Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Как «избавиться» от компьютера

02.07.14117

<div align="justify">Срок полезного использования компьютера составляет от двух до трёх лет включительно, по истечении которого он превращается во «вредный» объект, ведь в нём, помимо драгоценных металлов, могут содержаться такие вещества, как ртуть, свинец, способные выделять радиацию. </div>

Возникает проблема – что же делать с такой техникой? Ведь просто взять и выбросить старый компьютер в мусорный контейнер или на свалку нельзя. Предлагаем несколько вариантов оформления выбытия компьютера:

  • списание и демонтаж силами самой организации;
  • утилизация сторонней специализированной организацией;
  • продажа.


Вариант 1. Списание компьютера и его демонтаж.

Одним из вариантов выбытия компьютера, учтённого как основное средство согласно п. 29 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утверждённого Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, является прекращение использования вследствие морального или физического износа. Напоминаем, что срок полезного использования компьютера в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, составляет от двух до трёх лет включительно и относится ко второй амортизационной группе. Поэтому, если на балансе организации числится полностью самортизированный компьютер, использование которого уже не безопасно для здоровья сотрудников, его необходимо списать.

Рассмотрим порядок списания компьютера, учтённого в составе основных средств и его демонтаж силами самой организации.

ШАГ 1. Создаём комиссию.

Чтобы определить, пригоден ли компьютер для дальнейшего использования, а также для оформления документов по его списанию, необходимо создать комиссию. В состав такой комиссии следует включить представителя бухгалтерии, а также сотрудников других служб организации. Создание комиссии оформляется приказом руководителя.

ШАГ 2. Составляем первичные документы на списание компьютера.

Все хозяйственные операции организации оформляют первичными документами. Списание компьютера – не исключение. Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» первичные учётные документы могут быть разработаны организацией самостоятельно. Кроме того, Закон № 402-ФЗ не запрещает использовать унифицированные формы, утверждённые Госкомстатом России.

В соответствии с п. 78 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н, принятое комиссией решение о списании компьютера оформляется актом на списание объекта основных средств, который составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем. В акте на списание необходимо указать данные, характеризующие списываемый объект. В качестве основы может быть использован акт на списание ОС (№ ОС-4), утверждённый Постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7.

При получении бухгалтерией акта на списание в инвентарной карточке ставится отметка о выбытии объекта основных средств.

ШАГ 3. Учёт лома и драгметаллов от ликвидации компьютера.

Ликвидация объекта основного средства, в данном случае – компьютера, означает то, что с момента ликвидации данный объект перестаёт существовать. А это означает, что он должен быть демонтирован.

К сведению. При демонтаже компьютеров собственными силами организация может руководствоваться Методикой проведения работ по комплексной утилизации. В ней приведена подробная технология разборки отработанных электронно-вычислительных машин1.

В результате разборки компьютера будут получены детали, содержащие драгоценные металлы (лом). На дату списания объекта компьютера данные детали (лом драгоценного металла) включаются в состав материально-производственных запасов (МПЗ) организации по фактической себестоимости, которая в рассматриваемой ситуации будет соответствовать их текущей рыночной стоимости. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов2. Лом драгоценных металлов необходимо учитывать по наименованию драгоценных металлов, виду отходов, массе отходов в лигатуре и массе химически чистых драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении3. На детали, содержащие драгметаллы, заводится карточка учёта материалов по форме № М-17, утверждённая Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а, которая при учёте драгоценных металлов будет являться документом строгой отчётности. Порядок её ведения установлен п. п. 6.7, 6.8, 6.9 Инструкции, п. 13 Правил учёта и хранения драгоценных металлов.

В бухгалтерском учёте отражение лома и драгметаллов от ликвидации компьютера отражается записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты к учёту детали, содержащие драгметаллы, полученные при ликвидации компьютера (лом)10.691.1


ШАГ 4. Отражаем списание компьютера в бухгалтерском учёте.

Основанием для списания ликвидируемого компьютера с регистров бухгалтерского учёта является оформленный соответствующим образом акт о списании объекта основных средств и его демонтажа (ОС-4)4.
#ATTENTION#
Для учёта выбытия объектов основных средств к счёту 01 «Основные средства» может открываться субсчёт «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчёта отражается стоимость ликвидируемого объекта, а по кредиту – сумма накопленной амортизации.

На счетах бухгалтерского учёта списание компьютера отражается следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость компьютера01. Выбытие01
Списана накопленная амортизация0201. Выбытие


ШАГ 5. Отражаем реализацию деталей, содержащие драгметаллы.

Реализация деталей (узлов), содержащих драгоценные металлы, аффинажному заводу оформляется накладной или иным утверждённым в организации первичным документом, в котором отражается наименование драгоценных металлов, их масса как в лигатуре, так и в чистом виде. После переработки аффинажный завод представляет акт, на основании которого в учёте организации отражается выручка от реализации драгоценных металлов и драгметалл списывается с учёта. В случае расхождения данных о массе полученного драгметалла п. 6.20 Инструкции допускает исправление первоначальных учётных данных о массе драгоценных металлов на вес, указанный в акте аффинажного завода.

Аффинажный завод производит рассчёты со сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов5.

Содержание операций

ДебетКредит

Отражена передача лома аффинажному заводу

10-7

10-6

СТОРНО

Откорректирована стоимость

принятых к учёту деталей, содержащих драгметаллы,

исходя из фактического содержания в них драгметалла

10-6

91-1

СТОРНО

Откорректирована стоимость переданных заводу деталей, содержащих драгметаллы, исходя из фактического содержания в них драгметалла

10-7

10-6

Стоимость аффинажа включена в фактическую себестоимость выбывающих материалов

10-7

60

Признан прочий доход от реализации деталей, содержащих драгметаллы

62

91-1

Стоимость проданных деталей, содержащих драгметаллы, признана прочим расходом

91-2

10-7

Из стоимости работ удержана плата за детали

60

62

Получены денежные средства от аффинажного завода

51

62


Вариант 2. Утилизируем компьютер через специализированную организацию.

