Субсидии играют значительную роль в доходах бюджетных учреждений, поэтому важно уметь грамотно отражать их в бухгалтерской отчетности. В данном материале мы рассмотрели специфику учета целевых выплат на примерах различных ситуаций.
Пример 1. Оформление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания
Бюджетное учреждение образования в ноябре 20Х0 года заключило соглашение о выделении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 3 года на сумму 120 000 000 руб. (по 40 000 000 руб. в год). В соответствии с соглашением:
- Наименование услуги: «Реализация образовательных программ высшего образования – программ специалитета» (0706 11.Д54.0)
- Число обучающихся по программе – 100 человек ежегодно
- Стоимость услуги – 400 000 руб. на одного обучающегося
- Допустимый процент отклонения – 5 %
График выделения субсидии предполагает ежеквартальное перечисление по ¼ суммы субсидии 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября с ежеквартальным отчетом.
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
По факту заключения соглашения (15.11.20Х0) | ||||
1 | Отражение всей суммы субсидии по соглашению | 4 20531 561 | 4 40140 131 | 120 000 000 |
В 20Х1 году в течение срока выполнения соглашения | ||||
2 | Получение (перечисление) суммы субсидии в I квартале | 4 20111 510 | 4 20531 661 | 10 000 000 |
3 | Начислен доход текущего периода в соответствии с отчетом о выполнении госзадания | 4 40140 131 | 4 40110 131 | 10 000 000 |
Предположим, что за II квартал учреждение подтвердило оказание услуг на сумму 9 млн руб. (в связи с отчислением части студентов):
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
4 | Получение (перечисление) суммы субсидии во II квартале | 4 20111 510 | 4 20531 661 | 10 000 000 |
5 | Начислен доход за II квартал в соответствии с отчетом, показывающим неполное выполнение | 4 40140 131 | 4 40110 131 | 9 000 000 |
Предположим, что учредителем в связи с неполным выполнением госзадания во II квартале было внесено изменение в соглашение о выделении субсидии, в соответствии с которым сумма субсидии на 2021 год уменьшается на 1 млн руб. График выделения субсидии также корректируется: сумма субсидии, подлежащая получению на 15 июля и на 15 октября, составит 9,5 млн руб.:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
6 | Отражение измененной суммы субсидии по новому соглашению | 4 40140 131 | 4 20531 661 | 1 000 000 |
7 | Получение суммы субсидии в III квартале в соответствии с измененным соглашением | 4 20111 510 | 4 20531 661 | 9 500 000 |
8 | Начислен доход за III квартал | 4 40140 131 | 4 40110 131 | 9 500 000 |
Предположим, что 1 октября 20Х1 года учредителем было внесено изменение в соглашение о выделении субсидии, в соответствии с которым сумма субсидии на 20Х1 год (39 млн руб.) увеличивается на 3 млн руб. График выделения субсидии также корректируется: сумма субсидии, подлежащая получению в IV квартале, составит (39 млн – 29,5 млн + 3 млн) 12,5 млн руб.:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
9 | Отражение измененной суммы субсидии по новому соглашению | 4 20531 561 | 4 40140 131 | 3 000 000 |
10 | Получение (перечисление) суммы субсидии в IV квартале | 4 20111 510 | 4 20531 661 | 12 500 000 |
По итогам года учреждению необходимо отчитаться за сумму 42 млн руб. (400 000 руб. х 105 услуг). Допустимое отклонение – 5 % или 5 услуг. В случае если учреждение выполнило госзадание в 20Х1 году, бухгалтер запишет:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
11 | Начисление доходов по окончательному отчету, показывающему выполнение госзадания | 4 40140 131 | 4 40110 131 | 13 500 000 |
Остаток на счете 40140 показывает сумму субсидии, подлежащую получению в 20Х2 и 20Х3 годах выделения субсидии (80 млн руб.).
Предположим, что учреждение оказало 95 услуг. Предельно допустимое отклонение превышено на ((105 – 5) – 95) 5 услуг. Сумма, подлежащая возврату в доход бюджета в 20Х2 году, согласно отчету, составит (5 х 400 000) 2 млн руб.. Бухгалтер запишет:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
11 | Начисление доходов по окончательному отчету, показывающему невыполнение госзадания | 4 40140 131 | 4 40110 131 | 11 500 000 |
12 | Отражена задолженность перед бюджетом | 4 40140 131 | 4 30305 731 | 2 000 000 |
В 20Х2 году | ||||
13 | Возврат субсидии в доход бюджета | 4 30305 831 | 4 20111 610 18 (610) | 2 000 000 |
Пример 2. Оформление оплаты расходов за счет субсидии в рамках выполнения государственного задания
Предположим, что в рамках государственного задания учреждение оказывает два вида услуг. Расходы учреждения за отчетный период составили:
Вид расходов | Услуга 1 | Услуга 2 |
Прямые расходы | ||
Заработная плата основного персонала | 12 000 000 | 6 000 000 |
Страховые взносы | 3 624 000 | 1 812 000 |
Использование приобретенных материалов | 1 500 000 | 1 200 000 |
Расходы на транспортные услуги |
| 200 000 |
Общехозяйственные расходы | ||
Заработная плата АУП | 4 000 000 | |
Страховые взносы АУП | 1 208 000 | |
Коммунальные услуги | 5 200 000 | |
Содержание имущества | 2 500 000 | |
Прочие услуги | 1 200 000 |
Учетной политикой учреждения предусмотрено распределение общехозяйственных расходов пропорционально заработной плате основного персонала.
Кроме указанных расходов, учреждение начислило налог на имущество за счет субсидии в сумме 1 556 000 руб. и отнесло его на счет 4 40120 291.
Все начисленные расходы были оплачены за счет субсидии. Операции по начислению расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия на госзадание, будут сформированы следующим образом:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
Начисление прямых расходов | ||||
3 | Начисление прямых расходов на оплату труда основного персонала по услуге 1 | 4 10961 211 | 4 30211 730 | 12 000 000 |
4 | Начисление прямых расходов на социальное страхование основного персонала по услуге 1 | 4 10961 213 | 4 30310 730 4 30302 730 4 30307 730 4 30306 730 | 3 624 000 |
5 | Начисление прямых расходов на оплату труда основного персонала по услуге 2 | 4 10962 211 | 4 30211 730 | 6 000 000 |
6 | Начисление прямых расходов на социальное страхование основного персонала по услуге 2 | 4 10962 213 | 4 30310 730 4 30302 730 4 30307 730 4 30306 730 | 1 812 000 |
7 | Начисление расходов по использованию прямых материалов по услуге 1 | 4 10961 272 | 4 10500 440 | 1 500 000 |
8 | Начисление расходов по использованию прямых материалов по услуге 2 | 4 10962 272 | 4 10500 440 | 1 200 000 |
9 | Начисление прямых расходов на транспортные услуги по услуге 2 | 4 10962 222 | 4 30222 730 | 200 000 |
Общая сумма прямых расходов по услуге 1 Общая сумма прямых расходов по услуге 2 | 17 124 000 9 212 000 | |||
Начисление общехозяйственных расходов | ||||
10 | Начисление общехозяйственных расходов по заработной плате АУП | 4 10980 211 | 4 30211 730 | 4 000 000 |
11 | Начисление общехозяйственных расходов на социальное страхование АУП | 4 10980 213 | 4 30310 730 4 30302 730 4 30307 730 4 30306 730 | 1 208 000 |
12 | Начисление общехозяйственных расходов на коммунальные услуги | 4 10980 223 | 4 30223 730 | 5 200 000 |
13 | Начисление общехозяйственных расходов на содержание имущества | 4 10980 225 | 4 30225 730 | 2 500 000 |
14 | Начисление общехозяйственных расходов на прочие услуги | 4 10980 226 | 4 30226 730 | 1 200 000 |
Распределение общехозяйственных расходов – на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) | ||||
15 | Распределение общехозяйственных расходов по заработной плате АУП на услугу 1 | 4 10961 211 | 4 10980 211 | 2 666 666,67 |
16 | Распределение общехозяйственных расходов по заработной плате АУП на услугу 2 | 4 10962 211 | 4 10980 211 | 1 333 333,33 |
17 | Распределение общехозяйственных расходов на социальное страхование АУП на услугу 1 | 4 10961 213 | 4 10980 213 | 805 333,33 |
18 | Распределение общехозяйственных расходов на социальное страхование АУП на услугу 2 | 4 10962 213 | 4 10980 213 | 402 666,67 |
19 | Распределение общехозяйственных расходов на коммунальные услуги на услугу 1 | 4 10961 223 | 4 10980 223 | 3 466 666,67 |
20 | Распределение общехозяйственных расходов на коммунальные услуги на услугу 2 | 4 10962 223 | 4 10980 223 | 1 733 333,33 |
21 | Распределение общехозяйственных расходов на содержание имущества на услугу 1 | 4 10961 225 | 4 10980 225 | 1 666 666,67 |
22 | Распределение общехозяйственных расходов на содержание имущества на услугу 2 | 4 10962 225 | 4 10980 225 | 833 333,33 |
23 | Распределение общехозяйственных расходов на прочие услуги на услугу 1 | 4 10961 226 | 4 10980 226 | 800 000 |
24 | Распределение общехозяйственных расходов на прочие услуги на услугу 2 | 4 10962 226 | 4 10980 226 | 400 000 |
Полная себестоимость услуги 1 Полная себестоимость услуги 2 Итого расходов | 26 529 333,34 13 914 666,66 40 444 000 | |||
25 | Начисление налога на имущество | 4 40120 291 | 4 30312 731 | 1 556 000 |
Пример 3. Оформление возврата/невозврата остатка целевой субсидии
Бюджетное учреждение в 20Х0 году заключило соглашение о выделении целевой субсидии в 20Х1 году на проведение капитального ремонта на сумму 1 млн руб. Расходы учреждения по проекту составили 900 тыс. руб. Остаток субсидии был возвращен в доход бюджета в следующем году[1].
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
По факту заключения соглашения (в 20Х0 году) | ||||
1 | Начислена сумма субсидии на иные цели по соглашению | 5 20552 561 | 5 40140 152 | 1 000 000 |
В 20Х1 году | ||||
2 | Получена субсидия на лицевой счет учреждения | 5 20111 510 | 5 20552 661 | 1 000 000 |
3 | Отражение расходов, понесенных за счет целевой субсидии | 5 40120 225 5 30225 83Х | 5 30225 73Х 5 20111 610 | 900 000 |
4 | Начисление доходов текущего периода согласно отчету о субсидии | 5 40140 152 | 5 40110 152 | 900 000 |
5 | Начисление задолженности перед бюджетом на сумму неподтвержденного остатка субсидии | 5 40140 152 | 5 30305 731 | 100 000 |
В 20Х2 году | ||||
6 | Перечислен остаток субсидии в доход бюджета | 5 30305 831 | 5 20111 610 18 (610) | 100 000 |
Предположим, что учреждение в 20Х2 году до даты перечисления остатка субсидии подтвердило свою потребность в остатке средств (100 000 руб.) на те же цели. Вместо перечисления в доход бюджета будет сделана следующая запись:
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма |
В 20Х2 году | ||||
6 | Подтверждена потребность в остатке средств целевой субсидии прошлого года | 5 30305 831 | 5 40140 152 | 100 000 |
Материал предоставлен экспертом по бюджетному учету и налогообложению Опальским Александром Юрьевичем.
Еще больше практической информации вы можете получить на курсе 13–19 апреля «ФСБУ для организаций бюджетной сферы в 2023 г. Практика применения и перспективы»