PROпроверки 3.0

Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!

Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам
Получите всё необходимое для подготовки к камеральным проверкам!
  • Вебинар «Секреты проведения камеральных проверок» с бывшим сотрудником налоговой
  • Пошаговые инструкции, наглядные схемы налоговых проверок и образцы необходимых документов
  • Доступ к выделенной Линии консультаций по проверкам
Юристу Руководителю

Правовой статус биткоина на территории РФ

Вадим Муфтахов

Старший юрист-консультант Линий консультаций «Что делать Консалт»

12494

31 июля был принят Федеральный закон о цифровых финансовых активах, вступающий в силу 1 января 2021 года. Какие понятия ввёл новый закон и к чему относятся криптовалюты с точки зрения правового урегулирования, рассказал в статье Вадим Муфтахов, ведущий эксперт-юрист «Что делать Консалт».

Биткоин — очередная стадия эволюции в товарно-обменных отношениях. Когда-то наши прародители обменивались друг с другом товарами, потом для упрощения обмена появились первые деньги и прочие средства расчёта за товары и услуги.

В информационную эпоху средство расчёта эволюционировало в цифровую валюту или криптовалюту. Одна из таких криптовалют – биткоин, созданный в 2008-2009 годах. Криптовалюту можно обменять на другие валюты, товары и услуги, то есть криптовалюта стала полноценным участником гражданско-правовых отношений. Использование биткоина в гражданско-правовых отношениях породило необходимость его правового регулирования. Также владение биткоином потребовало правовой защиты такого владения.

Действующим законодательством до настоящего времени не было урегулировано понятие «криптовалюта». Позиция государственных органов строилась на следующем.

Правовой статус биткоина как допустимого средства платежа в РФ не установлен, и биткоин может быть отнесён к денежным суррогатам, использование и оборот которых на территории РФ запрещён. Официальной денежной единицей РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Аналогичный запрет на введение на территории РФ других денежных единиц, помимо рубля, и выпуск денежных суррогатов установлен и статьёй 27 ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Биткоин, как криптовалюта, не имеет единого эмиссионного центра, выпуск биткоина децентрализован, не контролируется Центральным банком РФ или иным эмиссионным центром — регулятором иностранного государства. Криптовалюты не гарантируются и не обеспечиваются ЦБ РФ. В связи с этим биткоин и другие криптовалюты могут быть отнесены к особого рода денежным суррогатам.

Такая позиция, в частности, была высказана Банком России (Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, биткоин» и в Информации Банка России от 04.09.2017 «Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)»). При этом Банк России подчёркивал, что в силу анонимного характера деятельности по выпуску криптовалют граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём, и финансирование терроризма.

Однако имелись решения суда, которые относили криптовалюту к иному имуществу гражданских прав в силу положений статьи 128 ГК РФ.  В частности, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 № 09АП-16416/2018 по делу № А40-124668/2017, где суд впервые отнёс криптовалюту к объектам гражданских прав, отметив, что криптовалюта может быть расценена применительно к статье 128 ГК РФ иначе, как иное имущество.

Между тем, начиная с 2018 года, в Государственной Думе обсуждался проект создания закона, положения которого предусматривали установление правового статуса криптовалюты. Данный проект был направлен на регулирование отношений, которые возникают при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.

По результатам обсуждения законопроекта 21 мая 2020 года в Минэкономразвития направлены законопроекты, которые устанавливали административную и уголовную ответственность за нарушение оборота и выпуска криптовалют. Законопроекты получили отрицательные отзывы как в гражданском сообществе, так и сразу в нескольких министерствах, в частности в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.

В результате критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили на доработку.

В итоге был принят ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Настоящий Закон является первым подобным нормативным актом и имеет свои недостатки. Однозначно положения Закона будут корректироваться в процессе его применения. В связи с принятием Закона о цифровых финансовых активах внесены изменения во многие нормативные акты, которые устанавливали правила использования криптовалюты. Изменения внесены в такие нормативные акты, как Закон об акционерных обществах, Закон о рынке ценных бумаг, Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России),  Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об исполнительном производстве, Закон о противодействии коррупции, Закон о национальной платёжной системе, и, конечно же, Гражданский кодекс.

   Закон начинает действовать с 01.01.2021. Основные положения Закона заключаются в следующем.

  1. Закон определяет понятие цифровой валюты. Согласно пункту 3 статьи 1 Закона цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчётной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему её правилам».

Следует учесть, что понятие в Законе приведено общее и не выделяет какую-либо конкретную криптовалюту. Приведённое понятие цифровой валюты позволяет применять его, в частности, к биткоину.

В пункте 2 статьи 1 Закона установлено понятие «цифровые финансовые активы»  (далее — ЦФА), «которыми признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим федеральным законом, выпуск, учёт и обращение которых возможны только путём внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределённого реестра, а также в иные информационные системы».

