Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Статьи

Проверка трудовой инспекции

20.04.1820

На практике любая проверка государственного органа вызывает как минимум небольшие волнения у компании. Даже если компания на 100% юридически подкована в данной сфере, порой возникают вопросы: вдруг что-то не сделали из того, что необходимо, какие права и полномочия при проверке имеются у сторон и все в таком роде. В нашей статье напомним, как проводятся проверки трудовой инспекции и новшества по ним.

На практике любая проверка государственного органа вызывает как минимум небольшие волнения у компании. Даже если компания на 100% юридически подкована в данной сфере, порой возникают вопросы: вдруг что-то не сделали из того, что необходимо, какие права и полномочия при проверке имеются у сторон и все в таком роде. В нашей статье напомним, как проводятся проверки трудовой инспекции и новшества по ним.

Все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, а также вида деятельности, должны неукоснительно соблюдать нормы и требования трудового законодательства. Кроме этого, соблюдать трудовое законодательство должны и физические лица (индивидуальные предприниматели), привлекающие к трудовым отношениям работников. Трудовая инспекция, в свою очередь, контролирует и проверяет действия указанных лиц в области трудовых взаимоотношений.

Общие требования к проверкам

Итак, проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые. И та и другая проверка может быть как документарной, так и выездной. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлён руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Начнём с внеплановой проверки. Основания для неё поименованы в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Предметом внеплановой проверки, в частности, является:

  • соблюдение юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • выполнение предписаний органов государственного или муниципального контроля;
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

О её проведении, за некоторым исключением, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются трудовой инспекцией не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено ч. 9 и 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ. Плановая проверка проводится с целью установить (ст. 9 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдает ли юридическое лицо обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями Федеральной инспекции труда ежегодных планов. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. На сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/ размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок.

Документальное оформление проверки

Проверяющий орган должен уведомить юридическое лицо о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала её проведения. Сделать это можно посредством направления юридическому лицу копии соответствующего распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) этого органа (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и (или) подписанного квалифицированной электронной подписью электронного документа (по электронной почте на адрес, указанный юридическим лицом) либо иным доступным способом.

Любая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Работодатель вправе получить заверенную печатью копию такого документа (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Копию должностные лица, проводящие проверку, вручают руководителю (представителю) организации под подпись.

Распоряжение (приказ) о проведении проверки должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, и соответствовать типовой форме, утверждённой Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Если при проведении любой выездной проверки руководитель организации (иное уполномоченное лицо) отсутствует, то органы государственного или муниципального контроля не вправе осуществлять проверочные мероприятия (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

По окончании проверки проводившее её должностное лицо должно оформить акт по установленной форме (ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Акт составляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, которые имеют равную юридическую силу (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Один экземпляр акта с копиями приложений передаётся руководителю или уполномоченному представителю организации. В случае когда для составления акта проверки требуются заключения по результатам проведённых исследований (испытаний, экспертиз и др.), он составляется не позднее трёх рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. В силу п. 3 ст. 21 Закона № 294-ФЗ руководитель (иное должностное лицо или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте своё согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, её проводивших.

Кроме этого, работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных при проведении проверки нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, в частности, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц. Такие предписания выдаются должностными лицами, проводившими проверку, в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством РФ, если выявлено, что проверяемым лицом нарушены обязательные требования или требования, установленные муниципальными правовыми актами.

Если в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, он вправе после оформления акта о проведении проверки возбудить дело об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, перечислены в статье 28.3 КоАП РФ. К их числу, в частности, относятся государственные инспекторы труда.

Сведения о проводимых в организации проверках отражаются в журнале учёта проверок (при его наличии в организации). Записи в журнал учёта проверок заносит должностное лицо, проводящее проверку. Согласно ч. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ для ведения журнала учёта проверок можно использовать типовую форму, которая утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Что важно знать работодателю

У работодателей часто возникает вопрос: насколько глубоко проверяющие органы оценивают документы и за какой период они могут запросить документы в целях проведения проверок? В статье 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок проверяющие имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций. Причём закон не ограничивает контролёров в отношении периода для охвата проверкой. Поэтому в приказе/распоряжении о проведении проверки сведения о проверяемом периоде отсутствуют. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Поэтому работодатель не обязан представлять документы, срок хранения которых истёк.

Напомним, какие из кадровых документов относятся к обязательным и должны храниться у работодателя. Итак, это:

1) трудовые договоры, изменения к ним;

2) трудовые книжки и вкладыши к ним;

3) копии документов, предъявляемых при заключении трудового договора;

4) договоры о полной индивидуальной/коллективной материальной ответственности;

5) графики сменности при сменной работе (ст. 103 ТК РФ);

6) результаты медицинских обследований работников;

7) документы по учёту рабочего времени и расчётов с персоналом по оплате труда;

8) расчётные листки;

9) книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей к ним и приходно-расходная книга по учёту бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;

10) необходимые уведомления работников в случаях, установленных ТК РФ;

11) правила внутреннего трудового распорядка;

12) инструкции/ положения по охране труда с комплектом нормативных правовых актов по охране труда, применимых к организации;

13) документ, устанавливающий порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой области;

14) локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда.

Нововведения 2018 года

В завершение хотим рассказать о новшествах, которые вступили в силу не так давно. С 1 января 2018 года при осуществлении ряда плановых проверок применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов). К числу проверок, при которых применяются проверочные листы, относятся и проверки трудовой инспекции. Проверочные листы – это списки контрольных вопросов по теме проверки. С 1 января 2018 года они применяются при проверках работодателей, отнесённых к категории умеренного риска, с июля 2018 года – всех без исключения. Узнать, отнесена ли деятельность работодателя к категории умеренного риска, можно через запрос в Роструд (Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», далее – Положение о надзоре в сфере труда). Перед отправкой запроса на официальном сайте Роструда можно проверить, не отнесена ли деятельность работодателя к категории высокого или значительного риска (п. 21 Положения о надзоре в сфере труда).

Проверочные листы – это списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении работодателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 утверждены 107 проверочных листов.

Государственные инспекторы труда при проведении плановых проверок работодателей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) должны использовать проверочные листы, соответствующие предмету проверки (абз. 2 п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).

Во время проверки инспектор вправе задавать только те вопросы, которые есть в проверочном листе по предмету проверки. Никаких иных вопросов, не относящихся к тематике конкретной проверки, инспектор задавать не может (абз. 4 п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).

Подводя итог, можно сказать, что не всё так страшно, как кажется на первый взгляд, и при внимательной подготовке к проверке и надлежащего ведения кадрового документооборота проверяющие не выявят никаких нарушений.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить