Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Топ-5 вопросов о воинском учёте

24.03.22388

С 1 апреля в России стартует весенняя призывная кампания. В связи с этим возникают вопросы: кто подлежит призыву, кому полагается отсрочка от службы в армии?

С 1 апреля в России стартует весенняя призывная кампания. В связи с этим возникают вопросы: кто подлежит призыву, кому полагается отсрочка от службы в армии? Эксперт «Что делать Консалт» в своей статье даёт подробные разъяснения.

Кто подлежит воинскому учёту

В организации любой организационно-правовой формы этими субъектами являются мужчины, граждане РФ, в возрасте от 18 до 27 лет, а также граждане любого возраста, пребывающие в запасе (это могут быть и женщины). Перечень категорий граждан, пребывающих в запасе, установлен п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}.

Касаемо лиц женского пола, это те женщины, которые имеют военно-учётную специальность (врачи, программисты, геодезисты и др.), полученную при прохождении военной службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.10.2021) «Об утверждении Положения о воинском учёте» {КонсультантПлюс}) не подлежат учёту следующие граждане:

1) освобождённые от исполнения воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женщины, не имеющие военно-учётной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, например, студенты из числа граждан РФ, обучающихся в иностранных образовательных учреждениях за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

консультант плюс 30 лет

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

подробнее

Если в штате организации имеется иностранец, требовать от него документы и применять к нему нормы, касающиеся воинского учёта, не требуется (ст. 327.3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) {КонсультантПлюс}), так как эти категории работников (вне зависимости от статуса их пребывания в России) не являются военнообязанными и не могут быть призваны на военную службу.

Организация, в штате которой нет военнообязанных лиц, может не проводить мероприятия по воинскому учёту.

Документация для воинского учёта

Общие документы по организации воинского учёта (Методические рекомендации по ведению воинского учёта в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) {КонсультантПлюс}):

- приказ об организации воинского учёта граждан (должен ежегодно обновляться);

- план работы по ведению воинского учёта (должен ежегодно обновляться);

- картотека личных карточек;

- журнал проверок осуществления воинского учёта;

- расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;

- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учёта граждан;

- другие документы в соответствии с требованиями государственных и муниципальных органов, а также установленные руководителем организации;

- справочная информация по вопросу учёта и мобилизации граждан.

Ежегодно сдавайте в военкомат карточку учёта организации (<Письмо> Минкультуры России от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА <О предоставлении сведений по ведению воинского учёта и бронирования в организации за 2015 год> {КонсультантПлюс}) и отчёт о численности работников в запасе. Сроки и порядок их представления нормативно не установлены, обычно их сдают перед новым годом.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

подробнее

Изменения, действующие с 8 января 2022 г.

С 8 января 2022 года на каждого работника, подлежащего воинскому учёту, заводится отдельная карточка, причём она должна быть как в бумажном, так и в электронном виде. Новые правила утвердил Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учёта» {КонсультантПлюс}. Ранее эти сведения включались в личную карточку работника Т-2.

Сведения в карточки вносятся на основании удостоверений призывников, военных билетов, временных удостоверений или справок, выданных взамен указанных удостоверений. Также карточки содержат информацию об образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более трёх месяцев), семейном положении, а также другие необходимые для заполнения карточки сведения.

Заполнять и изменять эти документы должен только тот работник, который уполномочен на это работодателем.

Учтите, что те сведения, состав которых может измениться (например, семейное положение, адрес жительства), следует вносить карандашом.

Сами карточки хранить следует в отдельной картотеке в алфавитном порядке, начиная от офицеров, далее солдаты, женщины, призывники.

Данные снятых с воинского учёта граждан, тех, кто встал на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства, не подтверждённому регистрацией, хранить нужно отдельно в любом порядке (Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учёта» {КонсультантПлюс}).

В части соблюдения законодательства о персональных данных, отдельное согласие для заполнения карточки гражданина, подлежащего воинскому учёту, по нашему мнению, не требуется. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных» {КонсультантПлюс} обработка персональных данных допускается, в том числе когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Кроме того, если при трудоустройстве работника оформлялось согласие на обработку персональных данных, то согласие на обработку необходимых в целях ведения воинского учёта персональных данных могло быть выражено в указанном согласии.

Отсрочка от армии для ИТ-специалистов

Для получения отсрочки от армии сотрудника в ИТ-компании компания должна быть обязательно аккредитована. Это основное условие, установленное Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}. Если компания не аккредитована, то должна это сделать в рамках вопроса предоставления отсрочек от армии.

На сегодняшний день иных НПА по вопросу не издано. Работнику необходимо предоставить свои документы и документы, подтверждающие факт работы в аккредитованной организации, в военкомат для получения отсрочки.

На военную службу не призываются, в частности, граждане, которым согласно решению призывной комиссии предоставлена при наличии соответствующих оснований отсрочка от призыва на военную службу (п. 2 ст. 22, ст. 24, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О воинской обязанности и военной службе» {КонсультантПлюс}; п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (ред. от 14.10.2021) «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» {КонсультантПлюс}).

Согласно Указу Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» постановлено предоставлять гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и порядок предоставления этого права определяются Правительством Российской Федерации.

Несколько слов по аккредитации: государственная аккредитация организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее — госаккредитация), проводится с целью оказания таким организациям государственной поддержки (п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 № 929 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (вместе с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий) {КонсультантПлюс}).

Получить госаккредитацию могут российские организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), которые осуществляют один или оба следующих вида деятельности в области информационных технологий (п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 № 929 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (вместе с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий) {КонсультантПлюс}; п. 2 Приказа Минцифры России от 21.10.2021 № 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» {КонсультантПлюс}):

- разработка и реализация самостоятельно разработанных программ для ЭВМ, баз данных. Они могут реализовываться как на материальном носителе, так и в форме электронного документа по каналам связи. Вид договора, по которому происходит реализация, значения не имеет;

- оказание услуг (выполнение работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных.

Аккредитующий орган

Госаккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, проводит Минцифры России (п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 № 929 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» (вместе с Положением о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий) {КонсультантПлюс}; п. 14 Приказа Минцифры России от 21.10.2021 № 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий» {КонсультантПлюс}).

консультант плюс 30 лет

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

подробнее

Срок действия аккредитации

Госаккредитация действует бессрочно, поскольку в положении и регламенте не предусмотрено никаких ограничений относительно срока её действия.

Ответственность за нарушения воинского учёта

Ответственность организации, которая нарушает основные правила и требования в области обеспечения полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в мирное время заключается в привлечении её должностных лиц к административной ответственности по ст. 21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) {КонсультантПлюс}, ст. 21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) {КонсультантПлюс}, ст. 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) {КонсультантПлюс}.

СтатьяОбъективная сторона правонарушенияСанкция
21.1 КоАП РФ

Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учётную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт

штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей

21.2 КоАП РФ

Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учётную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт

штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей

ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ

Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учётную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведений о принятых на работу (учёбу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте

штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей

Мораторий на проверки военкоматами в 2022 году

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» плановые контрольные мероприятия в 2022 году не проводятся (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» {КонсультантПлюс}). Вместо планового мероприятия возможен профилактический визит и иные профилактические мероприятия (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» {КонсультантПлюс}).

По общему правилу мероприятия, проведение которых не допускается и которые не были завершены по состоянию на 10 марта 2022 года, должны быть окончены до 16 марта 2022 года (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» {КонсультантПлюс}).

Так как ведение воинского учёта контролируют органы военного управления Вооруженных Сил РФ, военкоматы и органы местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны России (Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 14.10.2021) «Об утверждении Положения о воинском учёте» {КонсультантПлюс}), и контроль осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) (гл. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» {КонсультантПлюс}) проверочные мероприятия попадают под условия антикризисных мер, принятых в современных реалиях жизни.

консультант плюс 30 лет

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

подробнее

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить

Ведущий юрист-консультант компании Что делать Консалт

  • 27.1K просмотров
  • 3 подписчика
  • 23 материала