В пояснительных материалах к Закону Заключение Комитета СФ ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам от 23.07.2020 № 3.5-03/1230 по Федеральному закону «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 419059-7) говорится, что ключевое отличие ЦФА от цифровых валют это то, что в отношении ЦФА всегда существует обязанное лицо, в отношении цифровой валюты обязанного лица нет. ЦФА, как разновидность цифрового права, является объектом гражданских прав и в этой связи выступает законным объектом гражданско-правовых сделок. Цифровая валюта объектом гражданского права прямо не признана.

По результатам работы из Закона были убраны положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве.

  1. Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Сделки или обмен ЦФА возможно лишь через таких специальных операторов. Исходя из пункта 2 статьи 10 Закона оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть «кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям настоящего федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, которые включены Банком России на основании их ходатайства в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов».

Требования к иным юридическим лицам, которые намерены быть такими операторами, следующие.

В отношении коммерческих организаций:

а) личным законом юридического лица является российское право;

б) размер уставного капитала на день подачи ходатайства о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов составляет не менее 50 миллионов рублей;

в) размер чистых активов для хозяйственного общества, рассчитанный в соответствии с требованиями Банка России, составляет не менее 50 миллионов рублей;

г) участниками (в том числе членами, акционерами) такого юридического лица не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности;

д) в юридическом лице создан коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), а также созданы служба внутреннего контроля и служба управления рисками либо назначены контролёр и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками;

е) единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, члены коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета), главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролер), руководитель службы управления рисками (должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) такого юридического лица должны соответствовать требованиям к квалификации, установленным частью 4 настоящей статьи, и требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, в качестве единоличного исполнительного органа не выступает юридическое лицо, функции единоличного исполнительного органа не переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему);

ж) лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями), распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого юридического лица, должно соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи.

2) в отношении некоммерческих организаций:

а) личным законом юридического лица является российское право;

б) совокупный ежегодный размер имущественных взносов учредителей (участников, членов) в имущество юридического лица составляет не менее 50 миллионов рублей;

в) учредителями (участниками, членами) такой организации не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности;

г) в юридическом лице создан коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), а также созданы служба внутреннего контроля и служба управления рисками либо назначены контролёр и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками;

д) единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, члены коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) или в случае, если юридическое лицо создано в организационно-правовой форме фонда, попечительского совета такого юридического лица, главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля (контролёр), руководитель службы управления рисками (должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками) такого юридического лица должны соответствовать требованиям к квалификации, установленным частью 4 настоящей статьи, и требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, в качестве единоличного исполнительного органа не выступает юридическое лицо, функции единоличного исполнительного органа не переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Закрепляется, что оператор информационной системы обязан предоставлять содержащуюся в записях распределённого реестра информацию о цифровых финансовых активах, принадлежащих их обладателю, по требованию судов, Росфинмониторинга, при наличии согласия руководителя следственного органа — по требованию органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Кроме того, оператор информационной системы обязан предоставить информацию, если имеется решение суда по запросам, направляемым уполномоченными лицами в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, а также по требованию конкурсного управляющего (п. 3 ст. 6 Закона).

Оператор информационной системы должен собирать информацию и обеспечить её хранение  о сделках с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, а также об участниках таких сделок не менее пяти лет с даты совершения соответствующих сделок

  1. Закреплена необходимость информирования о владении цифровой валютой и сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций (п. 6 ст. 14 Закона).

Надзор за деятельностью оператора информационной системы будет осуществлять Банк России. Таким образом, законодатели поставили под контроль сделки, осуществляемые с использованием цифровой валюты.

Данный фактор может негативно отразится на сторонах такой сделки. Теперь для того, чтобы совершить сделку, потребуются время и расходы, в то время как раньше сделку можно было провести свободно.

  1. Законом установлен запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой. Это касается, в частности, российских юрлиц, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 5 ст. 14 ФЗ от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Фактически Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввёл основные понятия, связанные с  криптовалютами и является одним из немногих источников для развития самостоятельной отрасли цифрового права. На его основе будут издаваться другие связанные законопроекты. Как показал принятый закон, будут вноситься изменения в существующие законы и корректироваться действующие положения норм права под существующие реалии. Хорошими или плохими будут эти законопроекты, покажет время, но под натиском цифровой революции и применением новых технологий и процессов, применяемых для товарно-обменных отношений, законодатель будет вынужден проводить изменения в соответствии с действующим положением. Биткоин в этом случае, как основная криптовалюта мира, будет рычагом воздействия для стимулирования данных процессов.

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-67462 от 18 октября 2016 г. Контакты редакции: +7 (495) 974-73-74, smi@4dk.ru

Как удержать излишне выплаченную заработную плату 42 Налоговики выявили формальный документооборот, но суд разрешил учесть фактические расходы 82 Правила проведения общего собрания ООО 346
Ваши замечания и предложения
Неверный формат телефона
Введите текст
Узнать стоимость КонсультантПлюс
Телефон обязателен
Неверный Email

Принимаю пользовательское соглашение

Вход в личный кабинет
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email
Стать Клиентом
Обязательно для заполнения
Неверный формат телефона
Неверный Email