Процесс утилизации оргтехники связан с определённой опасностью загрязнения окружающей среды опасными для здоровья человека веществами. Поэтому разборку и последующую переработку оргтехники лучше поручить профессионалам – специализированной организации, имеющей на это соответствующую лицензию. Списанное и подлежащее демонтажу оборудование организация по своему усмотрению может передавать такой организации раз в год, квартал или по мере необходимости в течение года.
Рассмотрим порядок утилизации компьютера через специализированную организацию.

ШАГ 1. Готовим компьютер к передаче на утилизацию.

Необходимо выявить компьютеры, которые подлежат утилизации. Для передачи специализированной компании компьютеров на утилизацию оформляется акт приёма-передачи.

ШАГ 2. Обращаемся в специализированную организацию.

Со специализированной организацией заключается договор на разбор и утилизацию компьютера. Как правило, такие организации сами реализуют изъятые из оборудования детали, содержащие драгоценные металлы. Поэтому рекомендуем в договоре прописать, что полученные в результате переработки деталей и узлов оборудования драгоценные металлы отчуждаются специализированной организации за определённую плату. Это упростит процедуру учёта при передаче оборудования на утилизацию. По итогам утилизации с привлечением специализированной организации у организации-сдатчика должен быть в наличии следующий пакет документов:

  1. Подписанный договор на разбор и утилизацию компьютера.
  2. Акт приёма-передачи компьютера на утилизацию. В нём приводится перечень передаваемого оборудования и учётные данные по содержанию в нём драгоценных металлов с указанием их количества.
  3. Акт об утилизации (акт выполненных работ) предоставленного компьютера.
  4. Счёт-фактура на выполненные работы по утилизации.
  5. Акт об извлечённых драгметаллах и их стоимости.


Наличие всех этих документов поможет организации в будущем избежать возможных осложнений при любой ревизии или проверке.

ШАГ 3. Отражаем в учёте расходы на демонтаж компьютера специализированной организацией.

Расходы, связанные со списанием объектов основных средств (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), отражаются в бухгалтерском учёте в отчётном периоде, к которому они относятся, в составе прочих расходов6.

На основании акта выполненных работ по утилизации организация вправе снять с баланса данное оборудование, оформив акт о списании объекта основных средств и его демонтажа (ОС-4)7.

Утилизация компьютера с привлечением специализированной организации отражается в бухгалтерском учёте следующим образом:

Содержание операцииДебетКредит
Стоимость демонтажа признана прочим расходом91.260

Начислен доход от реализации драгметаллов

62

91.1

Стоимость платы за драгметаллы зачтена в стоимость работ по утилизации

60

62

Оплачены услуги по утилизации компьютера6051


Вариант 3. Продаём компьютер.

Избавиться от ненужного имущества можно, продав его. Что дальше будет происходить с объектом, продавца уже не касается. Именно поэтому компании иногда предпочитают продать объект хотя бы за минимальную цену и тем самым спасти себя от хлопот, связанных с демонтажем, утилизацией компьютера и реализацией цветных и драгоценных металлов.

ШАГ 1. Ищем покупателя.

Можно разместить объявление в сети Интернет, а также в печатном издании. В качестве покупателя привлечь юридическое лицо, скорее всего, будет маловероятно (кому нужна морально устаревшая техника и перспектива списания и утилизации). А вот физическое лицо вряд ли будет против купить дешёвый компьютер. Причём этот человек имеет право хоть на следующий день после покупки выбросить своё приобретение в ближайший мусорный контейнер. Никаких санкций ему за это не грозит.

ШАГ 2. Оформляем продажу компьютера.

Составляем договор купли-продажи. Нотариального оформления он не требует8. Затем оформляем акт приёмки-передачи по Форме ОС-19. Составление такого акта возможно не только при передаче объекта организации, но и физическому лицу, что ни в коем случае не противоречит законодательству. Кроме того, организация, согласно п. 3 ст. 168 НК РФ, при реализации компьютера обязана оформить и выставить покупателю счёт-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара.
#FOOTNOTE#
ШАГ 3. Отражаем продажу в бухгалтерском учёте.

В бухгалтерском учёте доход от продажи компьютера относится к прочим.

На счетах бухгалтерского учёта продажа компьютера, независимо от статуса покупателя, отражается следующим образом:

Содержание операцииДебетКредит
Списана первоначальная стоимость компьютера01. Выбытие01. ПС
Списана накопленная амортизация0201. Выбытие
Отражён доход от продажи6291.1
Поступили денежные средства от покупателя на расчётный счёт (в кассу)51(50-1)62


Таким образом, рассмотрев возможные варианты «избавления» от компьютера, можно сделать вывод о том, что процедура списания компьютера и его демонтаж своими силами – очень долгая, сложная и не всегда возможная, особенно для маленькой компании. Вариант продажи компьютера, конечно, сэкономит время, но, к сожалению, не всегда поиск покупателя заканчивается успехом. Поэтому лучше заключить договор на утилизацию компьютера со специализированной компанией. Это также позволит внести посильную лепту в защиту окружающей среды.

Примечание. Налоговый учёт операций по выбытию компьютера в результате списания, утилизации и продажи в рамках данной статьи не рассматривался.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить