чтобы избежать ответственность за нарушение кассовой дисциплины и порядка ведения кассовых операций. Рассмотрим подробно, к какой ответственности могут привлечь организации и ИП в данном случае.

Ответственность за неприменение ККТ при расчётах

Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечёт наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчёта без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
- на организацию — в размере от 3/4 до одного размера суммы расчёта без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф заменяется на предупреждение, если неприменение ими ККТ обнаружено впервые (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Использование после 1 июля 2017 года ККТ без фискального накопителя, в том числе снятой с регистрационного учёта в одностороннем порядке налоговым органом, рассматривается как неприменение ККТ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 № ЕД-4-20/1602).
Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчётов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечёт (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
- дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
- административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.
Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка её регистрации, сроков и условий перерегистрации, а также порядка и условий её применения влечёт (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) — предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
- организацию — предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
Организации и ИП должны по запросу ИФНС представлять информацию и документы, связанные с применением ККТ (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о применении ККТ). Их непредставление, а также представление с нарушением установленных сроков влечёт (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) — предупреждение или административный штраф в размере от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
- организацию — предупреждение или административный штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
Невыдача покупателю (клиенту) кассового чека или БСО либо ненаправление этих документов в электронной форме покупателю (клиенту) по его требованию влечёт (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) — предупреждение или административный штраф в размере 2 000 руб.;
- организацию — предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.
Штраф за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности может быть наложен:
- на должностных лиц (ИП) — в размере от 4 000 до 5 000 руб.;
- на организации — в размере от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).
Должностным лицом, на которое может быть наложен штраф, кассир не является, поскольку он не выполняет организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Штраф может быть наложен, например, на главного бухгалтера или руководителя организации (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

***
Как видим, налоговики ужесточили контроль над использованием ККТ. Применять онлайн-кассы почти всем компаниям и ИП уже необходимо с 1 июля 2018 года. Лишь немногие получили отсрочку до 01.07.2019. Даже в том случае, когда покупатель рассчитывается с интернет-магазином банковским переводом или с использованием электронного кошелька, необходимо использовать ККТ с 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ, письма Минфина России от 02.02.2018 № 03-01-15/6180, от 15.08.2017 № 03-01-15/52356). Рекомендуем продавцам ответственно относится к соблюдению Закона о ККТ № 54-ФЗ.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить