44-ФЗ: что изменилось с 1 января 2025 года и как с этим работать
Разобрали главные поправки, которые стоит учитывать заказчикам в новом году. Изменились нормы о преимуществе отечественных товаров и правила описания объекта закупки, есть новые нюансы в извещениях и обосновании НМЦК. Узнаете, как применяют 44-ФЗ автономные учреждения и юридические лица. Рассмотрели все новые случаи закрытых закупок и особенности работы с единственным поставщиком после 1 января 2025 года.

- 7 текстовых материалов
Что изменилось в национальном режиме?
Национальный режим подразумевает, что в приоритетном порядке закупаются российские товары, работы и услуги (далее — ТРУ), а не иностранные. С начала текущего года правила нацрежима станут едиными для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Они действуют для закупок, извещения по которым разместили после 1 января 2025 года, либо для контрактов с единственным поставщиком после этой даты. Рассмотрим подробнее.
1. Конкретные запреты и постановления уже прописал кабмин (Постановление Правительства от 23.12.24 № 1875)
Важно. Если есть запрет или ограничение, то в процессе исполнения контракта менять товары на иностранные нельзя. То же касается работ и услуг.2. Утратили силу все постановления Правительства по нацрежиму для отдельных товаров. До 2025 года такие постановления были для некоторых товаров:
- медицинские изделия (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102);
- лекарства из перечня ЖНВЛП (Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289);
- продукты (Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832);
- радиоэлектронная продукция (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878);
- промышленная продукция (Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 и № 617).
3. Введено правило «второй лишний». Иностранную заявку нужно будет отклонить, если в закупке участвует хотя бы одна российская. До 2025 года такое правило работало только при закупках радиоэлектроники и промышленной продукции (Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617).
Важно. Если есть запрет на иностранный товар, нельзя закупать его у единственного поставщика. То же касается единственного подрядчика или исполнителя, если это иностранное лицо.4. Размер преимуществ стал единым для всех ТРУ. Он составит 15 %. Это значит, что при сравнении предложений нужно мысленно снизить цену российских ТРУ на 15 % и уже с этим значением сравнивать цены на иностранные товары. Если цена российских ТРУ после снижения на 15 % оказалась ниже, закупаются именно они. Цена в контракте будет той, которую предложил участник, то есть без снижения.
До 1 января 2025 года было еще преимущество в размере 20 %, с 1 января такого значения уже нет.
Все правила по преференциям закрепили непосредственно в 44-ФЗ. Приказ Минфина № 126н утратил силу.
5. Условное снижение цены на 15 % работает во всех закупках, а также для поставляемых товаров. Правила едины для конкурсов, запросов котировок, аукционов и электронных аукционов, а также закупок «в электронном магазине». До 2025 года в аукционах цену снижали не условно, а реально. То есть иностранные ТРУ закупали по цене ниже на 15 %, чем предложил участник.
Кроме того, преимущества стали действовать и для поставляемых товаров. Напомним, это товары, которые подрядчик использует в своей работе. Например, шпатлевка, обои и клей, если закупаются работы по внутреннему ремонту. До 2025 года преимущества по приказу 126н к поставляемым товарам не применяли (Письмо Минфина от 10.06.2024 № 24-06-06/53522).
6. В извещении о закупке нужно рассказать о нацрежиме. Участники должны понимать, есть ли в отношении закупаемых ТРУ запреты, ограничения и преференции.
7. Описывать объект закупки нужно через характеристики российских товаров. Используйте параметры именно российских товаров, в том числе из КТРУ. До 2025 года это правило работало, только если нужно выполнить минимальную долю закупок (ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Важно. НМЦК тоже нужно обосновывать по коммерческим предложениям о поставке именно российских ТРУ.