Больше контента и возможностей будет доступно после авторизации

Как организациям отчитываться о мерах, принятых в отношении своих бенефициаров?

15.11.1782

Правительством Российской Федерации утверждены Правила представления юридическими лицами сведений о своих бенефициарных владельцах. В настоящей статье рассмотрим, с чем связано принятие правил, кто вправе запрашивать данные сведения, в какие сроки и каком объёме они должны быть предоставлены, а также какая ответственность грозит за их непредоставление.

Правительством Российской Федерации утверждены Правила представления юридическими лицами сведений о своих бенефициарных владельцах. В настоящей статье рассмотрим, с чем связано принятие правил, кто вправе запрашивать данные сведения, в какие сроки и каком объёме они должны быть предоставлены, а также какая ответственность грозит за их непредоставление.

Правила представления юридическими лицами сведений о своих бенефициарных владельцах

С чем связано принятие Правил представления юридическими лицами сведений о своих бенефициарных владельцах?

21 декабря 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма"» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон N 215-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона N 215-ФЗ Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – Закон N 115-ФЗ) был дополнен статьёй 6.1, которой устанавливается обязанность юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.

Напомним, что под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

В соответствии со ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ юридическое лицо обязано:

1) располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении них сведений;

2) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

3) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении них сведений не менее пяти лет со дня получения такой информации;

4) раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в своей отчётности в специально предусмотренных случаях и порядке;

5) представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо принятых мерах по установлению в отношении них сведений по запросу уполномоченного органа или налоговых органов.

В силу п. 6 ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений определяются Правительством Российской Федерации.

Однако, несмотря на существование данного законоположения, длительное время такой подзаконный акт принят не был, и лишь с 18 августа 2017 года начали действовать Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 (далее – Правила).

Какие органы и в каком порядке вправе запрашивать сведения о бенефициарных владельцах?

Юридические лица должны представлять сведения о своих бенефициарных владельцах по запросам:

— Федеральной налоговой службы России;

— территориальных органов ФНС России;

— Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);

— территориальных органов Росфинмониторинга.

Запросы могут направляться либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) через операторов электронного документооборота или на бумажном носителе. При этом операторы электронного документооборота должны соответствовать требованиям, утверждённым ФНС России.

При направлении запросов и получении на них ответов в электронной форме Росфинмониторинг использует информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру ФНС России.

Запросы в электронной форме формируются при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП).

Запросы должны быть подписаны руководителем (заместителем руководителя) ФНС России, начальником структурного подразделения, руководителем (заместителем руководителя) её территориального органа. Должностное лицо, имеющее право подписи запросов Росфинмониторинга, определяется внутренним приказом.

Какая информация должна быть предоставлена?

При получении запроса от уполномоченного органа юридическое лицо должно представить сведения о бенефициарных владельцах. Под информацией о бенефициарных владельцах понимается:

— фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

— гражданство;

— дата рождения;

— реквизиты документа, удостоверяющего личность;

— данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации (при их наличии);

— адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

— идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В то же время очевидно, что ресурсы отдельной организации всегда ограничены, а полномочия её работников несравнимы с возможностями правоохранительной системы. Именно по этой причине ни Законом N 115-ФЗ, ни Правилами не возлагается обязанность, которую юридическое лицо не в состоянии выполнить. Если вышеуказанные сведения о своих бенефициарных владельцах организации получить невозможно, то она должна представить документально подтверждённую информацию о принятых мерах по их установлению.

На это в своём информационном сообщении указал и Росфинмониторинг. Так, в случае если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо в случае получения запроса уполномоченных органов должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Документами, подтверждающими принятие мер, могут являться запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них.

Необходимо отметить, что согласно позиции Росфинмониторинга в случае, если в результате принятия предусмотренных Законом N 115-ФЗ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган юридического лица

Каков порядок предоставления сведений о бенефициарных владельцах?

При получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах (по состоянию на дату, указанную в запросе) в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях оно не позднее трёх рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения.

Ответ на запрос в электронной форме предоставляется в виде электронного сообщения либо по ТКС через оператора, либо на диске или флеш-накопителе с приложением сопроводительного письма в бумажном виде. Электронное сообщение подписывается УКЭП руководителя организации (иного лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица), а сопроводительное письмо на бумажном носителе – обычной подписью.

Определены случаи, когда электронные сообщения не принимаются:

— несоответствие их утверждённой структуре и формату;

— отсутствие УКЭП или несоответствие данных владельца сертифицированных средств УКЭП и лица, имеющего право подписывать ответа на запрос;

— отсутствие на сопроводительном письме подписи руководителя (иного уполномоченного лица);

— повреждение (дефект) материального носителя информации, которое не позволяет прочесть содержимое электронного сообщения.

В случае непринятия электронного сообщения, предоставленного по ТКС через оператора, налоговая служба в тот же день посредством электронного документооборота направляет в адрес юридического лица уведомление об отказе в его принятии с указанием причины отказа; в случае если ответ на запрос предоставлялся на материальном носителе, уведомление направляется в течение трёх рабочих дней.

В течение трёз рабочих дней после получения уведомления об отказе юридическое лицо обязано повторно направить электронное сообщение, исправив допущенные нарушения.

Что грозит за неисполнение обязанности по предоставлению сведений о бенефициарных владельцах?

За неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и предоставлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений по запросу Росфинмониторинга и ФНС России ст. 14.25.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Так, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей, на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

Важный нюанс!

В настоящее время отсутствуют правовые акты, направленные на реализацию Правил, что фактически ведёт к невозможности их применения на практике. В частности, не установлены требования, которым должны соответствовать операторы электронного документооборота, порядок взаимодействия ФНС России и Росфинмониторинга по использованию инфраструктуры, структура и формат запроса в электронной форме, образец запроса на бумажном носителе, структура и формат передаваемого электронного сообщения и т.д.

ФНС России и Росфинмониторингу поручено разработать и утвердить данные правовые акты в течение 180 дней, то есть не позднее 13 февраля 2018 года. В этой связи рекомендуется отслеживать принимаемые подзаконные акты и разъяснения контролирующих органов.

Таким образом, принятие Правил ведёт к созданию реальных правовых механизмов реализации ФНС России и Росфинмониторинга полномочий по получению сведений о бенефициарных владельцах юридических лиц. С учётом предусмотренной административной ответственности организациям следует серьёзно подойти к исполнению возложенных на них обязанностей.

Подключайте бота «Что делать Если»

Присылает материалы и трансляции от экспертов, на которые подписались, а также отслеживает изменения в темах, которые вы поставили на контроль.
Бонус: стикерпаки для бухгалтера и юриста.

Подключить